Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Смысловые параллели якутского традиционного религиозного мировоззрения и учения Агни Йоги в отношении понятий «ийэ кут» и «огненного зерна»

Аннотация

Как известно, в якутском традиционном философско-религиозном мировоззрении психофизической основой сущности вполне здорового человека выступает триединая система трех, так называемых, «кут»: «ийэ кут», «салгын кут», «буор кут». Эти три формы кут, в свою очередь, связаны между собой физическим телом посредством энергетической составляющей - «сүр». Культурологический анализ творческого наследия народа - эпосов-олонхо, фольклорных произведений, а также произведений якутских классиков А.Е. Кулаковского, П.А. Ойунского и других позволяет легко установить, что данное подразделение на три кут является ключевым для понимания мыслей, речи и поступков персонажей в связи с теми или иными сюжетами произведений. Большинство авторов как среди писателей, так и ученых-исследователей полагает, что среди трех форм указанных кут является главной, фокальной ийэ кут. В частности, считается, что форма ийэ кут имеет божественный потенциал, человек именно посредством ийэ кут получает возможность приобретения духовных качеств от иерархии высших божественных сущностей Айыы. В настоящей работе на основе исследований ученых, литературных произведений, а также материалов, собранных приезжими краеведами, проведен анализ функциональных свойств формы ийэ кут. Найдены смысловые параллели с хорошо известным в настоящее время религиозно-философским учением Агни Йоги. Как оказалось, в Агни Йоге для описания проявлений и свойств человека также применяется подразделение на взаимосвязанные составляющие, одна из которых называется «зерно духа» и имеет схожие по смыслу с формой ийэ кут функциональные качества. Учение Агни Йоги связано с именем русской семьи Рерихов, внесших существенный вклад в синтез культур Запада и Востока, в развитии общей мировой культуры. Потенциал синтезирующей мощности системного знания, вложенного в Агни Йогу, выявляется в процессе поиска единых основ философских воззрений Востока и Запада и утверждает развитие науки и культуры в русле общечеловеческих ценностей. В связи с этим выявление общих семантических параллелей в культурно-философском плане является установлением и укреплением культурных связей между русским народом и народом саха.

Об авторах

Н. П. Лазарев
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова
Россия


А. Н. Павлов
«Кут-Сүр»
Россия


Список литературы

1. Афанасьев Л. А. Айыы суола. - Якутск: Бичик, 2002. - 160 c. (на якутском яз.)

2. Кулаковскай А. Е. Хоһооннор. Тылбаастар. Өс хоһоонноро. Таабырыннар. Рефераттар. - Якутск: Бичик, 2008. - 192 с. (на якутском яз.)

3. Гоголев А. И. Мифологический мир якутов: божества и духи-покровители. - Якутск: Изд-во Центра культуры и искусства, 1994. - 32 с. (на якутском яз.)

4. Попов A. A. Материалы по истории религии якутов бывшего Вилюйского округа // Сб. МАЭ. 1949. - Т. 9. - С. 255-323.

5. Петров М. Н. Салгын кут - Саха итэҕэлин туһунан 2-с конференция. Дакылааттар. - Якутск, 1996. - 61 с. (на якутском яз.)

6. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX -начале XX вв. - Новосибирск: Наука, 1975. - 199 с.

7. Уткин К. Д. Сборник трудов: в 16 кн. Кн.3: Учение Дом. - Якутск: Бичик, 2004. - 224 с. (на якутском яз.)

8. Курилкина В. Н., Сергеева А. И., Саввинов А. С. Духовные традиции народа саха в условиях глобализации // Вестник БГУ. 2017. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovnye-traditsii-narodasaha-v-usloviyah-globalizatsii

9. Портнягин И. С. Этнопедагогика «кут-сюр»: педагогические воззрения народа Саха. - Москва: Academia, 1998. - 184 с

10. Уткин К. Д. Философия Кут-сюр. - Якутск, 1994.

11. Попов А. А. Камлания шаманов бывшего Вилюйского округа: (Тексты): 2-е изд. / А. А. Попов; сост. Р. И. Бравина. 2-е изд-е. - Новосибирск: Наука, 2008. - 464 с.

12. Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1992. - 242 с.

13. Тэрис (Афанасьев Л. А.). Итэҕэл тылдьыта. - Якутск: Бичик, 2012. - 127 с. (на якутском яз.)

14. Бравина Р. И., Попов В. В. Погребально-поминальная обрядность якутов: памятники и традиции (XV-XIX вв.). - Новосибирск: Наука, 2008. - 296 с.

15. Бравина Р. И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: На материале традиций Саха. - Новосибирск: Наука, 2005. - 307 с.

16. Афанасьев-Тэрис Л. А. Доктрина Кулаковского. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. - 78 с.

17. Попова Г. С. Триединство в духовной культуре этноса (на примере саха): монография / Г. С. Попова [Под науч. ред. Е. П. Борзовой]. - СПб.: Астерион, 2015. - 345 с.

18. Неустроев Б. Ф. Барҕа санаам, сүбэ санаам. - Якутск: Бичик, 2015. - 221 с. (на якутском яз.)

19. Афанасьев Л. А. Айыы үөрэҕэ. - Якутск: Ситим, 1993. - 184 с. (на якутском яз.)

20. Кондаков В. А. Аар Айыы итэҕэлэ. - Якутск, 2011. - 532 с. (на якутском яз.)

21. Агни Йога: в 3 т. [книги Живой Этики, составленные Е.И. Рерих]. - Самара.: Рериховский Центр духовной культуры. Самара, 1992-. Т.1: Зов. Озарение. Община. Знаки Агни йоги. Беспредельность, 1 часть. Беспредельность, 2 часть. - 624 с.; Т.2: Иерархия. Сердце. Мир Огненный, часть 1. Мир Огненный, часть 2. Мир Огненный, часть 3. - 712 с.; Т.3: Братство, 1937 г. Братство, 2 часть, Надземное. Братство, 3 часть, Надземное. - 624 с.

22. Кулаковский А. Е. Научные труды. - Якутск: Книжное изд-во, 1979. - 484 с.

23. Письма. 1929-1938. В 2 т. / Елена Рерих; предисл. Л. В. Шапошниковой. - Минск: Белорус. фонд

24. Рерихов; ПРАМЕБ, 1992. Т. 1: Письма в Америку. 1929-1932. - С. 26-133; Письма в Европу. 1931-1935. - С. 134-445. Т. 2: Письма в Европу. 1935-1938. - 432 с.

25. Клизовский А. И. Основы миропонимания Новой Эпохи. - М: Фаир-пресс, 2006. - 816 с.

26. Худяков И. А. Краткое описание Верхоянского округа. - Л., Наука, 1969. - 441 с.

27. Ксенофонтов Г. В. Шаманизм. Избранные труды. - Якутск: Север-Юг, 1992. - 318 с.

28. Приклонский В. Л. О шаманстве у якутов // Известия ВСОРГО. Иркутск. 1886. Т.XVII. № 1-2. С. 84-112.

29. Серошевский В. Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. - М.: Ассоциация «Российская политическая энциклопедия», 1993. - 736 с. (2-е изд.).

30. Яковлев Н. Н. Курууппа ойуун. Курууппа ойуун көрүүлэрэ. - Якутск: Бичик. 1993. - 56 с. (на якутском яз.)


Рецензия

Для цитирования:


Лазарев Н.П., Павлов А.Н. Смысловые параллели якутского традиционного религиозного мировоззрения и учения Агни Йоги в отношении понятий «ийэ кут» и «огненного зерна». Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2019;(4):103-115.

For citation:


Lazarev N.P., Pavlov A.N. Semantic parallels of the Yakut traditional religious worldview and teachings of Agni Yoga in relation to the concepts of «iye kut» and «fiery grain». Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2019;(4):103-115. (In Russ.)

Просмотров: 203


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)