Технологии применения искусственного интеллекта в методике обучения русскому языку как иностранному
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-110-118
Аннотация
Статья представляет собой перечень и анализ методик применения искусственного интеллекта в системе обучения русскому языку иностранцев в таких аспектах, как говорение, чтение, письмо и аудирование. Актуальность статьи определяется двумя факторами: неуклонным расширением сфер использования ИИ, включая образовательный процесс, а также функциональной адаптивностью нейросетей в аспекте изучения именно иностранного языка. Цель статьи состоит в описании подходящих для педагогического процесса программ ИИ, сильных и слабых сторон их применения. Для достижения исследовательского результата реализованы такие методы, как контент-анализ, дискурсивный и корреляционный анализы, а также эмпирический подход и моделирование. В результате авторы приходят к выводу об эффективности практики использования нейросетей в обучении русскому языку как иностранному, особенно в группах, где уровень знания языка – В1 и выше. Отличительной чертой исследования является уделение большого внимания самостоятельной работе учащихся, формированию правильных навыков применения нейросетей в образовательном процессе, способам повышения мотивации к обучению через ИИ, в том числе через обращение к нетекстовым программам обработки данных. Особое внимание авторы уделяют ChatGPT 3,5 как наиболее популярной нейросети среди учащихся, ввиду ее актуального контента, простоты в использовании и финансовой доступности. В статье приводятся примеры текстов, созданных данной программой, осуществляется их подробный лингвистический разбор в контексте педагогической практики; подробно описывается алгоритм использования ChatGPT 3,5 в процессе подготовки монологического высказывания, пересказа и реферирования текста, осуществления коммуникации в официальном и неофициальном регистрах общения. Помимо данной программы, рассмотрены также Duolingo, Learn Russian, Memrise, SONIX и Google Cloud Speech-to-Text, которые наиболее полезны в тренировке таких аспектов РКИ, как аудирование, фонетика и грамматика. В заключение авторы указывают на перспективы развития методики обучения РКИ с опорой на ИИ, в первую очередь – в контексте работы с лексикой русского языка.
Об авторах
И. Ю. ПогореловаРоссия
ПОГОРЕЛОВА Ирина Юрьевна – к. филол. н., доцент кафедры русской филологии и литературного творчества, старший научный сотрудник, руководитель лаборатории научного редактирования и популяризации научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности, член учебно-методического отдела Центра международного образования
г. Пятигорск
Т. Д. Савченко
Россия
САВЧЕНКО Татьяна Дмитриевна – к. филол. н., доцент кафедры русской филологии и литературного творчества, руководитель учебно-методического отдела Центра международного образования
г. Пятигорск
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 10.10.2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» // Гарант. URL: https://base.garant.ru/72838946/ (дата обращения: 10.02.2024).
2. Филатова, О. Н. Применение нейросетей в профессиональном образовании / О. Н. Филатова, М. Н. Булаева, А. В. Гущин // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77-3. – С. 243-245.
3. Шобонов, Н. А. Искусственный интеллект в образовании / Н. А. Шобонов, М. Н. Булаева, С. А. Зиновьева // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 79-4. – С. 288-290.
4. Сысоев, П. В. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы / П. В. Сысоев, Е. М. Филатов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2023. – Т. 28. – № 1. – С. 66-72.
5. Арзютова, С. Н. Использование ChatGPT в обучении английскому языку / С. Н. Арзютова // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. – 2023. – № 16. – С.39-47.
6. Аль-Кайси, А. Н. Интеллектуальный голосовой помощник Алиса на уроках русского языка как иностранного (уровень А1) / А. Н. Аль-Кайси, А. Л. Архангельская, О. И. Руденко-Моргун // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – № 2. – С. 239-244.
7. Гафурова, Л. Р. Использование искусственного интеллекта при обучении русскому языку как иностранному: теоретический аспект / Л. Р. Гафурова // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-priobuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 10.02.2024).
8. Ельникова, С. И. Искусственный интеллект в системе обучения РКИ и оценке уровня владения русским языком как иностранным / С. И. Ельникова // Русский язык за рубежом. – 2020. – № 2 (279). – С. 20-26.
9. Козловцева, Н. А. Искусственный интеллект в обучении русскому языку как иностранному: опыт финансового университета / Н. А. Козловцева // МНКО. – 2023. – № 6 (103). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-obuchenii-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu-opytfinansovogo-universiteta(дата обращения: 10.02.2024).
10. Li P., Ning Y., Fang H. Artificial intelligence translation under the influence of multimedia teaching to study English learning mode // Int. J. Electr. Eng. Educ., 2021. № 12.
11. ChatGPT 3,5. URL: https://trychatgpt.ru/ (дата обращения: 10.02.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Погорелова И.Ю., Савченко Т.Д. Технологии применения искусственного интеллекта в методике обучения русскому языку как иностранному. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(4):110-118. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-110-118
For citation:
Pogorelova I.Yu., Savchenko T.D. Artificial intelligence application technologies in the methodology of teaching russian as a foreign language. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(4):110-118. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-110-118