Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Нравственное воспитание студенческой молодежи Узбекистана средствами художественной литературы (на материале произведений узбекских и русских писателей)

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-5-13

Аннотация

В статье рассматриваются художественные произведения русской и узбекской литератур с точки зрения духовной связи писателей разных национальностей, взаимосвязи мира и человека, проводится анализ героев художественных произведений как целостной части мира, влияющие на воспитание студенческой молодежи Узбекистана. На практических занятиях и семинарах узбекские студенты постигают азы сравнительного анализа романов узбекского автора Тогая Муроди «Поле, унаследованное от отца» и русского писателя В. М. Шукшина «Любавины». Отмечается, что достаточно подробно изучено творчество классика узбекской литературы Тогая Мурода и творческое наследие русского писателя Василия Шукшина, однако, в сравнительно-сопоставительном плане произведения этих писателей не рассматривались. Нет работ, показывающих процесс сравнительного изучения обоих романов в узбекской аудитории. В процессе сравнительного анализа произведений обоих писателей, глубинно отразивших свое время и своего героя в нем, узбекские студенты должны понять, что именно такой подход к изучению произведений современных писателей помогает им осмыслить такие понятия, как «душа», «дух», «народный характер», «менталитет», что нашло отражение в языке, речах и диалогах героев произведений. В произведениях писателей дан исторический экскурс в прошлое каждой страны, проанализировано социально-психологическое стремление людей найти своё место в обществе. Эти понятия использовались с целью понимания национального характера, специфических культурных структур разных народов в универсальных по форме и содержанию идей произведений.

Об авторе

А. Р. Косимов
Ферганский государственный университет
Узбекистан

КОСИМОВ Алижон Рахматович – PhD, доктор философии по гуманитарным наукам, доцент кафедры русской филологии

г. Фергана



Список литературы

1. Абу Наср Фароби. Фазилат, бахт-саодат ва камолот ҳақида. Тошкент: Ёзувчи, 2001:13-15.

2. Топоров В. Н. Пространство культуры и встречи в нём. Восток-Запад. Переводы. Публикации. Москва; 1989: 7.

3. Гринцер П. А. Эпохи взаимодействия литератур Востока и Запада. М.; 1997: 21.

4. Пардаева З. Ж. Идентификация современного узбекского романа в контексте мировой литературы. В сб.: Тюркский мир в современных реалиях: Проблемы языка, литературы, истории и культуры. Материалы XII международной тюркологической конференции. Казань; 2024:183-186.

5. Гачев Г. Д. Ментальность народов мира. Москва: Эксмо, 2003: 364.

6. Вединяпина В. А. Фундаментальность педагогических научных знаний в антропологическом подходе. Оценка качества освоения педагогических дисциплин в контексте аттестации вуза. Санкт-Петербург; 2008: 46-59.

7. Казанов Х. М. Трансформация ценностных ориентаций в современном российском обществе. Автореф. дисс. … докт. философ. наук. Нальчик; 2002: 27.

8. Гарипова Г. Концептуальные тенденции развития узбекской литературы конца XX – начала XXI веков. Иностранные языки в Узбекистане. Электронный научно-методический журнал (Ўзбекистонда хорижий тиллар. Илмий-методик электрон журнал). Ташкент; 2014: 3: 97-106.

9. Солижонов Й. Кўзгудаги ҳаёт.Тошкент: Алишер Навоий номидаги Ўзбекистон Милиий кутубхонаси нашриёти; 2013:6.

10. Мурод Тоғай. Отамдан колган далалар. (Поле, унаследованное от отца). Тошкент: Шарқ; 1994:195.

11. Шукшин В. М. Надеюсь и верую: Рассказы, киноповесть «Калина красная», письма, воспоминания. Москва; 1999: 290.

12. Куляпин А. И., Левашова О. Г. Шукшин В. М. Нравственность есть правда. Собр. соч.: в 8 т. Барнаул: ООО «Издательский дом Барнаул», 2009: 8: 24.

13. Шукшин В. М. Любавины. Москва: Советский писатель, 2001: 496.

14. Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема обратных связей. Психология художественного творчества: Хрестоматия. Минск; Харвест,1999: 6.

15. Зинченко В., Моргунов Е. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. Москва; Тривола,1994: 243.

16. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Москва, 1983; Т.2 : 232.

17. Костомаров В. Г., Верещагин Е. М. Язык и культура. Москва: Русский язык, 1990: 54.

18. Ахророва Л. Правда, которую знали все, но никто не говорил (Размышления о произведении Тагая Мурада «Поля моего отца». Экономика и социум. 2021; 2-1.(81): 510-522.

19. Ильичева Я. Н. Социально-психологические коллизии в романе В. Шукшина «Любавины» как отражение динамики ментальных ценностей. Вестник Воронежского университета. Серия: Филология. Журналистика. 2008: 2; 30-33.

20. Ишниязова Ш. А. Узбекская ментальность в художественном произведении как источник национальной культуры. Неофилология. 2023. Т.9; 2:459-465.


Рецензия

Для цитирования:


Косимов А.Р. Нравственное воспитание студенческой молодежи Узбекистана средствами художественной литературы (на материале произведений узбекских и русских писателей). Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(2):5-13. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-5-13

For citation:


Kosimov A.R. Moral education of student youth of Uzbekistan by means of fiction: the case of works by Uzbek and Russian writers. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(2):5-13. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-5-13

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)