Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск
№ 3 (2024)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

6-20 190
Аннотация

В данной статье отражены результаты проектно-исследовательской деятельности, направленные на раскрытие определений основ семейных ценностей молодежи, проживающих в условиях Крайнего Севера. В работе отмечается проектно-исследовательская деятельность, содействующая укреплению семейных ценностей. Целью данной статьи является отражение проектно-исследовательской деятельности с обучающейся молодежью в определении основ семейных ценностей. В Северо-Восточном федеральном университете организация научно-исследовательской работы со студентами всегда является стратегически важным процессом в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. В новых реалиях студенту предоставляется масса возможностей реализоваться и раскрыть свои потенциальные возможности не только в узком профессиональном направлении, но и в углублении в различные междисциплинарные сферы жизнедеятельности. В последние годы по результатам Росстата по Республике Саха (Якутия), наблюдается снижение количества браков и повышение количества разводов: если в 2015 г. было зафиксировано 7668 бракосочетаний и 4087 разводов, то на 2023 г. пришлось 4935 бракосочетаний и 4036 разводов. Исходя из этих данных, можем увидеть, что по Крайнему Северу надвигается проблема, связанная с семейными ценностями, которая требует профилактики; для решения данной проблемы нужно понять и определить, какие семейные ценности у современной молодежи. Метод проективно-исследовательской деятельности позволяет в рамках проекта обучающихся подробно рассмотреть определение «семейные ценности», учитывая климатические, социально-культурные особенности, с которыми сталкивается молодежь, проживая на Крайнем Севере. В качестве контингента исследования выбрали обучающуюся молодежь, так как именно им предстоит образовать новую ячейку – молодую семью среди обучающейся молодежи. Мы считаем важным сформировать семейные ценности у обучающейся молодежи, поскольку она укрепляет фундамент образования социальных институтов, что является основой государства.

21-31 129
Аннотация

В статье раскрываются методологические аспекты формирования функциональности знаний на современном этапе развития образования, особенности практико-ориентированного обучения химии в школе с позиций требований к результатам обучения школьников по ФГОС ОО и приложений к ним. Достижение функциональности знаний как умения применять научные знания в различных ситуациях является стратегической задачей для всех уровней системы образования. Этот важнейший запрос общества к результатам современного образовательного процесса обозначен также в документах: «Концепция развития естественнонаучной грамотности учащихся», «Концепции развития практико-ориентированного образования в России», в соединении требований образовательных и профессиональных стандартов к профессиональным компетенциям студентов в вузе. Функциональность химических знаний формируется в практической деятельности современными средствами практико-ориентированного обучения. Авторами предпринята попытка объединения практико-ориентированных методов обучения и технологий, реализуемых в естественнонаучном образовании школьников, направленных на формирование функциональности знаний на основе усиления практической составляющей обучения химии и установления междисциплинарных связей. Определены условия обеспечения функциональности химических знаний в обучении химии: мета- предметность и контекстность содержания учебных заданий, инструментальность обучения химии и комплексность применения химического эксперимента, внедрение регионального компонента в обучение химии и преемственность в применении продуктивных методов в химическом образовании.

32-43 125
Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы образования во Вьетнаме, а также проблемы изучения русского языка и литературы в этой стране. Анализируются отношения к русскому языку вьетнамцев в разные годы. Указывается влияние русской литературы на становление и развитие вьетнамской национальной культуры и литературы. Дан список произведений русской литературы, включенных в школьную и вузовскую программы Вьетнама. Представлен материал экспериментального исследования изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» во вьетнамской аудитории. Путем анкетирования и бесед выявляются особенности чтения и понимание вьетнамскими студентами в переводном варианте этого известного произведения русской литературы. Результат проведения анкетирования вьетнамских студентов на предмет понимания поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» показывает, что это произведение им интересно, хотя сложно для чтения. Читатели испытывали определенные трудности, связанные с особенностью языка и стиля авторского повествования, особенностью эпохи, спецификой русского мировоззрения и т. п. В статье предлагается авторская методика анализа поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» профессора СВФУ Петровой С. М., с использованием современных технологий обучения русскому языку иностранцев. Представлены практические рекомендации для проведения занятий по изучению данного произведения русской литературы во вьетнамской аудитории. Рекомендуется знакомство с эпохой и личностью русского писателя, показан графико-символический анализ художественного текста на основе использования практико-ориентированных традиций в области семиотики, мнемотехники, эргономики. Даны адаптированные тексты глав поэмы Гоголя и методические задания, связанные с развитием устной связной речи, расширением словарного запаса иностранцев, совершенствованием навыков говорения и рассказывания.

44-50 106
Аннотация

Статья посвящена новому подходу в методике преподавания РКИ путем раскрытия и применения в практике законов функционирования зеркальных нейронов, способных активизировать синхронное восприятие единиц неродного языка. Система зеркальных нейронов у человека функционирует путем отображения воспринимаемых действий непосредственно на моторную систему, наблюдения за действиями и подражания им, а также улучшения понимания мыслей и действий других людей посредством двигательной имитации. Зеркальные нейроны играют важную роль в социальном познании, подражательном поведении и понимании поведения других людей. Кроме того, зеркальные нейроны способствуют возможности человека приобретать новые навыки, понимать намерения и интерпретировать вербальные и невербальные компоненты языка. Существует три различных компонента эмпатии: двигательный, эмоциональный и когнитивный, напрямую зависящие от функции зеркальных нейронов. Изучение иностранного языка – одна из сложных человеческих проблем, т.к. языковая деятельность происходит не только механически, но и ментально. Это означает, что языковая деятельность также связана с психическими (мозговыми) процессами, как и с биологическими. В связи с этим, на наш взгляд, изучение иностранного языка должно опираться на междисциплинарные исследования, в частности на нейробиологические, раскрывающие сущность работы зеркальных нейронов в когнитивном аспекте. Анализ функционирования зеркальных нейронов рассмотрен в статье на анализе типичных ошибок, совершаемых индонезийскими студентами при обучении РКИ, которые раскрывает механизм нарушений функции зеркальных нейронов, следствием которых является возникновение интерферентов разных ярусов структуры языка. Предложенный подход имеет большие перспективы в методике преподавания РКИ для повышения эффективности овладения русским языком как иностранным.

51-61 76
Аннотация

Сближение дипломатических отношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики обусловило увеличение спроса на специалистов широкого профиля, способных осуществлять межкультурную коммуникацию на русском языке. В китайских вузах увеличивается набор учащихся на специальности, где ведется обучение на русском языке. В контексте сохраняющегося традиционного подхода обучения иностранному языку, в том числе русскому, и наметившейся тенденции к коммуникативной направленности обучения, особенно в языковых вузах страны, делают актуальным поиск новых методов и способов обучения межкультурному общению на русском языке, особенно в условиях отсутствия языковой среды. Авторы данной статьи рассматривают применение в практике обучения русскому языку как иностранному такого мультимедийного средства, как кинофильмы на русском языке, определяют преимущества использования аутентичных видеофильмов с китайскими студентами языковых и технических специальностей. Представлен результат практического опыта применения аутентичного современного короткометражного фильма «Ванька» (2020) российского режиссера Игоря Мельникова в китайской аудитории. Представлены и описаны различные типы заданий на всех этапах работы с киноматериалом. Делается вывод о том, что кинофильмы обладают рядом преимуществ при решении конкретных учебных задач, являются целесообразным материалом для формирования и развития коммуникативной, лингвострановедческой компетенций. Методически грамотно организованная работа с кинофильмом способствует достижению педагогического эффекта, сохранению интереса китайских учащихся к русскому языку.

62-74 134
Аннотация

Исследование влияния гаджетов на детей – острая тема, которая вызывает много дискуссий и разногласий среди родителей, педагогов и специалистов в области развития детей. Действительно, использование смартфонов и других гаджетов может иметь как плюсы, так и минусы, и важно балансировать их использование для создания здоровой и полноценной детской жизни. В содержании статьи обсуждаются результаты исследования отношения к использованию дошкольниками электронных гаджетов родителей Республики Саха (Якутия). Авторы делают вывод о том, что целесообразное и нормированное использование гаджетов в сочетании с другими видами активности и общением важно для достижения гармоничного развития ребенка. Родители и педагоги должны быть осознанными в использовании гаджетов детьми, устанавливать правила и контролировать время, проведенное за экраном, чтобы обеспечить воспитательный и образовательный эффект. Обосновывается необходимость изучения альтернативных форм досуга детей дошкольного возраста для актуализации ценности взаимодействия с родителями.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

75-85 112
Аннотация

В статье рассматривается вопрос этнической идентичности у лиц с акцентуациями характера в условиях современного полиэтничного общества, акцентируя внимание на связи между акцентуациями и типами этнической идентичности. Этническая идентичность, являясь важной составляющей социальной идентичности, играет ключевую роль в межэтническом взаимодействии и социальном поведении. Ее утрата может вызвать негативные эмоциональные реакции и спровоцировать деструктивные формы поведения. Акцентуации характера могут проявляться через различные дисгармоничные типы этнической идентичности, что подчеркивает необходимость их изучения. Исследование охватило 160 студентов в возрасте до 25 лет, из которых 80 человек с разными акцентуациями характера составили экспериментальную группу. Для изучения акцентуаций характера использовался модифицированный Тест личностных акцентуаций (ТЛА) Дворщенко В. П., основанный на Патодиагностическом опроснике Личко А. Е., а этническая идентичность оценивалась с помощью методики «Типы этнической идентичности» Солдатовой Г. У. и Рыжовой С. В. Сравнение двух групп – экспериментальной (с акцентуациями характера) и контрольной (без акцентуаций) – показало значительные различия в типах этнической идентичности. Акцентуации характера, будучи выраженными чертами личности, оказывают влияние на поведение и самовосприятие, что нашло отражение в результатах исследования. Наиболее распространенными акцентуациями оказались истероидный (61,25%), шизоидный (25%) и эпилептоидный типы (22,5%), что свидетельствует о высокой представленности данных типов в экспериментальной группе. В группе студентов с акцентуациями характера доминировала этническая индифферентность, в то время как у студентов без акцентуаций преобладала позитивная этническая идентичность. Статистический анализ, проведенный с использованием углового преобразования Фишера, подтвердил значимые различия между группами. В экспериментальной группе процент студентов с позитивной этнической идентичностью оказался существенно ниже (ϕ=3,18, р≤0,01), тогда как этническая индифферентность была значительно выше (ϕ=1,73, р=0,05). Эти результаты демонстрируют, что студенты с акцентуациями характера проявляют меньший интерес к вопросам этнической идентичности и чаще склонны к этнической индифферентности. Таким образом, исследование подчеркивает важность учета акцентуаций характера при анализе типов этнической идентичности.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

86-95 96
Аннотация

В философии математики исторически сложились два противоположных направления: априоризм (Пифагор) и эмпиризм (Аристотель), и оба они оказали свое воздействие на развитие музыки. Философы Древней Греции и Востока отмечали важную роль музыки, она использовалась в религиозных обрядах, которые служили основанием социальных и государственных отношений. В статье представлена совместная панорама развития (по историческим эпохам), философии математики и музыки и отмечается их тесная взаимосвязь. Но если Философия математики давно вошла в раздел наук «Философские вопросы науки», то Философия музыки еще не приобрела такого полноценного статуса, хотя ей посвящали свои работы философы, специалисты по эстетике, искусствоведению, композиторы и музыканты. Это можно связать с тем, что со времен Пифагора наука далеко не продвинулась в объяснении феномена музыки. В статье дана попытка объяснения этому парадоксу и предложения в качестве гипотезы возможные варианты изучения этой темы «Математика и музыка». Развитие наук о мозге, высоких технологий и когнитивных наук могут способствовать успеху в становлении Философии музыки. Философия музыки исследует онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы, сущность, историческое и социальное бытие музыки, а также особенности её взаимодействия с искусством, литературой, математикой, естественными и гуманитарными науками. Прикладными вопросами философии музыки становятся формирование у человека этико-познавательных ориентиров жизни и мировоззренческих идеалов. Музыка находит свое практические воплощение в медицине, психологии, образовании и в различных средствах коммуникации. Последнее становится наиболее важным направлением современной философии и науки. В настоящее время математика способствует развитию новых интегральных направлений музыки, связанных со светом, цветом и многими другими их характеристиками.

96-102 68
Аннотация

Интерес к наследию Канта вызван многими социальными проблемами. В настоящее время проблемы, связанные с возникновением новых направлений в науке и философии вызывают интерес к изучению психологической, когнитивной сторон философии Канта. Методологическую основу исследования составил метод анализа, сравнения, поиск проблемы познания позволил проследить актуализацию социально-психологического аспекта философии Канта.

ХРОНИКА



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)