Оценка практик управления образованием в контексте устойчивого развития
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-119-129
Аннотация
В статье на основе экспертной оценки ESG-политики Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) показаны стратегии российских университетов по достижению целей устойчивого развития. Результаты сопоставительного анализа практик управления ведущих университетов страны и мира показывают, что концепция устойчивого развития территорий занимает ведущее место в теоретических и ценностных основаниях институциональных трансформаций в системе высшего образования. Представлен обзор современных исследований в области описания, оценки и масштабирования лучших образовательных практик, анализ преобразований в образовательной и научной деятельности вузов России, стран Северной Европы и Северной Америки. Дана сравнительная оценка новых практик управления вузом. Опыт СВФУ позволяет раскрыть основные механизмы и инструменты локализации ESG-повестки в вузе, расположенном на Севере России, учета пространственных и социальных факторов при принятии решений внедрения целей и принципов устойчивого развития. По итогам описания практик управления даны рекомендации по их масштабированию в системе высшего образования.
Об авторе
В. М. СаввиновРоссия
САВВИНОВ Василий Михайлович – проректор по стратегическому развитию, к. пед. н.
г. Якутск
Список литературы
1. Andy Hargreaves, Michael Fullan. Professional Capital: Transforming Teaching in Every School, London, Routledge, 2012, 220 pp.
2. Margaret J. Foster, Suzanne Shurtz, Catherine Pepper. Evaluation of best practices in the design of online evidence-based practice instructional modules. Journal Med. Libr. Assoc. 2014 Jan; 102(1): pp. 31–40.
3. Дорога к академическому совершенству : Становление исследовательских университетов мирового класса / Д. Ж. Филипп, С. А. Джамиль, Х. И. Кинг [и др.]. – Москва : Весь Мир, 2012. – 416 с.
4. Заир-Бек, С. И. Подходы к проектированию, оценке и отбору успешных практик в сфере образования / С. И. Заир-Бек, Р. В. Горбовский // Письма в Эмиссия.Оффлайн. – 2018. – № 3. – С. 2598.
5. Кейсы российских университетов : Учебное издание. – Москва : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2023. – 222 с.
6. Трансформация высшего образования: кейсы российской магистратуры. – Москва : ООО «МАКС Пресс», 2020. – 244 с.
7. Сборник лучших практик университетов программы «Приоритет 2030». – Москва, 2023. – 56 с.
8. Подготовка кадров в сфере ESG: взгляд работодателей. Аналитические материалы – текст : электронный // URL: https://raex-rr.com/files/analytics/VUZ-ESG2024_Analytica_Final_Web.pdf (дата обращения – 15 декабря 2024).
9. Eallju – Developing the High North: UiT’s strategy towards 2030 – текст : электронный // https://en.uit.no/om/strategi2030 (дата обращения – 16 декабря 2024).
10. UNBC’s Strategic Plan 2023-2028 – текст : электронный // URL: https://www.unbc.ca/sites/default/files/sections/strategic-planning/ready_fulldoc.pdf (дата обращения – 19 декабря 2024).
11. STRATEGIC PLANNING GOALS 2019-2027 – текст : электронный // URL: https://www.uaf.edu/strategic/files/2019-2027/1121_Strategic_Planning_long_reports_goal1.pdf (дата обращения – 17.12.2024).
12. Гренландский университет – текст : электронный // URL: https://uk.uni.gl/sustainabledevelopment-goals / (дата обращения – 15 декабря 2024).
13. Саввинов, В. М. Позиционирование университетов Крайнего Севера в меняющемся мире / В. М. Саввинов // Университеты России в диалоге со временем : Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 19 ноября 2020 г. – Москва: Издательство «Знание-М», 2021. – С. 127-142.
14. Волкова, Т. И. ЦУР в высшем образовании: кейсы российских университетов / Т. И. Волкова, Н. Р. Харлампиева // Университет – интеллектуальная, инновационная и духовная платформа устойчивого развития макрорегиона. – Якутск : Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, 2021. – С. 18-28.
15. Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» на 2021-2030 годы. – Якутск : Издательский дом СВФУ, 2021. – 84 с.
16. Развитие, основанное на доверии: Доклад о достижении целей устойчивого развития. 2022 / В. М. Саввинов, Т. И. Волкова, В. Н. Стрекаловский и др.] ; Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2023. – 167 с.
17. Беляева, Ж. С. Цифровые подходы к разработке, верификации и оценке ESG проектов в Университетах (на примере УрФУ) / Конференция «Университеты и устойчивое развитие: международная повестка и национальные цели России». Секция 2. Достижения вузов в сфере устойчивого развития: критерии оценки – текст : электронный // URL: https://raex-rr.com/events/2024/II_sustainable_universitety_conference/#media-presentation (дата обращения – 17 декабря 2024).
18. Rural Student Services – текст : электронный // URL: https://www.uaf.edu/ruralss/index.php (дата обращения – 15 декабря 2024).
19. Афанасьева, Л. А. Образование коренных народов в Канаде / Л. А. Афанасьева, Д. Д. Максимова // Арктика 2035: актуальные вопросы, проблемы, решения. – 2022. – № 1(9). – С. 74-79.
20. Climate Change and Indigenous Peoples’ Health in Canada – текст : электронный // URL: https://changingclimate.ca/health-in-a-changing-climate/chapter/2-0/ (дата обращения – 11 декабря 2024).
21. Кудряшов, В. С. Основные тенденции зарубежного опыта по подготовке управленческих кадров для работы в Арктике / В. С. Кудряшов, Л. В. Рыжих // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2023. – № 30. – С. 26-35.
22. Strategy 2030. Seizing a sustainable future / University of Eastern Finland’s – текст : электронный // URL: // https://www.uef.fi/en/strategy-2030 (дата обращения – 17 декабря 2024).
Рецензия
Для цитирования:
Саввинов В.М. Оценка практик управления образованием в контексте устойчивого развития. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(4):119-129. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-119-129
For citation:
Savvinov V.M. Evaluation of education management practices in the context of sustainable development. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(4):119-129. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-119-129