Эволюция корпоративного обучения: от традиционных форм к цифровым платформам
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-21-32
Аннотация
В статье исследуется эволюция корпоративного обучения, анализируется переход от традиционных форм к цифровым платформам в условиях глобальной цифровой трансформации. Актуальность темы обусловлена необходимостью адаптации компаний к технологическим изменениям, где развитие человеческого капитала становится ключевым фактором конкурентоспособности. Как показывают данные LinkedIn, 94% сотрудников готовы сохранять лояльность к работодателю при инвестициях в их профессиональный рост, что подчеркивает важность современных образовательных решений. Однако традиционные методы обучения, основанные на очных лекциях и стандартизированных тренингах, уступают цифровым платформам, обеспечивающим гибкость, персонализацию и непрерывность освоения навыков. Цель работы – выявить закономерности трансформации корпоративного обучения, определить педагогические принципы и факторы, способствующие интеграции цифровых инструментов (ИИ, VR/AR, LMS-систем) в образовательные процессы. На основе исторического анализа выделены четыре этапа эволюции: от бихевиористских методов середины XX века до коннективистских моделей с использованием адаптивных технологий. Рассмотрены экономические, технологические и социальные аспекты перехода к цифровым форматам, включая рост рынка e-learning. Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по проектированию гибридных моделей обучения, сочетающих цифровые инструменты с живым взаимодействием, инвестициям в цифровую грамотность и этическому аудиту алгоритмов. Перспективы исследования связаны с анализом влияния метавселенных и генеративного ИИ на корпоративное образование, а также долгосрочной оценкой релевантности цифровых инструментов в условиях меняющихся рынков труда. Результаты исследования могут быть использованы HR-специалистами для оптимизации образовательных программ и педагогами – для интеграции технологий в педагогический дизайн.
Об авторах
Н. Н. СивцевРоссия
СИВЦЕВ Николай Николаевич – магистрант 1 курса «Корпоративное электронное обучение» кафедры «Цифровое и технологическое образование» ПИ
г. Якутск
Н. Ю. Туласынова
Россия
ТУЛАСЫНОВА Надежда Юрьевна – к. пед. н., доцент кафедры «Иностранные языки по гуманитарным специальностям» ИЗФИР
г. Якутск
Список литературы
1. Global Market Insights Inc. Официальный сайт компании Global Market Insights Inc. [интернет- ресурс]. URL: https://www.gminsights.com/ru/industry-analysis/corporate-elearning-market (дата обра- щения: 24.04.2025).
2. Knowles M.S., Holton III E.E., Swanson R.A. The Adult Learner: The Definitive Classic in Adult Education and Human Resource Development. 6th edition. London, New York, etc.: ELSEVIER Butterworth Heinemann. 2005: 378.
3. Сименс Д. Коннективизм: теория обучения для цифровой эпохи. Интерактивное образование. 2018: (6): 50-55.
4. McDonald’s. Официальный сайт компании McDonald’s [интернет-ресурс]. URL: https://corporate.mcdonalds.com/corpmcd/home.html (дата обращения: 26.04.2025).
5. Рудина Т.Д., Миловзорова М.Н. Электронное обучение как метод корпоративного обучения. Вестник науки. 2024;4(11):213-223.
6. Walmart Inc. [интернет ресурс]. URL: https://corporate.walmart.com/content/corporate/en_us/search-results.q=Employee%20Training%20Programs.html (дата обращения: 28.04.2025).
7. Сейтказиева Н.С., Токтогулова Г.А., Ибраева А.Т. Внедрение элементов геймификации в об- разовательный процесс. Вестник Международного Университета Кыргызстана. 2021;(1(42)):131-136.
8. Ярушкин В.А. Развитие онлайн-платформ для обучения и развития компетенций в рамках корпоративного обучения. В кн.: Философия в XX веке: социально-философские проблемы совре- менной науки и техники: Материалы I Международной научно-практической конференции, Москва, Зеленоград – Красноярск, 12 мая 2023 года. Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет; 2023:416-420.
9. Исаева Е.С. Современные LMS платформы дистанционного обучения: анализ и сравнение. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021;6(6):1045-1050. DOI: 10.30853/ped20210127.
10. Итинсон К.С. Коннективизм – обучение в цифровую эпоху. Балтийский гуманитарный жур- нал. 2021;10(4):96-98. DOI: 10.26140/bgz3-2021-1004-0021.
11. Шурыгин В.Ю. Электронные системы управления обучением в академическом и корпоратив- ном образовании. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021;10(2):335-338. DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0085.
12. Оськина А.Н., Даринская Л.А. Тренды в исследованиях электронного обучения в Азии (на примере Сингапура, Японии и Республики Корея). Мир науки. Педагогика и психология. 2021;9(1).
13. Волокитин Ю.И., Гринько О.В., Куприяновский В.П., и др. Цифровые двойники знаний и онтологии для высшего технологического образования. International Journal of Open Information Technologies. 2021;9(1):128-144 (in English).
14. Галямов А.Э., Отекина Н.Е. Информационные образовательные платформы. АПК: инноваци- онные технологии. 2022;(1):34-38. DOI: 10.35524/2687-0436_2022_01_34.
15. Рязанцева М.В. Гибридная модель обучения: инновации и традиции. Вестник педагогических наук. 2024;(2):53-58. DOI: 10.62257/2687-1661-2024-2-53-58.
Рецензия
Для цитирования:
Сивцев Н.Н., Туласынова Н.Ю. Эволюция корпоративного обучения: от традиционных форм к цифровым платформам. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(2):21-32. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-21-32
For citation:
Sivtsev N.N., Tulasynova N.Y. The evolution of corporate learning: from traditional forms to digital platforms. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(2):21-32. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-21-32