Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Особенности обучения химии как общеобразовательной дисциплины в балетной школе (колледже)

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-145-158

Аннотация

В статье раскрыты вопросы преподавания учебного предмета химии, роль и место её в учебном плане в средних профессиональных учебных заведениях, в частности, балетной школе (колледже). Химия как общеобразовательная дисциплина в учебных планах СПОУ является обязательной, она изучается практически во всех специальностях и направлениях, количество преподаваемых часов зависит от специфики направления и специальности. Курс химии в СПОУ учеными и методистами [А. Деркач и др.] рассматривается как: теоретическая дисциплина, выполняющая общеобразовательную функцию и направленная на формирование теоретических знаний, необходимых для понимания сущности химических процессов в окружающей действительности, имеющая отношение и к будущей профессиональной деятельности; прикладная, нацеленная на формирование практических и прикладных знаний и умений, необходимых в реальной жизнедеятельности любого человека.

Об авторах

С. А. Федорова
Республиканская балетная школа (колледж) им. А. и Н. Посельских
Россия

ФЕДОРОВА Саргылана Александровна учитель биологии и химии, старший преподаватель

г. Якутск



К. Е. Егорова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

ЕГОРОВА Аксинья Егоровна – д-р пед. н., профессор, профессор-руководитель образовательной программы по педагогическому направлению Института естественных наук 

г. Якутск



Список литературы

1. Бадуева, П. М. Взаимосвязь курсов химии и материаловедения в средних ПТУ (Методические рекомендации к преподаванию химии в средних профтехучилищах) / П. М. Бадуева, В. П. Гаркунов. – Ленинград : Ленинградское отделение пед. общества РСФСР, 1975. – 84 с.

2. Пак, М. С. Профессиональная направленность обучения химии в средних профтехучилищах / Разраб. М. Пак. – Москва : РУМК Госпрофобра, 1987. – 41 с.

3. Мухаметзянова, Г. В. Приоритетные задачи профессионального образования / Г. В. Мухаметзянова // Специалист. – 2010. – № 8. – С. 7-12.

4. Гогаев, О. К. Технология молока и молочных продуктов: учебное пособие для СПО. 2-е изд., стер. / О. К. Гогаев, З. А. Караева. – Санкт-Петербург : Лань, 2024. – 208 с.

5. Приказ Минобрнауки России от 30.01.2015 N 35 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 52.02.01 Искусства балета». – URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-52-02-01-iskusstvo-baleta-35 (дата обращения: 26. 10. 2021).

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 26. 10. 2021).

7. Концепция преподавания учебного предмета «Химия» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0b91a0fbd7deae619ad552137f44dc3d/download/2677/ (дата обращения: 21. 08. 2021).

8. Лисичкин, Г. В. Концепция школьного химического образования / Г. В. Лисичкин, Е. Е. Минченков // Химия в школе. – 1993. – № 6. – C. 2-8.

9. Курамшин, И. Я. Межпредметные связи химии, дисциплин профессионально-технического цикла и совершенствование химического образования в средних профтехучилищах химического профиля / И. Я. Курамшин // Дидактические проблемы межпредметных связей в профтехобразования. – Москва : Высшая школа, 1980. – С. 71-76.

10. Деркач, А. М. Проблема преемственности курсов химии школы и учреждений среднего профессионального образования / А. М. Деркач // Инновационные процессы в химическом образовании: материалы III Всерос. науч.-практ. конф., 12-15 октября 2009 г. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2009. – С. 179-180.

11. Кузейкина, Э. В. О новых подходах к преподаванию химии в Саратовском техникуме железнодорожного транспорта / Э.В. Кузейкина, Г. И. Штремплер // Актуальные проблемы модернизации химического и естественнонаучного образования: Материалы 54 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, 4-7 апреля 2007 г., г. Санкт-Петербург. – СанктПетербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – С. 110-11.

12. Тупикин, Е. И. Программа профилированного курса химии для профессиональных учебных заведений металлообрабатывающего профиля / Е. И. Тупикин // Сб. «Комплект опытных программ профилированных курсов математики, физики, химии, биологии для ПУЗ металлообрабатывающего профиля». – Москва : НМЦ ПО, 1992. – С. 69-101.

13. Пак, М. С. Методика преподавания химии в ПТУ. Интегративный подход в обучении: Учебное пособие к спецкурсу / М. С. Пак. – Ленинград : ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. – 113 с.

14. Двуличанская, Н. Н. Интегративно-аксиологический подход к созданию концепции непрерывного химического образования / Н. Н. Двуличанская, Г. Н. Фадеев // Стандарты и мониторинг в образовании. – № 5. – 2005. – С. 42-46.

15. Пак, М. С. Химическое образование в техническом колледже / М. С. Пак, В. Ю. Рублев // Актуальные проблемы непрерывного химико-педагогического и химического образования в средней и высшей школе. Тезисы докладов XLIII Всероссийской научной конференции. 20-23 мая 1996 г. – Санкт-Петербург: Образование, 1996. – С. 53.

16. Кузейкина, Э. В. Особенности курса химии как общеобразовательной дисциплины в средних специальных образовательных учреждениях железнодорожного профиля: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. – Москва, 2008. – 179 с.

17. Деркач, А. М. Кейс-метод в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности в системе среднего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. – Санкт-Петербург, 2012. – 223 с.

18. Тупикин, Е. И. Теоретический аспект естественнонаучной общеобразовательной подготовки в профессиональных образовательных учреждениях систем начального и среднего профессионального образования / Е. И. Тупикин // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук. Материалы 52 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, 6-9 апреля 2005 г., г. Санкт-Петербург. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – С. 67-70.

19. Курамшин, И. Проектирование непрерывной общехимической подготовки в университетском комплексе / И. Курамшин, А. Хамитова, В. Иванов // Высшее образование в России. – 2006. – № 10. – С. 40-45.

20. Тупикин, Е. И. Механизм реализации аксиологического подхода при изучении химии в профессиональных образовательных учреждениях / Е. И. Тупикин, Н. Н. Двуличанская // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. – 2006. – № 4. – С.101-105.

21. Фальковская, А. Ю. Организация самостоятельной работы учащихся при изучении химии: метод. пособие / А. Ю. Фальковская. – Москва : Высшая школа, 1990. – 64 с.

22. Гуськова, Л. Г. Задачи и упражнения по химии: учеб. пособие для нехим. спец. техникумов. 2-е изд., перераб. / Л. Г. Гуськова. – Москва : Высшая школа, 1983. – 135 с.

23. Двуличанская, H. H. Непрерывное химическое образование в учебных заведениях технического направления / Н. Н. Двуличанская, Е. И. Тупикин, Г. Н. Фадеев // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2007. – № 1. – С. 46-48.

24. Шадрина, И. Н. Формирование ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – Кемерово, 2005. – 241 с.

25. Гребенникова, Н. С. Оптимизация деятельности учреждений культуры по воспитанию социально значимых мотивов поведения молодежи: аксиологический подход: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05. – Москва, 2019. – 183 с.

26. Ерохин, Н. С. Педагогические условия художественного воспитания учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования: аксиологический подход: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05, 13.00.08. – Москва, 2016. – 181 с.

27. Журова, Е. Б. Воспитание ценностного отношения у обучающихся теории музыки в учреждениях дополнительного образования детей: аксиологический подход: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Москва, 2015. – 242 с.

28. Каледин, О. П. Аксиологический подход к развитию культуры речи участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.. Москва, 2013. – 193 с.

29. Михеева, С. П. Методические принципы профессиональной подготовки артиста балета / С. П. Михеева // Вестник Томского гос. ун-та. – Томск, 2008. – С. 173-177.

30. Посельская, Н. С. Становление и развитие школы классического танца в Республике Саха (Якутия): дис канд. пед. наук: 13.00.01. – Якутск, 2010. – 230 с.

31. Бондин, В. И. Педагогические основы физкультурно-оздоровительных систем: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. – Ростов-на-Дону, 1999. – 341 с.

32. Федорова, С. А. Элективный курс «Химия и здоровое питание» как компонент формирования познавательного интереса обучающихся хореографической школы (колледжа) в условиях перехода на новые образовательные стандарты / С. А. Федорова, К. Е. Егорова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 11 (ноябрь). – С. 17-27. doi: http://e-koncept.ru/2018/181080. htm

33. Федорова, С. А. Развитие познавательного интереса обучающихся балетной школы (колледжа) по химии как основа ценностных ориентаций для здорового образа жизни / С. А. Федорова, К. Е. Егорова // Современное профессиональное образование – 2023. – № 4. – C.16-22. doi: http://sspo.ru/ http://s-spo.ru/upload/iblock/008/jzccrsc9p93qmrd3d3cs6mdeltg62rfr/№4%202023%20СПрО. pdf.

34. Федорова, С. А. Элективный курс как основа достижения личностных (познавательных) результатов обучающихся / С. А. Федорова, К. Е. Егорова, А. З. Ибатова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – № 1(26) . – С. 271-274. doi: https://cyberleninka.ru/article/n/elektivnyy-kurs-kak-osnova-dostizheniya-lichnostnyh-poznavatelnyh-rezultatov-obuchayushihsya.


Рецензия

Для цитирования:


Федорова С.А., Егорова К.Е. Особенности обучения химии как общеобразовательной дисциплины в балетной школе (колледже). Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(4):145-158. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-145-158

For citation:


Fedorova S.A., Egorova K.E. Features of Teaching Chemistry as a General Education Subject in a Ballet School (College). Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(4):145-158. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-145-158

Просмотров: 66


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)