Субъектная ресурсность как предпосылка формирования фрустрационной толерантности и целостной личности в ситуации неопределенности
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-167-172
Аннотация
В статье рассматривается проблема субъектной ресурсности как предпосылки формирования фрустрационной толерантности и целостной личности в ситуации неопределённости. Авторы анализируют различные аспекты этой проблемы, опираясь на теоретические исследования и эмпирические данные. В работе представлены результаты анализа, которые могут быть полезны для понимания механизмов формирования фрустрационной толерантности, развития субъектности и становления целостной личности. Результаты изучения обозначенной проблемы были положены в основу не только обособленной теоретической концепции в психологии, но и использовались в качестве отправной точки для проведения целого комплекса практико-ориентированных исследований особенностей адаптационных механизмов личности. Авторы приходят к выводу, что основной движущей силой формирования и развития фрустрационной толерантности выступает внутренняя работа личности над собой. Ключевыми качествами и навыками, над которыми необходимо работать субъекту, выступают навыки самоанализа, способность к саморегуляции и самоконтролю. Также особое значение приобретает способность к выработке рациональных решений в ситуации эмоциональной нестабильности. Помимо этапности исследуемый процесс формирования целостной личности в ситуации неопределенности в контексте субъектной ресурсности включает в себя следующие аспекты: коммуникативные навыки, процесс развития самосознания, способность к самоконтролю и саморегуляции, формирование адекватной самооценки и позитивного отношения к себе, развитый навык принятия решения. В заключение статьи авторы приходят к выводу, что субъектная ресурсность является важным условием формирования целостной личности в ситуации неопределённости, а также способствует формированию у человека активной субъектной позиции.
Ключевые слова
Об авторах
Т. А. ТомашивскийРоссия
ТОМАШИВСКИЙ Тарас Андреевич – аспирант 2 курса института подготовки кадров высшей квалификации департамента координации научно-исследовательской и инновационно-проектной деятельности в специалитете, магистратуре и аспирантуре
г. Пятигорск
Л. Б. Воронкина
Россия
ВОРОНКИНА Любовь Борисовна – к. психол. н., доцент кафедры специального и инклюзивного образования, заместитель директора по научной и инновационной работе
г. Ессентуки
Список литературы
1. Воронкина, Л. Б. Психологические аспекты адаптации личности в ситуации неопределенности / Л. Б. Воронкина // Университетские чтения – 2023: Материалы региональной межвузовской научнопрактической конференции, Пятигорск, 12–13 января 2023 г. Том Часть VII. – Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2023. – С. 113-116.
2. Брушлинский, А. В. (1933-2002). Избранные психологические труды / А. В. Брушлинский; [ред.-сост. Т. К. Мелешко-Брушлинская и В. В. Знаков]. – Москва : Ин-т психологии РАН, 2006. – 621 с.
3. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности: (Проблемы методологии, теории и исслед. реал. личности): Избр. психол. тр. / К. А. Абульханова. – Москва : Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. – 216 с.
4. Коляда, В. А. Субъектная ресурсность как основа психологической безопасности личности в трудных условиях и ситуациях неопределенности / В. А. Коляда // Современные подходы к изучению психологии личности в меняющемся мире: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Пятигорского государственного университета, Пятигорск, 12– 13 апреля 2024 г. – Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2024. – С. 32-36.
5. Знаков, В. В. Психология субъекта А.В. Брушлинского и психология человеческого бытия / В. В. Знаков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – Т. 14, № 4. – С. 4-10.
Рецензия
Для цитирования:
Томашивский Т.А., Воронкина Л.Б. Субъектная ресурсность как предпосылка формирования фрустрационной толерантности и целостной личности в ситуации неопределенности. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(4):167-172. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-167-172
For citation:
Tomashivsky T.A., Voronkina L.B. Subject resource as a prerequisite for the formation of frustration tolerance and a holistic personality in a situation of uncertainty. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(4):167-172. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-167-172