ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье рассматриваются художественные произведения русской и узбекской литератур с точки зрения духовной связи писателей разных национальностей, взаимосвязи мира и человека, проводится анализ героев художественных произведений как целостной части мира, влияющие на воспитание студенческой молодежи Узбекистана. На практических занятиях и семинарах узбекские студенты постигают азы сравнительного анализа романов узбекского автора Тогая Муроди «Поле, унаследованное от отца» и русского писателя В. М. Шукшина «Любавины». Отмечается, что достаточно подробно изучено творчество классика узбекской литературы Тогая Мурода и творческое наследие русского писателя Василия Шукшина, однако, в сравнительно-сопоставительном плане произведения этих писателей не рассматривались. Нет работ, показывающих процесс сравнительного изучения обоих романов в узбекской аудитории. В процессе сравнительного анализа произведений обоих писателей, глубинно отразивших свое время и своего героя в нем, узбекские студенты должны понять, что именно такой подход к изучению произведений современных писателей помогает им осмыслить такие понятия, как «душа», «дух», «народный характер», «менталитет», что нашло отражение в языке, речах и диалогах героев произведений. В произведениях писателей дан исторический экскурс в прошлое каждой страны, проанализировано социально-психологическое стремление людей найти своё место в обществе. Эти понятия использовались с целью понимания национального характера, специфических культурных структур разных народов в универсальных по форме и содержанию идей произведений.
Дан анализ новых технологий, пришедших на смену традиционному языковому образованию, в основе которого долгие годы оставался грамматический подход. Статья посвящена рассмотрению роли мультимодальных практик обучения русскому языку и литературе в контексте развития критического мышления. Мультимодальные практики представляют собой целую систему практико-ориентированных технологий, продуманных методических приёмов и форм обучения. На материале романа Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» в сопоставлении с котом Баюном, персонажем славянских волшебных сказок, представлены методические разработки занятий, постулируется важность развития когнитивных навыков обучающихся через формирование индивидуальных траекторий подготовки в рамках языкового обучения на основе инфографики. Особый интерес для лингводидактики высшей школы имеет мультимодальный подход к изучению языковых фактов, среди которых выделяют приемы осмысленного чтения при обучении как родному языку и литературе, так и иностранным языкам, что объясняется необходимостью развития «мягких навыков», к которым относится и критическое мышление. Доказывается, что использование мультимодальных практик на занятиях по литературе помогает осмысленному пониманию текста. Авторы подчеркивают эффективность мультимодальных практик в понимании смысла изучаемых языковых явлений и фактов литературы и культуры в целом (инфографика, лингвокультурный кластер и др.) с позиции развития умения интерпретировать смысл в контексте диалога культур и эпох, что способствует развитию навыков критического анализа текста обучающимися. Подчеркнута роль мультимодальных и кросс-культурных (транслингвальных) практик в изучении русскому языку. В статье содержатся практико-ориентированные кейсы как для преподавателей русского языка как иностранного, так и для преподавателей русского языка и других предметов гуманитарного цикла.
В статье исследуется эволюция корпоративного обучения, анализируется переход от традиционных форм к цифровым платформам в условиях глобальной цифровой трансформации. Актуальность темы обусловлена необходимостью адаптации компаний к технологическим изменениям, где развитие человеческого капитала становится ключевым фактором конкурентоспособности. Как показывают данные LinkedIn, 94% сотрудников готовы сохранять лояльность к работодателю при инвестициях в их профессиональный рост, что подчеркивает важность современных образовательных решений. Однако традиционные методы обучения, основанные на очных лекциях и стандартизированных тренингах, уступают цифровым платформам, обеспечивающим гибкость, персонализацию и непрерывность освоения навыков. Цель работы – выявить закономерности трансформации корпоративного обучения, определить педагогические принципы и факторы, способствующие интеграции цифровых инструментов (ИИ, VR/AR, LMS-систем) в образовательные процессы. На основе исторического анализа выделены четыре этапа эволюции: от бихевиористских методов середины XX века до коннективистских моделей с использованием адаптивных технологий. Рассмотрены экономические, технологические и социальные аспекты перехода к цифровым форматам, включая рост рынка e-learning. Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по проектированию гибридных моделей обучения, сочетающих цифровые инструменты с живым взаимодействием, инвестициям в цифровую грамотность и этическому аудиту алгоритмов. Перспективы исследования связаны с анализом влияния метавселенных и генеративного ИИ на корпоративное образование, а также долгосрочной оценкой релевантности цифровых инструментов в условиях меняющихся рынков труда. Результаты исследования могут быть использованы HR-специалистами для оптимизации образовательных программ и педагогами – для интеграции технологий в педагогический дизайн.
Статья посвящена описанию проведения в алтайских семьях детского праздника он эки дьажы тоолгоны / он эки дьажы киргени достижение ребенком двенадцати лет. Праздник заключает важный традиционный обрядовый элемент – оформление вторичной социализации ребенка, его переход от детства к юношеству. В современное время праздник выступает модернизированным видом традиционной обрядности, включает новации обрядовых элементов. Символизация возраста двенадцати лет закрепляется не только на семейно-родовом уровне, но и носит общественный, публичный характер. Возрождение и трансформация детской обрядности прослежена на основе полевых материалов автора, собранных в 2024–2025 гг. в Республике Алтай. Социализация в широком смысле представляет собой непрерывный процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. Подготовка человека к жизни в обществе происходит путем знакомства с социальными нормами, ценностями и обычаями. В традиционной культуре специфика социализации детей отчетливо проявляется в семейной обрядности и в обычаях жизненного цикла. Обряды и ритуалы оказывают значительное влияние изменение социального статуса человека и служат обозначением его правоспособности.
Проблема недостаточной сформированности soft skills у выпускников вузов, особенно в условиях ускоряющейся цифровизации образования, является важной для обеспечения конкурентоспособности на современном рынке труда. Настоящее исследование посвящено решению вопроса повышения эффективности формирования у студентов таких ключевых неспециализированных навыков, как коммуникация, критическое мышление, креативность и командная работа, востребованных современными работодателями. Цель исследования – разработка и эмпирическая апробация модели цифровой экосистемы проектной деятельности (далее – ЦЭПД), ориентированной на целенаправленное формирование указанных soft skills. В качестве материалов исследования использовались данные, полученные в результате анализа научно-методической литературы, экспертной оценки разработанной модели ЦЭПД, а также результаты педагогического эксперимента. Применялись методы педагогического моделирования, статистического анализа данных для оценки эффективности внедрения ЦЭПД. Предлагаемая модель ЦЭПД представляет собой интегрированную цифровую среду, объединяющую образовательные платформы, инструменты онлайн-коммуникации и облачные сервисы, обеспечивающие возможность эффективной совместной работы над учебными проектами. Результаты экспериментального исследования продемонстрировали статистически значимое улучшение показателей развития soft skills (коммуникативных навыков, критического мышления, креативности и умения работать в команде) у студентов, вовлеченных в проектную деятельность в рамках разработанной ЦЭПД, по сравнению с контрольной группой. Сделан вывод о целесообразности и перспективности внедрения цифровых экосистем проектной деятельности в образовательный процесс вузов. Практическая значимость исследования заключается в предоставлении модели ЦЭПД, которая может быть использована для повышения качества подготовки студентов и их адаптации к требованиям современного рынка труда, а также для дальнейшего развития цифровых инструментов поддержки проектной деятельности в высшем образовании.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В статье представлены результаты исследования карьерных ориентаций профессионалов с горизонтальным типом карьеры. Горизонтальная карьера предполагает постепенное повышение уровня профессионализма, опыта и компетенций специалиста без существенного изменения должностного статуса. Вертикальная карьера как продвижение от низшей должности к высшей не является возможной для всех категорий профессионалов, хотя именно она оценивается как социально успешная. В качестве испытуемых выступили медицинские сестры, как пример профессиональной группы с типичной горизонтальной карьерой, в которой сотрудники остаются на одной и той же должности в течение длительного периода времени. Кроме того, данные профессионалы представляют социально-значимый тип профессии, в котором горизонтальная карьера является основной. Анализ психологического аспекта карьеры, понимание карьерных ориентаций как отражение ведущих ценностей и представлений работников о своем профессиональном пути позволяет лучше понять мотивы работников, осуществляющих профессиональную деятельность в рамках горизонтальной карьеры и направлении, и уточнить системы мотивации и стимулирования сотрудников в условиях невозможности повышения по службе. Результаты исследования показали, что наиболее важными карьерными ориентациями среди обследованных оказались «стабильность рабочего места», «служение обществу» и «интеграция различных сфер жизни», что отражает специфику профессии, горизонтального типа карьеры и особенности данной профессиональной группы. Анализ данных показал различия в карьерных ориентациях и подтвердил предположение о смене иерархии ценностей на разных этапах горизонтальной карьеры. Высказано предположение о возможности использовать анализ характера карьерных ориентаций для диагностики личностной зрелости, профессиональных кризисов специалистов.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Целью работы является выявление фундаментальных принципов и подходов методологии исследования искусства и литературы и демонстрация возможностей рациональных методов (с элементами иррациональности) для этих целей. Наиболее важными группами этой методологии являются философские методы: феноменология, герменевтика, идеографический, номотетический методы, методы метафизики, диалектики, семиотики; универсальные методы естественнонаучного происхождения: теории коммуникаций, систем, синергетики, информатики; методы социально-гуманитарных наук на основе: историзма, механицизма, натурализма, органицизма, психологизма, антропологизма, структурализма, сциентизма, эволюционизма, формализма, функционализма, позитивизма; методы литературоведения и культурологии; методы социологии и социальной философии. Эти методы применены к основным этапам развития искусства и к наиболее важным направления и стилям искусства в различных сочетаниях и в зависимости от интервалов их применимости. В качестве основных подходов исследуемой методологии используется синтез большинства существующих методов в пределах всех сфер литературы и искусства, либо в пределах его вида, жанра или стиля; выявляются ряды методологических подходов, обеспечивающие взаимодействие одного метода с другим, выявление систем и подсистем этих методов для конкретных условий исследования. Взаимодействие методологии используемой творцом произведений и методов восприятия его работ (то есть взаимодействие онтологических и эпистемологических подходов к творению и исследованию). Утверждается, что рационализированная методология исследования произведений искусства и литературы имеет значительные перспективы. Используя различные виды синтеза в различных жанрах и между ними можно получить единую целостную картину восприятия произведений. Опора на пределы восприятия, связанная, как правило, с великими тайнами выдающихся произведений искусства и литературы, аналогична пределам, на которые опирается методология науки или религиозные откровения и позволяет связать рациональное с иррациональным в этом процессе познания. Еще одно перспективное направление связано с совершенствованием известных методов исследования произведений искусства и литературы: семиотики, герменевтики, социологии, культурологии, теории коммуникаций в зависимости от характерных черт конкретного произведения. Эволюция этих методов также стремится к единству, целостности и взаимной дополнительности всего процесса познания произведений искусства и литературы.
В качестве основных характерных черт идентичности России рассмотрены целостность, самодостаточность, уникальность, саморазвитие. Кроме того выявлены параметры, входящие в эти характерные черты, такие как универсальность и гармоничность для целостности, генезис, становление для самодостаточности, попытки выразить её в почвенничестве и славянофильстве. Уникальность характеризуется яркими литературными чертами, которые невозможно спутать ни с чем другим и «живой жизнью» (термин В. В. Вересаева) как воплощение бытийствования человека в литературе. Саморазвитие русской классической литературы определялось: стремлением к практическому воплощению духовности в чаяниях народа, в формировании души, опоре на глубокий синтез различных жанров, каждый из которых также прошел свои этапы формирования, контрасты и противоречия, связанные с фундаментальным принципом диалектического развития – «взаимодействием противоположностей». Развитие представлений об идентичности в социально-политических науках дополняют развиваемые в настоящей работе представления. Идентификация личности идет в русской литературе через пределы восприятия мира и бытия, которых касались многие из русских писателей, прежде всего, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Лесков, Чехов, причем это были совершенно разные пределы. Та идентичность России, которая основывается на идентификации литературы, достаточно легко обосновывается и имеет огромные перспективы. Её обоснование обладает наглядной последовательностью, ясностью, рациональностью, доказательностью. Кроме того она имеет огромные перспективы, потому что литература может проникнуть практически везде – в любую социально гуманитарную сферу. Она легко вступает во взаимодействие с музыкой, живописью, театром, и, по мнению ведущих философов современности, начинает подменять собой философию. По нашему мнению, начинает формироваться новый вид синтеза литературы и философии.
В условиях глобализации и усиления миграционных процессов проблема социальной интеграции в мультикультурных обществах становится ключевой для обеспечения стабильности и социальной сплоченности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки новых интеграционных стратегий, способных ответить на вызовы XXI века, включая миграцию и рост культурного многообразия. В статье рассматриваются теоретические аспекты социальной интеграции, анализируются основные модели интеграционной политики и выявляются факторы, способствующие или препятствующие успешной интеграции. Анализируются как классические концепции, так и современные теории и подходы к исследованию социальной интеграции. Рассматриваются примеры интеграционной политики в различных странах, а также новые вызовы, связанные с глобальными миграционными кризисами. Статья предлагает критический анализ существующих моделей интеграции и обосновывает необходимость гибких, адаптивных стратегий, учитывающих как универсальные принципы равенства, так и культурное многообразие. Особое внимание уделяется антропологическому исследовательскому подходу в условиях нарастающей культурной сложности современного мира. Современный этап осмысления проблем социальной интеграции очерчен антропологическим поворотом, который актуализирует телесные, эмоциональные и повседневные измерения межкультурного взаимодействия. В заключении статьи подчеркивается, что социальная интеграция в мультикультурном обществе представляет собой сложный, многомерный процесс, требующий комплексного подхода. В дальнейшем необходима разработка гибких, адаптивных стратегий интеграции, способных учитывать как глобальные вызовы, так и локальную специфику. Статья вносит вклад в развитие социально-философской дискуссии о путях формирования общества, основанного на принципах справедливости, солидарности и взаимного признания.