Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Русский язык как иностранный: теория усвоения и практика обучения в Казахстане

Аннотация

Современные тенденции общественного развития в условиях полинационального государства, расширение международных связей, интеграционные процессы способствуют повышению интереса к Казахстану во всем мире, что отражается в усилении актуальности научных исследований в области теории усвоения второго языка и разработки инновационных технологий обучения русскому языку и казахскому языку как иностранным. В статье рассматривается казахстанский опыт разработки проблем теории усвоения второго языка и практики обучения русскому языку как иностранному. Освещены основные направления национальной научной школы казахстанской русистики в этой области, сделан краткий обзор теорий и моделей усвоения второго языка, разработанных казахстанскими лингвистами. Дальнейшая перспектива исследований продемонстрирована на примере научных изысканий молодых ученых, направленных на развитие теоретических положений национальной научной школы. Рассмотрена роль «Теории усвоения второго языка» как научного направления и как учебной дисциплины в системе высшего образования. Достижения казахстанских русистов в области теории усвоения второго языка базируются на богатом опыте преподавания русского языка как иностранного (более 40 лет) в ведущих университетах страны. Результативность и эффективность применяемых методик показаны на примере практики обучения русскому языку иностранцев на факультете довузовского образования и студентов американских вузов на филологическом факультете Казахского национального университета им. Аль-Фараби (в рамках реализации американской языковой программы «Флагман», г. Алматы), а также обучения русскому языку студентов репатриантов-казахов в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева (г. Нур-Султан).

Об авторе

А. Е. Агманова
Павлодарский педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Агманова А.Е. Усвоение второго языка: проблемы теории и методологии исследования: учебное пособие / А.Е. Агманова. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Алматы: Эверо, 2016.

2. Агманова А.Е. Теория усвоения второго языка в аспекте современных научных парадигм // Горизонты современной лингвистики: тренды и научный диалог: материалы Международной науч. конф., посвященной 50-летию педагогической деятельности профессора Э.Д. Сулейменовой. - Алматы, 2020. - С. 5-10.

3. Сулейменова Э.Д. Казахский и русский языки: основы контрастивной лингвистики. - Алматы: Демеу, 1992; Алматы: Демеу, 1996.

4. Екшембеева Л.В. Языковые модули и проблемы обучения. - Алматы, 2000.

5. Нуршаихова Ж.А. Алгоритмизированный синтаксис. - Алматы, 2002.

6. Утебалиева Г.Е. Теория и практика усвоения второго языка. - Алматы, 2007.

7. Агманова А.Е. Предикативность: теория и моделирование усвоения второго языка. - Павлодар: ЭКО, 2007.

8. Теоретические основы преподавания РКИ и КазКИ: коллективная монография; под общ. ред. Ж. Нуршаиховой. - Алматы, 2009.

9. Нуршаихова Ж.А., Валеева У.К. Люди мира: Монологи и диалоги о разных странах, народах, их языках и культуре. Часть 1: Учебное пособие. - Алматы, 2007.

10. Нуршаихова Ж. А., Валеева У.К. Этнокультурная коммуникация в монологах и диалогах: продвинутый уровень для иностранцев: Учебное пособие. - Алматы, 2012.

11. Нуршаихова Ж., Ахмедова А. Лексический минимум для иностранцев (русский язык): Учебное пособие-словарь. - Алматы, 2017.

12. Екшембеева Л.В. Интеллектуальная активность как значимый аспект обучения РКИ // Русское слово в многоязычном мире: материалы XIV конгресса МАПРЯЛ. - Нур-Султан, 2019. - С. 1037-1042.

13. Агманова А.Е., Асмагамбетова Б.М. Учебные пособия как основное средство обучения русскому языку репатриантов-казахов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2017. - Т. 14. - № 3. - С. 448-453.

14. Русский язык: учебное пособие для казахоязычных студентов-репатриантов / Под общей ред. А.Е. Агмановой. - Астана: КаzServicePrintLTD, 2015.

15. Русский язык (научный стиль речи): учебное пособие для казахоязычных студентов-репатриантов / Под общей ред. А.Е. Агмановой. - Астана, 2016. - 170 с.

16. Грамматический справочник по русскому языку: пособие для казахоязычных студентов-репатриантов / Под общей ред. А.Е. Агмановой. - Астана, 2016.

17. Комплексный русско-казахский идеографический словарь / Под общей ред. А.Е. Агмановой. - Астана, 2017.

18. Сулейменова Э.Д. Новые научные парадигмы в казахстанской науке о русском языке// Русский язык как язык межкультурного и делового сотрудничества в полилингвальном контексте Евразии. Астана: ИД «Сарыарка», 2009. - С. 3-25.


Рецензия

Для цитирования:


Агманова А.Е. Русский язык как иностранный: теория усвоения и практика обучения в Казахстане. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2020;(4):5-12.

For citation:


Agmanova A.E. Russian as a foreign language: theory of acquisition and teaching practice in Kazakhstan. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2020;(4):5-12. (In Russ.)

Просмотров: 145


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)