Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск
№ 4 (2019)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

7-12 102
Аннотация
Статья посвящена анализу проблем подготовки педагогических кадров в контексте проектирования результатов освоения дисциплин в вузе, оценки качества образования, менеджмента управления педагогическим процессом. Определено, что проектирование результатов освоения учебных дисциплин в вузе - особый вид деятельности, при котором ее субъект (педагоги) посредством решения управленческих задач реализует определенную технологию (механизм) по организации учебного процесса, развития компетенций, личностно-профессиональных способностей обучающихся (будущих специалистов), приобретению и накоплению практического опыта профессиональной деятельности. Представлен опыт магистерской образовательной программы «Проектный менеджмент в образовании» Педагогического института по проектированию результатов освоения дисциплины «Инновационные процессы в образовании»; разработаны разноуровневые задания поискового исследовательского характера, позволяющие развивать у магистрантов умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей (реконструктивный уровень); навыки интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения (творческий уровень), а также самостоятельность, инициативность, способность и склонность к самообразованию будущего специалиста, продуктивного и востребованного на современном рынке труда.
13-16 87
Аннотация
В статье рассмотрены технологические и практические аспекты применения технологии визуализации, проблемы выбора технологии обучения взрослых в дополнительном профессиональном образовании. Анализированы практика применения технологии визуализации и содержание контента Веб-кафедры ИНПО. Выявлены преимущества представления информации фреймовым методом.
17-22 112
Аннотация
В статье рассматривается концепция развития среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия) на период до 2022 года, предназначенная для определения цели, задачи и принципов развития системы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена в Республике Саха (Якутия). Также в развернутом виде представлена общая характеристика среднего профессионального образования в РС (Я). Выявлены внутренние и внешние вызовы, такие как демографические изменения, инновации и развитие новых технологий, внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов по наиболее востребованным, перспективным и новым профессиям и специальностям среднего профессионального образования (ТОП-50), введение нового формата оценки компетенций в виде демонстрационного экзамена и др.
23-27 128
Аннотация
Актуальность данной статьи обусловлена, происходящими и структурными и качественными изменениями в социально-экономической сфере, в том числе непрерывной системе образования, вызванные глобальными трендами. В статье приводится обзор и сравнительный анализ результатов реализации дополнительных профессиональных программ в СВФУ с учетом потребностей регионального рынка труда. Целью настоящего исследования является определение роли трансформационных процессов в системе дополнительного профессионального образования, направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования взрослых, связаны с процессами глобализации и социально-экономическим развитием. В статье также раскрыта историческая составляющая развития дополнительного профессионального образования, а также отмечены его тенденции и перспективы.
28-35 101
Аннотация
Модернизация российского профессионального образования в последние годы нацелена на интеграцию российского профессионального образования в международное образовательное пространство, на повышение качества образования и подготовки специалистов в современной экономике. Учитывая доступность профессионального образования и возможность поступления в вуз выпускников школ с низкими баллами ЕГЭ, что негативно отражается на качестве образования и сохранности контингента и снижает абсолютную успеваемость обучающихся, рейтинговые показатели вуза и уменьшается бюджетное финансирование. На основе внутренней оценки определены и ранжированы факторы, влияющие на качество обучения студентов, сохранность контингента и подготовку конкурентоспособного специалиста транспортной отрасли.
36-39 106
Аннотация
В статье идет речь об обучении немецкому языку иммигрантов на интеграционных курсах в Германии. Анализируются особенности начального этапа обучения языку в группах так называемого специального курса «алфабетизации». При этом обращается особое внимание на трудности, возникающие в процессе обучения лиц, не умеющих писать и читать на родном языке, а также функционально неграмотных учащихся. В статье подчеркивается важность формирования в процессе обучения не только языковых, но и социокультурных и личностных компетенций для успешной интеграции в новый социум.
40-44 178
Аннотация
В статье рассматривается новый экспериментальный способ обучения иностранным языкам, получивший название «языкового коучинга» (в другой терминологии лингвокоучинга), дается его определение, рассматриваются его отличительные черты, описываются основные принципы и обосновывается их применение в практике преподавания иностранных языков, в том числе РКИ. Особое внимание уделено применению языкового коучинга на начальном этапе обучения.
45-49 152
Аннотация
Статья посвящена методике организации и проведения научно-исследовательских проектов учащихся по химии в условиях учебно-научной лаборатории; раскрываются этапы организации проектно-исследовательских работ учащихся по химии и методика применения определенных физикохимических методов анализа в обучении химии. В связи с новыми стандартами образования, направленными на развитие личностных и метапредметных результатов обучения, становится актуальным проведение проектно-исследовательских работ учащихся. Такой вид работы с учащимися развивает не только практические умения учащихся, но способствует развитию самостоятельности и творческой активности.
50-56 88
Аннотация
Актуальность определяется необходимостью решения проблем школ арктического Севера. Цель: раскрыть особенности деятельности школ арктического Севера, обусловленные самобытным традиционным укладом жизни коренных малочисленных народов, и определить пути решения. Методологическим основанием является аксиологический подход ментальности этносов. Гипотеза: учет особенностей традиционного уклада деятельности школ арктического Севера обеспечивает социализацию детей как носителей языка и культуры родного народа. Методы исследования: анализ и синтез теоретических и фактических материалов о деятельности школ арктического Севера. Показывается процесс реализации ФГОС нового поколения с учетом специфических условий северных территорий и организации школьного образования на основе самобытного традиционного уклада жизни коренных народов Севера. Результаты: обеспечивается социализация детей народов арктического Севера на основе своеобразной философии жизни, этнокультурных и этнопедагогических основ сельской школы, сохранение и развитие ее функционирования как социально-экономической закономерности, селообразующего, производственного, социокультурного и демографического факторов. Утверждается положение о том, что сложная проблема сельской малокомплектной школы заключается в том, что до сих пор понятие «малокомплектная школа» как специфический тип особой образовательной организации в российской системе образования не прописано ни в одном законодательном, нормативно-правовом документе. Считается целесообразным внести предложения, как дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об учителе» и в федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.
57-65 122
Аннотация
Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах жизнедеятельности, трудные социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. В поисках средств защиты от напряжения, дискомфорта, стресса многие прибегают к стратегиям аддиктивного (зависимого) поведения, что напрямую отражается на процессе социализации подростков. Формирование аддиктивного поведения в подростковом возрасте является объектом исследования ученых разных областей науки: медицины, психологии, педагогики, социологии и др., что позволило дать подробную психолого-педагогическую характеристику подростку-аддикту. Рост употребления наркотических и психоактивных веществ, обусловленный, прежде всего, отсутствием надёжных социальных барьеров, которые сдерживали бы его, в сочетании с очень низкой эффективностью лечения зависимостей определяют значимость профилактики аддиктивного поведения среди детей и молодёжи. Учет психолого-педагогических особенностей подростков, склонных к аддиктивному поведению, позволяет разрабатывать эффективную программу первичной профилактики в образовательной организации. Современные реалии требуют постоянного обновления реализуемых программ, внедрения инновационных технологий, что и определяет актуальность темы исследования. В статье дана психолого-педагогическая характеристика подростков, склонных к аддиктивному поведению, приведены результаты анкетирования обучающихся 5-7-х классов МБОУ «Намская СОШ № 2» МО «Намский улус» РС (Я) с целью выявления фактов курения и употребления ПАВ. Также представлена программа первичной профилактики, ориентированная на учащихся 5-7-х классов, разработанная с учетом результатов анкетирования. Также представлены итоги частичной реализации программы профилактики аддиктивного поведения несовершеннолетних в Намской средней общеобразовательной школе № 2.
66-74 111
Аннотация
Проблемы социализации человека в контексте приобщения его к общечеловеческим ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений остаются актуальными во все времена. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы, а современные реалии требуют пересмотра и корректировки концепции воспитания подрастающего поколения на всех уровнях, чем отчасти и объясняется реформирование системы образования. Изменение базовых социальных ориентиров приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений и форм организации воспитательной работы в общеобразовательных организациях на всех уровнях системы образования в целом. В поисках эффективных способов педагогического воздействия на воспитанников многие педагоги обращаются к прогрессивным идеям народной педагогики. В статье дано описание программы по внеурочной деятельности «Ѳбүгэ үгэhэ», основной идеей которой является использование разнообразных технологий в работе социального педагога, опирающихся на опыт и традиции народной педагогики в работе с воспитанниками интерната при школе, поскольку сочетание народных традиций с инновациями повышает эффективность воспитательной системы в национальных регионах. Программа реализуется с 2013 г. на базе Ойской средней школы Хангаласского района РС (Я) и ориентирована на учащихся старших классов, проживающих в интернате при школе. Также представлены результаты теста-опросника «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалев).
75-79 99
Аннотация
В статье рассмотрены особенности применения электронного обучения в условиях высшего образования на основе широкого использования цифровизации в организации производственных практик. Выявляются основные причины возникновения проблем и сложностей при прохождении традиционной производственной практики. Особое внимание в статье уделяется таким условиям, как включение методических и лекционных материалов по определенным дисциплинам, которые необходимы для прохождения производственных практик, проведение научно-исследовательских разработок в условиях низких температур совместно с производственными предприятиями, включение мультимедийных ресурсов для проведения практических занятий, лабораторных работ и проектирование сборочных чертежей, закупка и изготовление симуляторов приборов, аппаратур и автоматики для выполнения производственных задач, приближенных к реальным производственным условиям, возможность дальнейшего трудоустройства выпускников. В результате применения электронного обучения в прохождении производственной практики формируется профессиональная компетентность выпускников, то есть умение будущих специалистов осуществлять трудовую деятельность в производственных условиях.
80-83 109
Аннотация
Роль знаний как главного источника социально-экономического развития является основополагающей причиной формирования системы непрерывного образования. Формируется совершенно новая роль знаний как одного из главных факторов социально-экономического развития, что служит причиной возникновения «образования без границ» и появления новых образовательных технологий, внедрения инновационных методов предоставления услуг в сфере обучения; увеличивается степень значимости рыночных механизмов в образовании и глобального рынка человеческого капитала. В данной работе подробно рассматривается механизм функционирования национальной системы квалификаций (НСК) Российской Федерации, ее нормативно-правовая база. Составлена подробная схема НСК России, включающей в себя три основные структуры: контент, организационная структура и инструменты, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
84-89 99
Аннотация
Современные реалии развития общества требуют подготовки конкурентоспособных специалистов среднего звена, способных удовлетворить требования работодателей. В связи с этим главной целью реализации федерального проекта «Молодые профессионалы», входящего в состав национального проекта «Образование», является достижение глобальной конкурентоспособности российской системы образования, в том числе системы среднего профессионального образования (СПО). Исследования показали, что одним из условий совершенствования системы подготовки специалистов в соответствии с современными стандартами СПО является применение компетентностного подхода с учетом требований работодателей.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

90-94 169
Аннотация
В данной статье рассматривается теоретический анализ литературы по проблеме влияния танцевального искусства на поведение детей с девиантным поведением. Дети с девиантным поведением это, прежде всего дети, имеющие какие-нибудь отклонение. К таким детям характерно повышенная тревожность, дефектность, ценностной системы. Они могут быть агрессивны, конфликтны, раздражительны, опасны, и все это может в дальнейшей жизни затруднять им положение в обществе, создавать сложности при их воспитании. Им будет трудно общаться, адаптироваться, играть, поэтому существуют разные виды профилактики и коррекции для детей с девиантным поведением. Известно, что дети любого возраста любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою потребность в движении. А с помощью каких-то определенных танцевальных движений они раскрывают свои чувства, настроение, свое внутреннее состояние. Иными словами, искусство танца - это синтез эстетического, эмоционального и физического развития. Авторами также рассмотрены психолого-педагогические и социально-философские литературы по проблеме влияния танцевального искусства на детей с отклоняющим поведением. Дети с девиацией могут расценивать реальность как негативное явление, проявляет неспособность адаптироваться к действительности, не принимать требования общества, быть замкнутыми, агрессивными и т.п. Изучение влияния танцевального искусства на поведенческие навыки детей c девиацией, на их психическое развитие, видится актуальным и перспективным.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

95-98 156
Аннотация
Рассмотрено определение нигилизма и подчёркнуто, что основной вклад в его осмысление внесли философия и литература. Исследованию нигилизма отдали дань многие философы, однако наиболее серьезный вклад в его анализ внес именно Ницше. Творчество Ницше содержит взаимосвязанные, но относительно самостоятельные комплексы: учение о «великом стиле», о методе, о переоценке всех ценностей, о «вечном возвращении» о воли к власти». Великий стиль опирается на афоризмы и «нюансы», а фраза формируется на основе ритмической кривой и музыкальной пластики. Метод предполагает становление в противовес низменности сущности Переоценка всех ценностей вызвана «смертью Бога», которая стала началом эпохи всеобщего нигилизма. Воля к власти согласно Ницше является основным принципом жизни. Вечное возвращение - это «бытие становления», возвращение к себе иному, очищение человека от всего ненастоящего. Все эти пять самостоятельных комплексов Ницше вносят свой вклад в осмысление нигилизма. В России нигилизм широко распространился во второй половине XIX столетия, прежде всего, среди разночинцев. Философские исследования этого течения принадлежат С.Л. Франку, Н.А. Бердяеву, а также Д.И. Писареву, В.К. Махайскому, К.Н. Леонтьеву. О нигилизме в литературе писали В.Г. Белинский, М.Н. Катков, М.А. Бакунин, С.М. Степняк-Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.Н. Страхов, В.В. Воровский. Нигилистов воспевали в своих произведениях Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский. К ним с большой симпатией относятся в своих романах Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, А.Ф. Писемский, однако сущность нигилизма наиболее полно выразил И.С. Тургенев в своем романе «Отцы и дети». Нигилизм можно рассматривать как деконструкцию всей европейской культуры. Он расчистил место для ростков нового. Деконструктивизм Ницше, появился раньше аналогичных подходов Хайдеггера, Дерриды и т.п., является наиболее глубоким среди них и оказал фундаментальное воздействие на развитие философии.
99-102 179
Аннотация
Рассматривается основной вклад, сделанный Ницше в философию. Некоторые авторы считают, что он внёс значительный вклад в онтологию и эпистемологию. Другие - что основной вклад, сделанный Ницше, относится к этике. Автор придерживается последнего подхода. Этика Ницше связана с пределами в состояниях человеческого духа и с переходами через них. Наряду с глубоким философским и филологическим анализом этика Ницше является отражением и его комплексом, это относится, прежде всего, в отношении его к женщине. Им проведен глубокий анализ взаимоотношений этики с христианством, в котором Ницше видел только отрицательное. Не менее важное значение имеют критические исследования Ницше, который не боялся развенчивать самых выдающихся мыслителей. Ницше возвышает аристократизм, тщеславие, власть и долг, но при этом отказывает человеку во многих присущих ему качествах и, прежде всего, любви. Историческая и филологическая критика Ницше многих традиционных понятий и идей позволяет глубже понять основания морали и отдельных философских понятий. Ницше считает, что мораль обусловлена усталостью. Он призывает человека жить, восхваляя силу и красоту тела. Он восхищался греками, их интеллектом, гармоничным развитием, превозносил дионисийские ценности и считал, что вся жизнь должна быть подчинена культуре. Многие из этих его идей актуальны и сейчас. Критическая функция - важнейшая среди функций философии, и хотя ницшеанская критика злая, она очень наглядна и конструктивна. Такая резкая критика философии совершенно необходима как один из важнейших элементов её развития. Несмотря на расплывчатость многих подходов и широкое использование им филологических методов, этика Ницше фундаментальна и способствует развитию философии в целом, поскольку она проникает в самую сущность человека в его бытие.
103-115 204
Аннотация
Как известно, в якутском традиционном философско-религиозном мировоззрении психофизической основой сущности вполне здорового человека выступает триединая система трех, так называемых, «кут»: «ийэ кут», «салгын кут», «буор кут». Эти три формы кут, в свою очередь, связаны между собой физическим телом посредством энергетической составляющей - «сүр». Культурологический анализ творческого наследия народа - эпосов-олонхо, фольклорных произведений, а также произведений якутских классиков А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского и других позволяет легко установить, что данное подразделение на три кут является ключевым для понимания мыслей, речи и поступков персонажей в связи с теми или иными сюжетами произведений. Большинство авторов как среди писателей, так и ученых-исследователей полагает, что среди трех форм указанных кут является главной, фокальной ийэ кут. В частности, считается, что форма ийэ кут имеет божественный потенциал, человек именно посредством ийэ кут получает возможность приобретения духовных качеств от иерархии высших божественных сущностей Айыы. В настоящей работе на основе исследований ученых, литературных произведений, а также материалов, собранных приезжими краеведами, проведен анализ функциональных свойств формы ийэ кут. Найдены смысловые параллели с хорошо известным в настоящее время религиозно-философским учением Агни Йоги. Как оказалось, в Агни Йоге для описания проявлений и свойств человека также применяется подразделение на взаимосвязанные составляющие, одна из которых называется «зерно духа» и имеет схожие по смыслу с формой ийэ кут функциональные качества. Учение Агни Йоги связано с именем русской семьи Рерихов, внесших существенный вклад в синтез культур Запада и Востока, в развитии общей мировой культуры. Потенциал синтезирующей мощности системного знания, вложенного в Агни Йогу, выявляется в процессе поиска единых основ философских воззрений Востока и Запада и утверждает развитие науки и культуры в русле общечеловеческих ценностей. В связи с этим выявление общих семантических параллелей в культурно-философском плане является установлением и укреплением культурных связей между русским народом и народом саха.
116-120 92
Аннотация
В настоящей статье рассматривается вопрос об определении статуса проблемы, касающейся роли и значимости идей в политико-правовых институциональных преобразованиях. Для рассмотрения данной проблемы как собственно философской автор обращается к определению их сущности и социально-конструктивистскому потенциалу. Теоретической базой исследования, позволяющей провести отнесение проблемы идей к философскому статусу, послужили труды Н.С. Розова и собственные работы автора. Показано перманентное обновление идей (модификации и конфигурации), что связывается с наполнением политико-правовых институтов актуальными вызовам времени функциями. Кроме того, обнаружена тесная связь аксиологических оснований властных институтов и успешность институциональных практик. Доказано, что идеи, которые не всегда обязательно организуются в идеологии, являются ведущим инструментом решения социальных проблем. Философский статус заявленной проблемы подтверждает необходимость проводить интеграцию положений различных «идейно ориентированных» подходов, что способствует динамике и модернизации исследовательских методик и позволяет преодолеть догматизм в интеллектуальных сетях.
121-129 216
Аннотация
В данной статье осмысливаются трансгуманизм, нигилизм, стоицизм, возникшие в разные исторические эпохи, как учения, ищущие выход из сложившейся ситуации культурного, социального кризиса. Большая проблема заключается в этическом аспекте трансгуманизма. Стоицизм в современной Европе развивается как ответ на потерю ценностей в связи развитием информационной, глобальной эпохи. Теоретическая значимость статьи обусловливается тем, что полученные результаты позволят оценить роль трансгуманизма как несостоятельного мировоззрения в рамках этической экспертизы при принятии практических решений. Стоицизм, нигилизм рассмотрены как формы мироощущения, социального поведения, как течения общественной мысли своего времени, подобное положение может занять и трансгуманизм, не претендуя на роль нового мировоззрения или философского направления.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)