ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье в качестве дискурса анализируются исследования современных ученых по проблеме формирования ценностей в современной России с учетом реалий времени, геополитических изменений и трансформационных процессов, отражающиеся на ценностных основах молодежи. Представлен опыт просветительских и образовательных организаций Республики Саха (Якутия) по сохранению и развитию ценностных основ семьи и семейного воспитания, таких как республиканский семейный чемпионат, посвященный Году семьи и детства; хоровая деятельность, раскрывающая самобытность русской ямщицкой культуры; социальная помощь и психолого-педагогическая поддержка кочевых семей; опыт этнопедагогического воспитания и взаимодействия с семьей школ города Якутска; комплекс мероприятий, направленный на поддержку, консультирование, укрепление молодых студенческих семей Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Авторы акцентируют внимание на том, что, именно молодое поколение представляет будущее развитие страны в контексте сохранения культурной и национальной идентичности, в основе которой духовно-нравственные и моральные ценности. В связи с чем проведено эмпирическое исследование по изучению семейных ценностей у студентов СВФУ. В опросе (анкетировании) приняли участие студенты педагогических направлений, в количестве 220 респондентов. По результатам исследования установлены: положительное отношение к институту семьи, предпочтение юридически зарегистрированного брака, оптимальный возраст для создания семьи, планируемое количество детей, приоритет семейных ценностей среди студентов, таких как любовь, здоровье, образование, взаимопомощь и взаимоуважение, трудолюбие и ответственность, справедливость и честность, уважение к старшим и традициям семьи.
В статье рассматривается вопрос формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся с помощью геоинформационных систем (ГИС) на уроках географии. В условиях интенсивного потока информации обучающийся должен уметь самостоятельно организовывать свою деятельность и самообразование, поэтому одним из наиболее важных направлений современного образования является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), которые являются основой для развития способностей к обучению. На основании вышесказанного, следует отметить цель исследования: разработка методики формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках географии с использованием ГИС-технологий (на примере темы «Африка», 7 класс).
В статье описывается лингвострановедческий подход к изучению русского языка как иностранного на примере методической работы в вузах Республики Карелия (Петрозаводский государственный университет, Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Глазунова). Авторы акцентируют внимание на изучении символического пространства Республики Карелия как форму приобщения иностранных студентов к национальной культуре. Рекомендуются к рассмотрению государственные символы – герб, флаг и гимн республики, также природа и достопримечательности Карелии (медведь, комар, морошка, водопад Кивач и др.), карельская кухня, сувениры, музыка, фольклор, литература, персоналии и многое другое. Представленные в статье образцы заданий (для уровня владения русским языком А2–В1) по темам «Государственные символы Республики Карелия», «Калитки», «Кантеле» апробированы авторами на занятиях в вузах и составляют научную новизну исследования. Также в статье дан краткий обзор учебной литературы по русскому языку как иностранному, где упоминается Республика Карелия. История и культура регионов России, многообразие национальных традиций становятся понятны иностранному студенту через осмысление неразрывной связи разнообразных современных и имеющих древнюю историю символов. Такая работа на занятиях по русскому языку как иностранному значительно расширяет кругозор обучающихся, усиливает интерес к национальной культуре и изучению русского языка, активизирует познавательную активность, помогает справиться со сложностями адаптации, делая понятным окружающий мир и социум.
Актуальность научного обзора источников по проблеме нравственного воспитания молодого поколения в Китае подтверждается тем, что в стране сложилась устойчивая система воспитания молодежи, которая дает положительный эффект и сказывается в общем и на развитие страны. Поэтому наблюдается научный интерес и потребность в изучении, критическом анализе источников, отражающих мнения и суждения китайских исследователей по проблемам основ нравственного воспитания молодого поколения граждан Китая. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы обосновать и раскрыть подходы и идеи по становлению теории и практики нравственного воспитания в китайской педагогике. В процессе проведения научного обзора использованы материалы педагогической литературы, документов по проблемам воспитания в Китае и методы теоретического анализа, систематизации, синтеза, обобщения. В статье приводятся фрагменты результатов анализа историко-педагогических источников китайских авторов по проблеме нравственного воспитания молодого поколения. Это позволило определить основы нравственного воспитания в Китае, а также влияние на данный процесс советской педагогики. Авторы актуализируют суждения ученых Китая по определению цели, задач, содержания нравственного воспитания, состава моральных качеств китайской молодежи. Также раскрыты идеи, практика и концепции советских педагогов, используемые на протяжении многих десятилетий педагогами Китая. По результатам исследования процесса нравственного воспитания молодого поколения приведены методы воспитания обучающихся в китайской педагогике, которые оказывают большое влияние на интеграцию обучения и воспитания, что дает положительный эффект формирования нравственных качеств молодежи. В перспективе может быть исследован феномен устойчивости результатов воспитания подрастающего поколения Китая.
Статья посвящена теоретическому анализу становления лингвистических традиций в области русистики в Республике Саха (Якутия) в контексте описания научных исследований, формирования научных школ, возвращения из научного небытия имен исследователей, внесших большой теоретический вклад. В ней описан исторический путь организации и становления первой кафедры русского языка и русской литературы в Якутском педагогическом институте в 1935– 1950-е гг. ХХ века, представлены первые заведующие кафедрой, стоявшие у истоков формирования научных школ и направлений в области русской филологии. В статье исследуются вузовские традиции, заложенные блестящей плеядой первых преподавателей, которые создали благоприятные условия для развития университетской филологической науки, их труды, отличающиеся высоким уровнем академизма, стремлением изучать региональные особенности, динамику русско-якутских языковых и литературных связей, взаимодействие русского языка и языков народов Якутии, привлекать диалектный материал, развивать вузовскую филологическую науку, заложили основы будущих научных школ филологического факультета. Период становления кафедры русского языка и литературы в ЯГПИ в истории высшего филологического образования Якутии имеет особое значение, характеризуется достижениями советской филологической школы, нуждается в скрупулезном изучении и дальнейшем исследовании.
Статья посвящена описанию основных общедидактических методов обучения, обеспечивающих овладение учебным предметом и стимулирующих учебную деятельность иностранных учащихся путем внедрения на уроке различных онлайн-сервисов, способных повысить эффективность образовательного процесса. В статье рассматривается актуальность применения различных онлайн-сервисов в процессе реализации общедидактических методов обучения и способствующих расширению дидактического инструментария преподавателя на уроках русского как иностранного. Автор предлагает рассмотреть использование учебных онлайн-ресурсов Quizlet, LearningApps, Simpleclass, Storyjumer, Renderforest, Supa, StoryboardThat, Plickers, Wordwall.net, Excalidraw на уроке. Рассмотрев возможности их использования, автор приходит к выводу о том, что данные онлайнсервисы помогают преподавателю интенсифицировать учебный процесс, внедряя использование различного интерактивного контента при которых усвоение учебного материала характеризуется определенным набором методических приемов и форм работы на уроке.
Актуальность исследования связана с необходимостью совершенствования методики обучения русскому языку китайских студентов в связи с расширением торговых контактов между Россией и Китаем и современными тенденциями в образовании. Новизна работы состоит в отсутствии исследований по применению искусственного интеллекта в процессе обучения китайских студентов русскому языку. Цель работы − рассмотреть теоретические основы обучения китайских студентов русскому языку с применением технологий искусственного интеллекта, такие как описание общедидактических и частнодидактических принципов обучения, оценка культурных и технических барьеров в педагогическом процессе, указание на специфику применения чат-ботов в преподавании русского языка и важность корректных формулировок запросов к чат-боту (промптов). Представлены результаты опроса китайских студентов Института иностранных языков Чанчуньского политехнического университета, в результате которого обнаружены факторы, способствующие повышению мотивации к обучению иностранных языков вообще и русского языка в частности и определена роль современных методов обучения, в частности использования чат-ботов. Указана проблема использования чат-ботов, способных осуществлять поддержку педагогического эксперимента на русском и китайском языках, которая состоит в первую очередь в отсутствии таких чатботов, которые можно использовать для осуществления качественной письменной и устной коммуникации в процессе обучения китайских студентов русскому языку. Определена специфика модели обучения китайских студентов русскому языку, основанной на полимодальном и межкультурном подходах. Отмечено, что основополагающие правила формулирования промптов, рассмотренные в публикациях и на сайтах, являются общедидактическими. Из частнодидактических принципов формулирования промптов предлагается считать принцип совершенствования языковой компетенции китайских студентов в области русского языка. Выявлено, что наиболее проблематичным в использовании метода промпт-инжиниринга в преподавании русского языка китайским студентам является формулирование промптов с учетом специфики лексического и культурологического материала.
В статье рассматривается проблема развития навыков и действий обучающихся в чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях. Одним из современных, технологичных и результативных решений по оттачиванию навыков действий в таких ситуациях являются иммерсивные тренажеры, реализуемые как на стационарных ПК, так и в VR-системах. С появлением новых и более доступных систем виртуальной реальности иммерсивные тренажеры набирают популярность в образовании, в том числе и их версии для персональных компьютеров. Отработка необходимых навыков в иммерсивных тренажерах позволяет создать абсолютно безопасную для обучения среду, где обучающиеся могут практиковать без риска для своей жизни необходимые навыки и принимать решения в различных чрезвычайных ситуациях. Такой вид обучения позволяет последовательно, алгоритмически продуманно выполнять необходимые действия, повышает уровень подготовки человека в критических ситуациях, улучшает реакцию и способствует сохранению жизни. Представленный перечень чрезвычайных ситуаций лег в основу разработанного иммерсивного тренажера для обучения действиям в образовательных учреждениях. Раскрыт процесс разработки иммерсивного тренажера в среде Unity с применением инструмента ProBuilder. Разработана система критериев для фиксации результатов обучения на иммерсивном тренажере. Описан эксперимент по применению разработанного иммерсивного тренажера как средства отработки навыков и действий при возникновении чрезвычайных ситуаций. Представлены результаты, подтверждающие его эффективность, а также предложены пути его дальнейшего совершенствования, расширения функциональных возможностей.
В современной дидактической науке отмечается, что формирование коммуникативной компетенции у студентов, изучающих иностранный язык, невозможно без формирования социокультурной, лингвострановедческой и страноведческой компетенций. В связи с чем на всех этапах обучения возникает необходимость обращения к текстам, содержащим лингвокультурологическую информацию, к которым, безусловно, относятся тексты о русских композиторах. Материалы о биографии русских композиторов и их творчестве позволяют расширить знания учащихся о русской истории, понять русскую культуру, сформировать положительный образ России и ее народа. Таким образом, тексты о русских композиторах выполняют функцию культурной адаптации. Следует также отметить высокий лингводидактический потенциал подобных текстов, то есть возможность их использования при изучении лексических и грамматических тем на занятиях по русскому языку как иностранному. Форма работы с такими текстами показана на примере текста о музее П. И. Чайковского в Клину. Описаны варианты заданий, направленных на отработку и закрепление лексики, отдельных тем русской грамматики и развитие различных видов речевой деятельности.
В современном мире особое значение приобретает информационная составляющая человеческой культуры в целом. Условием развития личности становится обучение на протяжении всей жизни в цифровой образовательной среде. Важной формой обучения в информационном обществе является дистанционное обучение, при котором взаимодействие субъектов образовательного процесса осуществляется на расстоянии. Недостаточная разработанность теории обучения в цифровой среде, практика реализации дистанционного обучения доказывают необходимость проведения исследований в этой области. Особые трудности возникают при дистанционном обучении естественнонаучным дисциплинам, например химии. В практической части статьи описывается пример планирования системы уроков по органической химии. Представлено тематическое планирование уроков раздела «Азотсодержащие органические соединения. Химия полимеров» в традиционном очном формате и с использованием дистанционных способов организации учебной деятельности. За основу организации уроков берется педагогическая технология «перевернутый класс».
Цель исследования – представить краткий обзор форм и средств профориентации на медицинские специальности. Задачами исследования выступили изучение технологий и форматов современной профориентации, в том числе принципов образовательной профориентации; краткий анализ профориентационных практик учебных заведений медицинского профиля (медицинские классы, предуниверсарии, малые медицинские академии, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, курсы, исследовательская, кружковая деятельность и др.). Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что активизация и обновленные формы профильной медицинской ориентации и допрофессиональной подготовки будут способствовать раннему выявлению профессионального интереса школьников и направленности к медицине, формировать их готовность к обучению в учебном заведении профессионального образования. Методы исследования: изучение научно-педагогической литературы и интернет-ресурсов, обобщение, опрос школьников.
Статья представляет собой перечень и анализ методик применения искусственного интеллекта в системе обучения русскому языку иностранцев в таких аспектах, как говорение, чтение, письмо и аудирование. Актуальность статьи определяется двумя факторами: неуклонным расширением сфер использования ИИ, включая образовательный процесс, а также функциональной адаптивностью нейросетей в аспекте изучения именно иностранного языка. Цель статьи состоит в описании подходящих для педагогического процесса программ ИИ, сильных и слабых сторон их применения. Для достижения исследовательского результата реализованы такие методы, как контент-анализ, дискурсивный и корреляционный анализы, а также эмпирический подход и моделирование. В результате авторы приходят к выводу об эффективности практики использования нейросетей в обучении русскому языку как иностранному, особенно в группах, где уровень знания языка – В1 и выше. Отличительной чертой исследования является уделение большого внимания самостоятельной работе учащихся, формированию правильных навыков применения нейросетей в образовательном процессе, способам повышения мотивации к обучению через ИИ, в том числе через обращение к нетекстовым программам обработки данных. Особое внимание авторы уделяют ChatGPT 3,5 как наиболее популярной нейросети среди учащихся, ввиду ее актуального контента, простоты в использовании и финансовой доступности. В статье приводятся примеры текстов, созданных данной программой, осуществляется их подробный лингвистический разбор в контексте педагогической практики; подробно описывается алгоритм использования ChatGPT 3,5 в процессе подготовки монологического высказывания, пересказа и реферирования текста, осуществления коммуникации в официальном и неофициальном регистрах общения. Помимо данной программы, рассмотрены также Duolingo, Learn Russian, Memrise, SONIX и Google Cloud Speech-to-Text, которые наиболее полезны в тренировке таких аспектов РКИ, как аудирование, фонетика и грамматика. В заключение авторы указывают на перспективы развития методики обучения РКИ с опорой на ИИ, в первую очередь – в контексте работы с лексикой русского языка.
В статье на основе экспертной оценки ESG-политики Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) показаны стратегии российских университетов по достижению целей устойчивого развития. Результаты сопоставительного анализа практик управления ведущих университетов страны и мира показывают, что концепция устойчивого развития территорий занимает ведущее место в теоретических и ценностных основаниях институциональных трансформаций в системе высшего образования. Представлен обзор современных исследований в области описания, оценки и масштабирования лучших образовательных практик, анализ преобразований в образовательной и научной деятельности вузов России, стран Северной Европы и Северной Америки. Дана сравнительная оценка новых практик управления вузом. Опыт СВФУ позволяет раскрыть основные механизмы и инструменты локализации ESG-повестки в вузе, расположенном на Севере России, учета пространственных и социальных факторов при принятии решений внедрения целей и принципов устойчивого развития. По итогам описания практик управления даны рекомендации по их масштабированию в системе высшего образования.
В статье рассматриваются теоретические основы ризоматического обучения как одного из перспективных направлений современной философии образования. Особое внимание уделяется его актуальности в условиях изменения мировых реалий, обозначаемых концепциями BANI, SHIVA и TACI, а также трансформации эпистемологических и дидактических подходов. Принципы ризомы как методологической базы обучения раскрываются в контексте постструктурализма и философии постмодерна. В работе представлены основные характеристики ризоматического обучения, его связь с концепцией номадологии, а также пути применения в образовательных практиках. Обсуждаются проблемы адаптации данной модели к современным вызовам, связанным с неопределенностью и сложностью окружающего мира.
В данной научной исследовательской работе анализируются нейродидактические подходы, которые направлены на преодоление языковых барьеров у иностранных студентов при изучении русского языка как иностранного (РКИ). Основное внимание уделяется нейроупражнениям, которые активизируют когнитивные, моторные и эмоциональные функции мозга, способствуя формированию устойчивых языковых компетенций. В статье рассматривается интеграция нейродидактических техник в преподавании РКИ, что способствует успешному и эффективному овладению русским языком как иностранным.
В статье раскрыты вопросы преподавания учебного предмета химии, роль и место её в учебном плане в средних профессиональных учебных заведениях, в частности, балетной школе (колледже). Химия как общеобразовательная дисциплина в учебных планах СПОУ является обязательной, она изучается практически во всех специальностях и направлениях, количество преподаваемых часов зависит от специфики направления и специальности. Курс химии в СПОУ учеными и методистами [А. Деркач и др.] рассматривается как: теоретическая дисциплина, выполняющая общеобразовательную функцию и направленная на формирование теоретических знаний, необходимых для понимания сущности химических процессов в окружающей действительности, имеющая отношение и к будущей профессиональной деятельности; прикладная, нацеленная на формирование практических и прикладных знаний и умений, необходимых в реальной жизнедеятельности любого человека.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье представлены результаты эмпирического исследования полоролевых стереотипов школьников восьмых классов, обучающихся в классах с раздельным и совместным обучением. Применялся следующий блок методик: опросник «Я женщина / мужчина» Л. Н. Ожиговой для определения когнитивного компонента половой идентичности в структуре развития личности, позволяющий изучить не только особенности личности, но и степень подверженности полоролевым стереотипам; полоролевой опросник С. Бем, способствующий выявлению степени андрогинности, маскулинности, фемининности личности. На обследуемой выборке установлено различие в стереотипах мужчин / женщин подростков, проходящих раздельное и смешанное обучение в школе. Данный факт может свидетельствовать о более резком разграничении полоролевых характеристик у школьников 14-16 лет, проходящих обучение в однородной по признаку пола группе, и о наличии у них более чётких представлений о разных полах, их социальных функциях и особенностях. Школьники, обучающиеся в классах со смешанным обучением, имеют более андрогинные полоролевые стереотипы. И, наоборот, подростки, обучающиеся в классах с раздельной формой обучения, имеют более выраженные полоролевые стереотипы: мальчики – более маскулинные, девочки – более фемининные. В статье даны рекомендации и обозначены перспективы исследования, в частности изучения взаимосвязи содержания стереотипов и представлений о половых ролях родителей, значимых взрослых, мотивации родителей выбора той или иной формы обучения для ребенка, то есть включением в анализ более широкого контекста социализации (семья, ближайшее окружение, СМИ, в частности, интернет).
В статье рассматривается проблема субъектной ресурсности как предпосылки формирования фрустрационной толерантности и целостной личности в ситуации неопределённости. Авторы анализируют различные аспекты этой проблемы, опираясь на теоретические исследования и эмпирические данные. В работе представлены результаты анализа, которые могут быть полезны для понимания механизмов формирования фрустрационной толерантности, развития субъектности и становления целостной личности. Результаты изучения обозначенной проблемы были положены в основу не только обособленной теоретической концепции в психологии, но и использовались в качестве отправной точки для проведения целого комплекса практико-ориентированных исследований особенностей адаптационных механизмов личности. Авторы приходят к выводу, что основной движущей силой формирования и развития фрустрационной толерантности выступает внутренняя работа личности над собой. Ключевыми качествами и навыками, над которыми необходимо работать субъекту, выступают навыки самоанализа, способность к саморегуляции и самоконтролю. Также особое значение приобретает способность к выработке рациональных решений в ситуации эмоциональной нестабильности. Помимо этапности исследуемый процесс формирования целостной личности в ситуации неопределенности в контексте субъектной ресурсности включает в себя следующие аспекты: коммуникативные навыки, процесс развития самосознания, способность к самоконтролю и саморегуляции, формирование адекватной самооценки и позитивного отношения к себе, развитый навык принятия решения. В заключение статьи авторы приходят к выводу, что субъектная ресурсность является важным условием формирования целостной личности в ситуации неопределённости, а также способствует формированию у человека активной субъектной позиции.
В статье сравнивается содержание репрезентаций комфортности образовательной среды Университета. Образовательная среда рассматривается как психологическое пространство, имеющее трехкомпонентную структуру. Вводится тезис о зависимости структуры и содержание психологического пространства, зависящие от субъекта. Образовательная среда понимается как инструмент развития обучающегося и его причина. Одним из существенных параметров образовательного пространства является комфортность. Психологический комфорт образовательного пространства обозначает, что для всех участников образовательного процесса имеется возможность жизнедеятельности в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем индивидуальным особенностям и потребностям. Сравнение проводится в группах студентов, обучающихся на разных курсах: первокурсниках, начинающих обучение, и студентах выпускных курсов (4-го или 5-го, в зависимости от образовательной программы и сроков ее освоения). Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью сравнения репрезентаций психологической комфортности пространства Университета студентами ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», обучающимися на разных курсах. Предполагается, что различия в содержании репрезентаций, отражающие структурирование психологического пространства, обусловлены различной значимостью элементов среды для разных групп студентов, спецификой их деятельности и субъективного опыта. Исследование проводится с помощью частного семантического дифференциала. Сравнивается содержание полученных универсалий. Выявлено сходство в оценке образовательного пространства, показывающее общую положительную оценку Университета студентами как комфортного пространства. Зафиксированы общие для групповых субъектов характеристики пространства, связанные с реализацией основной образовательной функции Университета. А также установлены различия в содержании репрезентаций студентов разных курсов, фиксирующие разный смысл образовательной деятельности для этих групп испытуемых. Обозначены перспективы исследования.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Эстетика – особая область философии и науки, где возникает много вопросов, в первую очередь методологических. Спорные вопросы методологии эстетики рассмотрены в Новое время выдающимися философами. На этой основе авторы исследуют пределы возможностей эстетической методологии, основные положения и выводы предварительного рассмотрения проблемы. Авторы формулируют контуры методологии эстетики, сводящиеся к выявлению её границ и основных принципов. Методология должна быть синтетической, включая разные методы и подходы, которые не объединяются все сразу, а используются по отдельности в определенных обстоятельствах для конкретных задач. Они могут составлять отдельные этапы восхождения к решению рассматриваемой проблемы, либо находиться в пределах границ, в которых используется свой отдельный метод. Тем не менее, эти методы составляют единое целое, благодаря созвучию ритмов, общей их синергии. Большое значение может иметь двухкамерность методологического подхода, которая должна отделять процесс творчества и сущностное ядро произведения от его исследования и интерпретации. Последние могут быть как рациональными, так и опираться на различные формы «эмпатии», сопереживания, использовать наработанные подходы и приемы герменевтики и феноменологии. Ключевой проблемой в эстетической методологии является проблема эстетической ценности, которую следует рассматривать как опирающуюся на совокупность ритмов, которые связывают используемые методы в единое целое. Им соответствуют различные ритмы исходя, например, из «интервального метода» гуманитарных наук (каждому интервалу соответствует свой подход). Это соответствует и относительной ценности отдельных произведений, которая с течением времени может ослабевать или нарастать.
Межкультурная коммуникация является сложным процессом, включающим в себя взаимодействие людей различного культурного происхождения, которые имеют разные убеждения, ценности и поведенческие нормы. Такая коммуникация часто сталкивается, несмотря на преимущества, связанные с обменом культурным опытом, с проблемами, связанными с недостатком доверия между коммуникаторами. Цель настоящей статьи – исследование концепции доверия в межкультурной коммуникации как ее проблемной области, а также исследование связанных с доверием вопросов, которые способствуют более глубокому пониманию его построения. В данной статье доверие рассматривается сквозь призму социального капитала, как его фундаментальный элемент, а также посредством его связи с самораскрытием, которое играет важную роль в построении доверия. В статье показано, что доверие поддерживает социальный порядок и обеспечивает долгосрочные социальные связи. Раскрытие информации играет решающую роль в развитии и поддержании отношений, повышении успешности коммуникации. В настоящей работе сделан вывод о том, что доверие способствует сотрудничеству между членами группы, поддерживает социальный порядок и обеспечивает выгодные долгосрочные обмены. Раскрытие информации, которое также можно рассматривать как признак доверия, играет решающую роль в развитии и поддержании отношений и повышении успешности коммуникации, а также способствует установлению доверия и снижению негативных последствий недоверия в межкультурной коммуникации. Дальнейшие исследования в этой области могут способствовать развитию методов и подходов, способствующих установлению доверия и снижению негативных последствий недоверия в межкультурной коммуникации.
Статья посвящена определению специфики философии в новых реалиях развития науки. Обосновывается утверждение, что научная сторона философии заключается в разработке методологии научного познания, а мировоззренческая позиция в гносеологических, аксиологических проблемах. Отличительной чертой философского мышления является систематизация разных процессов (природных, социальных, культурных). Задачей является выявление влияния современной философии на развитие науки и социальные процессы, так как фундаментальная часть любой науки имеет непосредственное отношение к философии. Актуальность заключается в том, что в современных условиях развития науки, глобализации, роль философии значительна. Методологическую основу исследования составили сравнительно-аналитический, системный подходы, с помощью которых были выявлены роль, особенности философского знания и осуществлён анализ взаимосвязи науки и философии. Философия тесно связана с практической жизнью и направлена на осмысление актуальных проблем бытия, сложных систем, где требуется решение комплексных междисциплинарных проблем. Философский анализ расширяет границы видения проблемы, выступает как универсальный инструмент познания. Благодаря философии появляются новые подходы к исследованию, возрастает значимость аналитических, рационалистических подходов, в том числе сферы этико-культурного содержания. Одной из перспективных направлений является развитие синтетической философии, в мире цифровой революции, чем больше в мире изменений, тем больше необходима философия. Философия по-прежнему выступает посредником между науками, людьми, как когда-то древнегреческая философия начала с анализа устройства мира, с поиска ответов на вопросы социального бытия и познания, которые сегодня особенно важны, когда возможности человека начинают угрожать самому человеку. Также тысячелетиями оперируем философскими категориями, как причина, система, структура, движение, вероятность, пространство, время и т. д.