Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск
№ 4 (2020)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5-12 142
Аннотация
Современные тенденции общественного развития в условиях полинационального государства, расширение международных связей, интеграционные процессы способствуют повышению интереса к Казахстану во всем мире, что отражается в усилении актуальности научных исследований в области теории усвоения второго языка и разработки инновационных технологий обучения русскому языку и казахскому языку как иностранным. В статье рассматривается казахстанский опыт разработки проблем теории усвоения второго языка и практики обучения русскому языку как иностранному. Освещены основные направления национальной научной школы казахстанской русистики в этой области, сделан краткий обзор теорий и моделей усвоения второго языка, разработанных казахстанскими лингвистами. Дальнейшая перспектива исследований продемонстрирована на примере научных изысканий молодых ученых, направленных на развитие теоретических положений национальной научной школы. Рассмотрена роль «Теории усвоения второго языка» как научного направления и как учебной дисциплины в системе высшего образования. Достижения казахстанских русистов в области теории усвоения второго языка базируются на богатом опыте преподавания русского языка как иностранного (более 40 лет) в ведущих университетах страны. Результативность и эффективность применяемых методик показаны на примере практики обучения русскому языку иностранцев на факультете довузовского образования и студентов американских вузов на филологическом факультете Казахского национального университета им. Аль-Фараби (в рамках реализации американской языковой программы «Флагман», г. Алматы), а также обучения русскому языку студентов репатриантов-казахов в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева (г. Нур-Султан).
13-17 114
Аннотация
В статье даны теоретические и практические аспекты применения технологии визуализации: анализированы проблемы выбора технологии представления учебной информации, роль технологии визуализации в ДПО, визуализация внешнего вида и контента образовательных сайтов. Выявлены преимущества и недостатки представления информации в визуализированном виде. Приведены результаты анализа практики применения технологии визуализации в обучении взрослых, содержания контента института, выявлены уровни восприятия и умения работы с визуальным контентом у слушателей курсов профессиональной переподготовки.
18-21 145
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы формирования у будущих специалистов не только общепрофессиональных компетенций, но и цифровых компетенций. Показано, что цифровая образовательная среда учреждениях среднего профессионального образования - это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для подготовки специалистов с высоким уровнем цифровой компетентности. Обосновывается необходимость применения цифровых образовательных технологий, которые способствуют повышению качества образования.
22-28 83
Аннотация
В статье рассмотрены возможные механизмы и особенности проведения обучения по программам ДПО по приоритетным направлениям национальных проектов с применением механизмов и технологий цифровизации для формирования, развития и сохранения кадрового потенциала предприятий.
29-38 150
Аннотация
Реализация компетентностного подхода в российском образовательном процессе происходит разными путями. В данной статье рассматриваются способы эффективизации изучения русского языка путем применения межпредметных связей с изучением иностранного языка. В соответствии с инновационным характером современной образовательной парадигмы при изучении русского языка, как одного из важнейших предметов школьной программы, необходимо привлекать данные других гуманитарных дисциплин в целях формирования прежде всего коммуникативной компетенции учащихся. Усвоение предметов лингвистического цикла очень важно для понимания любых других дисциплин, так как изучение языка развивает мыслительную и речевую деятельность, способствует повышению нравственной, эстетической и коммуникативной культуры формирующейся личности, что положительно влияет на учебный процесс в целом. Знание двух и более языков в условиях мировой глобализации становится необходимым условием подготовки специалиста в любой области для успешного осуществления профессиональной деятельности. В данной работе теоретически обосновывается возможность использования межпредметных связей при изучении русского (родного) языка и иностранного языка. В связи с этим рассматривается один из способов актуализации межпредметных связей русского и иностранного языков при изучении их лексических систем. Предлагаемый способ предполагает проведение сопоставительного анализа текстов, написанных на английском языке, и их переводов на русский язык. Данный педагогический прием способствует решению целого ряда задач образования, среди которых расширение словарного запаса учащихся, получение навыков сопоставительного анализа, приобщение к культуре другого народа через понимание особенностей его языка, ознакомление с лингвистической терминологией, системой функциональных стилей речи, что в совокупности способствует формированию целого ряда компетенций, в первую очередь, лингвистической, социокультурной и профессиональной, которые являются составляющими коммуникативной компетенции. На конкретном материале из произведения Джона Толкина «The Hobbit, or There and Back Again» и двух его профессиональных переводов на русский язык показаны способы анализа конкретных языковых единиц в процессе обучения, а также взаимосвязь указанных учебных действий с процессом формирования коммуникативной компетентности учащихся. Реализация принципа объединения учебных предметов в единое целостное содержание обеспечивает разностороннее метапредметное компетентностное образование.
39-49 117
Аннотация
Анализ образовательной ситуации в стране и мире показывает, что ключевым источником перемен, происходящих в образовании, становятся изменения в среде - рост неопределенности природных и социальных процессов, цифровизация основных сфер жизни, внедрение конвергентных технологий, появление новых игроков на рынке образования и создание новых институтов развития. В статье раскрывается влияние природно-географических, социокультурных и экономических факторов среды на локальном уровне, особенности проявления гетерогенности в территориальных образовательных системах. Уточнены виды гетерогенности среды, влияющие на процессы развития территориальных образовательных систем: внешние (пространственные, демографические, культурные, религиозные, социальные и экономические), внутренние (вариативность сети и образовательных программ, гетерогенность корпоративной культуры). Показана корреляция качества образования с качеством жизни населения и уровнем социально-экономического развития территории. По результатам анализа образовательной ситуации на примере Республики Саха (Якутия) определены подходы к управлению образованием, основанные на принятии территориальных образовательных систем как гомогенных или гетерогенных.
50-54 96
Аннотация
Цифровое образование синхронизировалось с проектированием и управлением международных систем развития образования, в том числе и в инклюзивных системах. Однако пандемическое время внесло коррективы в скорости и форматы внедрения цифровых технологий в инклюзивные практики. Возник риск рассогласования целей и качества. Этот риск создал ситуацию асинхронности. Авторы статьи обращают внимание региональных управленцев инклюзивных систем образования на эффективность создания команд цифровых наставников, способных к разработке и внедрению цифровых кейсов вместе со специалистами.
55-64 117
Аннотация
Накопленные к настоящему моменту данные русско-корейских контрастивных исследований имеют большой педагогический потенциал. Первое. Для учебных целей упрощенная классификация соотношения языковых единиц (эквиваленты, векторные соответствия, лакуны) может быть использована для демонстрации сходств и различий двух языков на разных уровнях (свободные лексемы, фразеология и близкие к ним устойчивые словосочетания, а также пословицы и поговорки). Это помогает учащимся проникнуться мыслью о том, что в двух неродственных языках могут отражаться как общие закономерности мышления, свойственные носителям разных языков, так и особенные, специфические черты, которые складываются под влиянием уникальной истории конткретного народа. Второе. Тот же материал может быть использован в разноуровневых группах, которые формируются в силу того, что учащиеся корейских вузов не работают по единому плану: они по своему желанию могут выбирать для себя любые из предлагаемых курсов русского языка (начальный, средний, продвинутый, завершающий). В таких группах данный материал предлагается сильным учащимся как дополнительный с целью сохранения интереса к обучению среди менее опытных в изучении русского языка учащихся.
65-68 116
Аннотация
Пандемия COVID-19 затронула большинство стран мира и практически все сферы общественной жизни, не стала исключением и система образования. Руководители и специалисты-педагоги в самых разных уголках Земли почти одномоментно оказались перед сложным выбором: попытаться перевести образовательные процессы в онлайн-среду или поставить обучение «на паузу», временно прекратив деятельность своих учреждений. Появилось множество онлайн-образовательных курсов и программ, но остались вопросы - насколько они продуктивны в качестве методик обучения и как оценить их вклад в развитие когнитивных способностей и подготовку к школьным занятиям детей дошкольного возраста? Задачей нашего исследования являлась разработка и апробация методики, позволяющей оценить развитие когнитивных способностей ребенка и его исполнительных функций, ответственных за организацию целенаправленной деятельности и характеристики процессов внимания, составляющих основу обучения. В качестве основы разработки был использован Висконсинский тест, адаптированный для работы в дошкольном учреждении с детьми 3-4 лет. Ориентация на применение цифровых технологий отвечает методическому уровню современных исследований и отражает актуальность расширения диапазона развивающих занятий в период пандемии, а также инструментария сенсорно-когнитивного тестирования при работе с детьми дошкольного возраста. В процессе апробации методики в условиях детского образовательного учреждения были получены первичные результаты, представленные оценками правильных распознаваний зрительных стимулов и ошибок детей. При улучшении эпидемиологической ситуации планируется продолжение исследования с увеличением числа респондентов, а также с дополнительной оценкой влияния сенсорного фона (например, различных звуковых и речевых помех) на процессы обучения.
69-76 96
Аннотация
Статья посвящена анализу повести Е. Долгопят «Гардеробщик» (2005). Этот анализ связан с практическим образовательным дискурсом, в котором актуализируется проблема автора в современной прозе. Показано, что целостность образа автора может быть достигнута в случае синтетического восприятия художественной ткани произведения как целого во взаимодействии его составляющих: внесубъектных элементов (сюжетно-композиционной организации) и многоречевого структурирования субъектных координат, центром которого является автор. Анализ особенностей сюжета, а также композиционного моделирования произведения выявляет внесубъектные составляющие: деление текста на три части, соотнесенные с настоящим, прошлым и будущим, отражающие многослойность авторского сознания. В статье поднимается вопрос о субъективации авторского сознания, которое структурируется на объединении различных сигналов взаимодействующих точек зрения, выраженных различными средствами: функционированием несобственно-прямой речи, сущность которой определяется совмещением субъектных планов, активизацией монологической речи героя-рассказчика и другими художественными средствами.
77-85 167
Аннотация
В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, обеспечивающие необходимость функционирования модели успешности детей с ОВЗ, обеспечивающей функционирование и развитие педагогической системы и целостности педагогического процесса. В качестве условий выделены: создание творческой образовательно-воспитательной среды, которая максимально учитывает запросы социума, представляя вариативность выбора программ и курсов, разнообразие педагогических технологий и содержания дополнительных общеобразовательных программ по декоративно-прикладному творчеству с включением проектной деятельности, обеспечивающие устойчивую мотивацию на непрерывность образования, обеспечивая саморегуляцию и самоорганизацию поведения, формируя самооценку, задавая ориентиры на дальнейшую самореализацию, побуждая к мобилизации творческих способностей, активизации скрытых потенциалов личности через познание своих способностей. Второе, немаловажное условие - педагогическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ. Организация творческой образовательно-воспитательной среды детей с ОВЗ предполагает педагогическую поддержку и сопровождение со стороны специалистов и родителей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие личности, сохраняя свободу в выборе деятельности и понимание процесса поддержания и функционирования детей с ОВЗ с целью раскрытия личности и личностного потенциала, создавая возможности для взаимодействия и общения со сверстниками, родителями, педагогами дополнительного образования, как компонента успешности. Третье условие - включение родителей в образовательно-воспитательное сообщество. Ребенок с ОВЗ может успешно развиваться в психологическом, личностном и эмоциональном плане при условии оказания ему необходимой помощи и правильной организации воспитательного процесса, где главными участниками воспитательного процесса, кроме детей с ОВЗ, выступают его родители или лица, их замещающие. Положительное взаимодействие с семьей способствует формированию доверительных отношений между педагогом и родителями, что способствует интересу последних к процессу воспитания. Компетентный образ педагога является гарантом стабильности для родителей, вселяя уверенность в правильности его действий, действуя в интересах детей. Педагоги определяют поиск совместных решений и усилий для развития детей, подкрепляя интерес и мотивируя к процессу творчества. Таким образом, соблюдение организационно-педагогических условий в творческой деятельности способствует освоению ими практических навыков, раскрытию способностей, компенсируя дефекты и особенности развития, создавая особые условия для социализации и адаптации в сообществе, формируя их успешность.
86-90 106
Аннотация
В последнее время наблюдается повышение требований к ИКТ-грамотности у преподавателей курсов ПК (повышения квалификации). С развитием современных технологий и кризисными условиями отсутствия очного обучения вследствие пандемии методы обучения приобретают преимущественно дистанционный характер. В данной статье было раскрыто понятие цифровизации образовательного процесса. В рамках данной работы было проведено исследование: опрос, в котором приняли участие 69 учителей из 2 городов и 7 районов Республики Саха (Якутия). На основе анализа полученных результатов были разработаны модель инструментов дистанционного обучения на курсах ПК, анкета самооценки преподавателя курсов ПК по определению уровня ИКТ-компетентности и предложены рекомендации по развитию ИКТ-компетентности преподавателя курсов ПК.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

91-99 110
Аннотация
Способность регулировать эмоциональное состояние, деятельность, поведение является одной из актуальных задач развития личности на жизненном пути. Гормональная перестройка организма, изменения в социальной ситуации развития в подростковом возрасте способствуют возникновению резких скачкообразных смен настроения, повышению эмоциональной напряженности, высокой чувствительности, импульсивности поведения. В старшем подростковом возрасте сохраняются трудности в совладании эмоций, поэтому могут появиться и эволюционировать стратегии регуляции эмоции, которые снижают уровень адаптации и становятся причиной развития девиантного поведения. Данная проблема рассматривается через призму изучения копинг-установок и профиля латеральной организации головного мозга старшеклассников. Результаты исследования показали, что индивидуальный профиль организации головного мозга может быть взаимосвязан с выбором конкретных видов стратегий регуляции эмоции для снижения тревожности, фрустрации. Существует возможность обусловленности предпочтения определенных стратегий, в том числе и деструктивных, в зависимости от индивидуального профиля латеральной организации. У респондентов с более высокой стрессоустойчивостью латерального профиля менее характерны деструктурирующие деятельность стратегии регуляции эмоции. «Равнополушарный» тип индивидуального профиля латеральной организации мозга обладает наиболее высоким уровнем стрессоустойчивости, адаптивности и учебной успеваемости.
100-106 227
Аннотация
В статье рассматривается феномен перфекционизма как деструктивной формы поведения. Интерес к данному явлению обусловлен его широким распространением. Проведенный теоретический анализ проблемы перфекционизма дал возможность выявить подход, связывающий явление перфекционизма с различными деструктивными проявлениями, таким как аутоагрессия, эмоциональная нестабильность, нарушение пищевого поведения и пр. Целью эмпирического исследования выступили изучение различных типов перфекционизма и их взаимосвязь с формами соотношения личности. В качестве методов использовались: многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта, дифференциальный тест перфекционизма, методика исследования самоотношения (МИС) С. Р. Пантелеева. Объектом исследования выступили студенты СВФУ (n=70). В результате исследования выяснилось, что для выборки характерно преобладание высокого уровня перфекционизма, направленного на себя, в отличие от других видов перфекционизма (ориентированного на других и социально-предписанного). Патологический перфекционизм выявлен у 54% респондентов. Выявлены значимые связи между видами перфекционизма и самоотношения личности: результаты по шкале «перфекционизм, направленный на других» коррелируют со шкалами «ожидаемое отношением от других», «самообвинения»; результаты шкалы «перфекционизм, направленный на себя» коррелируют со шкалой «отношение других», результаты по шкале «патологический перфекционизм» взаимосвязаны со шкалой самопринятия.
107-112 88
Аннотация
В 2020 г. ожидается рост уровня безработицы, в связи с чем данная проблема вновь становится актуальной. Кроме экономической, социальной сторон, данная проблема имеет и психологическую составляющую, так как у человека, попавшего в эту ситуацию, происходит снижение адаптивных способностей, и ему необходима психологическая поддержка, которая будет направлена на восстановление его ресурсного состояния. В статье рассматриваются социально-психологические особенности безработных граждан, состоящих на учете в Центре занятости населения г. Якутска. Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи локуса контроля и психоэмоционального состояния у безработных. Объектом исследования стали безработные граждане, состоящие на учете в Центре занятости населения г. Якутска в количестве 139 человек. Мы предположили, что респонденты, имеющие разный уровень субъективного контроля, будут отличаться по своим стратегиям поведения. Для проведения исследования были использованы методы: анкетирование, тестирование, а также статистический анализ данных. В целом результаты показали, что лишь незначительный процент опрошенных имеют сниженные показатели по шкалам «самочувствие», «активность», «настроение», что отличается от данных других исследований. В ходе анализа частично подтвердилось, что респонденты с интернальным локусом контроля характеризуются хорошим самочувствием, чаще проявляют самостоятельность в решении проблем, не ждут готовых решений. То есть в большей степени подвержены риску дезадаптации респонденты с экстернальным локусом контроля, а значит, они нуждаются в более пристальном внимании психологов. При этом поддержка должна быть направлена на формирование готовности личности взять на себя ответственность. В качестве рекомендаций психологической службе центра занятости предложено внедрить программу, направленную на повышение уровня интернальности безработных.
113-117 195
Аннотация
Проблема нарушений письменной речи является очень актуальной темой исследования. Поэтому возрастает значимость проведения коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушением письменной речи. Учитывая активное развитие цифрового образования, становится востребованным использование в коррекционной работе мультимедийных технологий и различных программных обеспечений, способствующих коррекции нарушений письменной речи. В статье представлены результаты проведения коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением письменной речи с использованием цифровых технологий. Эмпирические результаты исследования показали, что цифровые технологии при коррекции нарушений письменной речи оказывают положительный эффект на снижение количества специфических ошибок на письме, которые допускают дети с дисграфией.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

118-132 138
Аннотация
Как известно, якутское традиционное философско-религиозное мировоззрение рассматривает вполне здорового человека в виде триединой системы трех, так называемых, «кут»: «ийэ кут», «салгын кут», «буор кут». Жизнедеятельность и взаимосвязанное функционирование этих трех кутформ сопровождается посредством энергетической составляющей - «сюр». Большинство авторов как среди писателей, так и ученых-исследователей единогласно полагают, что сюр отражает энергетический аспект природы, а в рамках микрокосма человека означает его жизненную энергию, в том числе и творческую энергию. В частности считается, что энергией сюр высшие божественные сущности Айыы насыщают достойных людей, которые в своем духовном и творческом пути следуют предписаниям (сиэр) Айыы. В настоящей работе на основе исследований ученых, народных эпосов, а также материалов, собранных приезжими краеведами, проведен семантический анализ свойств, отражаемых понятием сюр. Найдены смысловые параллели с хорошо известным в настоящее время религиозно-философским учением Агни-йога. Как оказалось, в Агни-йоге для описания проявлений и свойств человека также применяется подразделение на три взаимосвязанные составляющие, которые в свою очередь соединены и функционируют посредством так называемой психической энергии. Впервые учение Агни-йога вышло на русском языке в 1924-1938 гг. благодаря трудам Е. И. Рерих (урожденная Шапошникова). В работе выявлены смысловые связи категорий сюр и психическая энергия, в которых установлены их аналогичные свойства по отношению ко многим объектам духовно-материального мировоззрения, в соответствии с видением обеих религиозно-философских систем. Выявление общих семантических параллелей в культурно-философском плане является установлением и укреплением культурных связей между русским народом и народом саха.
133-143 311
Аннотация
Целью статьи является гносеологический анализ существующего в реальной науке плюрализма научных концепций и обоснования его неизбежности в силу сложной структуры научного знания (онтологическое основание), конструктивной природы научного мышления (гносеологическое основание), многообразия методов научного познания (методологическое основание), неполнота любых научных теорий по отношению к своему предмету (логическое основание). Неизбежным следствием онтологического, гносеологического и логико-методологического плюрализма науки является плюрализм критериев истинности областей, уровней и видов научного знания.
144-149 135
Аннотация
Цель работы заключается в сравнении подходов к индуизму двух очень важных личностей: А. Шопенгауэра и Р. Генона. Соответственно, наша работа будет состоять из двух частей: первая, о шопенгауэровских размышлениях над индуизмом, и вторая, о подходе Р. Генона. Самое главное различие между этими двумя подходами заключается в том, что Шопенгауэр относится к индуизму с точки зрения философии, а Генон - мистически и экзотерически. Оба они думают, что человечество начинается в Индии, но, в отличие от Шопенгауэра, Генон имеет в виду, что история человечества началась (и не могло бы быть по-другому) в Индии, поскольку в «Ведах» сформулированы следующие понятия: традиционализм, традиция, эзотеризм, мистика, эзотерическое общество. Шопенгауэр, наоборот, подчеркивает чисто метафизическо-философскую ценность индуизма «Вед».

ХРОНИКА



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)