Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Мультимодальные практики в обучении русскому языку и литературе

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-14-20

Аннотация

Дан анализ новых технологий, пришедших на смену традиционному языковому образованию, в основе которого долгие годы оставался грамматический подход. Статья посвящена рассмотрению роли мультимодальных практик обучения русскому языку и литературе в контексте развития критического мышления. Мультимодальные практики представляют собой целую систему практико-ориентированных технологий, продуманных методических приёмов и форм обучения. На материале романа Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» в сопоставлении с котом Баюном, персонажем славянских волшебных сказок, представлены методические разработки занятий, постулируется важность развития когнитивных навыков обучающихся через формирование индивидуальных траекторий подготовки в рамках языкового обучения на основе инфографики. Особый интерес для лингводидактики высшей школы имеет мультимодальный подход к изучению языковых фактов, среди которых выделяют приемы осмысленного чтения при обучении как родному языку и литературе, так и иностранным языкам, что объясняется необходимостью развития «мягких навыков», к которым относится и критическое мышление. Доказывается, что использование мультимодальных практик на занятиях по литературе помогает осмысленному пониманию текста. Авторы подчеркивают эффективность мультимодальных практик в понимании смысла изучаемых языковых явлений и фактов литературы и культуры в целом (инфографика, лингвокультурный кластер и др.) с позиции развития умения интерпретировать смысл в контексте диалога культур и эпох, что способствует развитию навыков критического анализа текста обучающимися. Подчеркнута роль мультимодальных и кросс-культурных (транслингвальных) практик в изучении русскому языку. В статье содержатся практико-ориентированные кейсы как для преподавателей русского языка как иностранного, так и для преподавателей русского языка и других предметов гуманитарного цикла.

Об авторах

С. В. Красильникова
Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Россия

КРАСИЛЬНИКОВА Светлана Валерьевна ‒ к. филол. н., доцент кафедры русистики, этноориентированной педагогики и цифровой дидактики Института русского языка

Researcher ID:AAU-5605-2020, AuthorID: 170777

г. Москва



С. Т. Жарбулова
Кызылординский университет им. Коркыт-ата
Казахстан

ЖАРБУЛОВА Сауле Тураровна – к. пед. н., руководитель ОП «Русский язык и литература», Гуманитарно-педагогический институт

AuthorID: 755173

г. Кызылорда



Список литературы

1. Danesi, M. Foreword: Edusemiotics. In I. Semetsky (Ed.), Semiotics education experience. Rotterdam: Sense Publishers. 2010.

2. Deely J., Semetsky I. Semiotics, edusemiotics and the culture of education. Educational Philosophy and Theory. 2016: 49 (3). Pp. 1-13.

3. Гончаров С. А., Гончарова О. М., Королева Н. Н. Семиотическая компетентность в образовании и социуме. Universum: Вестник Герценовского университета. 2011: (8): 75-76.

4. Мирошникова О. Х. Лингвокультурная педагогика как компонент инновационной образовательной политики современного университета. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. URL: http://e-koncept.ru/2017/170011.htm (дата обращения: 18.01.2025).

5. Leeds-Hurwitz W. Semiotics and communication: Sign, codes, cultures. New Jersey: Lawrence Erlbaum associates, Publishers. 1993.

6. Sebeok, T. A., Lamb, S. M., & Regan, J. O. Semiotics in education: A dialogue (Issues of Communication 10). Claremont, CA: Claremont Graduate School. 1988.

7. Semetsky, I., & Stables, A. (Eds.). Pedagogy and edusemiotics: Theoretical challenges. Рractical opportunities Rotterdam: Sense Publishers. 2014.

8. Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. Москва : Самокат, 2018: 384.

9. Науменко Г. М. Мифы русского народа. Москва : АСТ, 2025: 96.

10. Демурова Н. М. Льюис Кэрролл. Москва: Молодая гвардия, 2019: 414 .

11. Лаук-Дубицкий С. Е., Ширина Е. Л., Матвеева М. А. Мультимодальные опоры в практике преподавания русского языка как иностранного: возможности и перспективы. В сб. материалов конференции «Современные образовательные технологии в преподавании иностранного языка и русского языка как иностранного». Москва, 2022: 29-37.


Рецензия

Для цитирования:


Красильникова С.В., Жарбулова С.Т. Мультимодальные практики в обучении русскому языку и литературе. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(2):14-20. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-14-20

For citation:


Krasilnikova S.V., Zharbulova S.T. Multimodal practices in teaching Russian language and literature. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(2):14-20. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-14-20

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)