Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Особенности этнической идентичности у лиц с акцентуациями характера

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-74-84

Аннотация

В статье рассматривается вопрос этнической идентичности у лиц с акцентуациями характера в условиях современного полиэтничного общества, акцентируя внимание на связи между акцентуациями и типами этнической идентичности. Этническая идентичность, являясь важной составляющей социальной идентичности, играет ключевую роль в межэтническом взаимодействии и социальном поведении. Ее утрата может вызвать негативные эмоциональные реакции и спровоцировать деструктивные формы поведения. Акцентуации характера могут проявляться через различные дисгармоничные типы этнической идентичности, что подчеркивает необходимость их изучения. Исследование охватило 160 студентов в возрасте до 25 лет, из которых 80 человек с разными акцентуациями характера составили экспериментальную группу. Для изучения акцентуаций характера использовался модифицированный Тест личностных акцентуаций (ТЛА) Дворщенко В. П., основанный на Патодиагностическом опроснике Личко А. Е., а этническая идентичность оценивалась с помощью методики «Типы этнической идентичности» Солдатовой Г. У. и Рыжовой С. В. Сравнение двух групп – экспериментальной (с акцентуациями характера) и контрольной (без акцентуаций) – показало значительные различия в типах этнической идентичности. Акцентуации характера, будучи выраженными чертами личности, оказывают влияние на поведение и самовосприятие, что нашло отражение в результатах исследования. Наиболее распространенными акцентуациями оказались истероидный (61,25%), шизоидный (25%) и эпилептоидный типы (22,5%), что свидетельствует о высокой представленности данных типов в экспериментальной группе. В группе студентов с акцентуациями характера доминировала этническая индифферентность, в то время как у студентов без акцентуаций преобладала позитивная этническая идентичность. Статистический анализ, проведенный с использованием углового преобразования Фишера, подтвердил значимые различия между группами. В экспериментальной группе процент студентов с позитивной этнической идентичностью оказался существенно ниже (ϕ=3,18, р≤0,01), тогда как этническая индифферентность была значительно выше (ϕ=1,73, р=0,05). Эти результаты демонстрируют, что студенты с акцентуациями характера проявляют меньший интерес к вопросам этнической идентичности и чаще склонны к этнической индифферентности. Таким образом, исследование подчеркивает важность учета акцентуаций характера при анализе типов этнической идентичности.

Об авторах

Т. Н. Сидорова
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск
Россия

Сидорова Туйаара Никифоровна – старший преподаватель кафедры психологии и социальных наук института психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия



Е. В. Афанасьева
Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск
Россия

Афанасьева Екатерина Владимировна – студент 5 курса направления «Клиническая психология» института психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Якутск, Россия



Список литературы

1. Психодиагностика толерантности личности : [практическое пособие ] / [ авт.-сост.: Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю., Кравцова О. А. ; под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой]. – Москва : Смысл, 2008. – 172 с. – ISBN 978-5-89357-244-5. – EDN VIALHH. С.140-146.

2. Фрейд, З. Психоаналитические этюды / З. Фрейд. – Минск : ООО «Попурри», 1999. – 608 с.

3. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – Москва : Прогресс, 1997. – 340 с.

4. Tajfel, H., & Turner, J. C. (1979). An integrative theory of intergroup conflict. In W. G. Austin & S. Worchel (Eds.), The social psychology of intergroup relations (pp. 33–48). Monterey, CA: Brooks/Cole.

5. Кули, Ч. Х. Избранное: Сб. переводов / РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социальной психологии; сост. и переводчик В. Г. Николаев; отв. ред. Д. В. Ефременко. – Москва, 2019. – 234 c.

6. Меаd G. H. Mind, Self and Society. Chicago; Р. 536, 1963.

7. Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Карл Роджерс Р.. – 2-е изд. – Москва : Институт общегуманитарных исследований, 2018. – 240 c. – ISBN 978-5-7312-0956-4. – Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. – URL: https://www. iprbookshop.ru/89793.html (дата обращения: 04.08.2024). – Режим доступа: для авторизир. пользователей.

8. Гессманн, Х. Концепция ненасильственного общения М. Розенберга [Электронный ресурс] / Х. Гессманн, П. С. Севастьянов // Современная зарубежная психология. 2014. Том 3. № 2. С. 84-91. – URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2014_n2/70115 (дата обращения: 04.08.2024).

9. Phinney, J.S. (1991). Ethnic Identity and Self-Esteem: A Review and Integration. Hispanic Journal of Behavioral Sciences, 13, 193 – 208.

10. Гуриева, С. Д. Психология межэтнических конфликтов / С. Д. Гуриева. – Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2008. – 76 с.

11. Дробижева, Л. М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде / Л. М. Дробижева // Социологические исследования. – 2010. – No 12. – С. 49-58.

12. Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология : учебник для студентов вузов / Т. Г. Стефаненко. – 5-е изд. , испр. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 2014. – 352 с.

13. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера / А. Е. Личко. – Ленинград : Медицина : Ленингр. отд-ние, 1983. – 255 с.

14. Этническая социализация подростка / Е. П. Белинская, Т. Г. Стефаненко. – Москва : МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – С. 7.

15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4 / Л. С. Выготский. – Москва : Педагогика, 1984. – С. 244-268.

16. Гриценко, В. В. Этническая идентичность и социально-психологическая адаптация / В. В. Гриценко // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. – 2006. – Т. 6, № 1-2. – С. 62-70. – EDN JVUUNB.

17. Жердева, Е. К. Анализ акцентуаций характера в контексте изучения личностной идентичности / Е. К. Жердева // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2011. – № 2(2). – С. 28-45. – EDN OXDJMX.

18. Динамика идентичности подростков с различными акцентуациями характера / А. А. Киселева, Е. И. Миронова, О. А. Осипенок, М. Ю. Кузьмин // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. – 2023. – Т. 43. – С. 33-47. – DOI 10.26516/2304-1226.2023.43.33. – EDN MIHZEW.

19. Южаков, В. А. Связь формирования идентичности с социометрическим статусом и акцентуациями характера / В. А. Южаков // Человеческий фактор : социальный психолог. 2020. No 2 (40). С. 327-333.

20. Корнеева, Т. В. Социально-психологические детерминанты этнической идентичности молодежи / Т. В. Корнеева, С. Е. Поддубный // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2019. – Т. 4, № 3(15). – С. 193-221. – EDN LUYUOH.

21. Дворщенко, В. П. Тест личностных акцентуаций (Модифицированный вариант методики ПДО). Под ред. Т.В. Тулупьева. – Санкт-Петербург : Речь, 2002. – 111 c.

22. Contreras-Manrique, L., Contreras-Manrique, R., Ovalle-Lizcano, T., & Rincón-Leal, J. (2020). Descriptive analysis of personality traits in relation to gender and age of the students of the University of Pamplona at the Villa Rosario campus. Eco Matemático. https://doi.org/10.22463/17948231.2943.

23. Ghagour, A., & Jarjis, M. (2020). Histrionic Personality Disorder to Some Groups of Women in Erbil City. , 5, 499-532. https://doi.org/10.25212/lfu.qzj.5.1.18.; Bornstein, R. (1999). Histrionic Personality Disorder, Physical Attractiveness, and Social Adjustment. Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment, 21, 79-94. https://doi.org/10.1023/A:1022816428515.


Рецензия

Для цитирования:


Сидорова Т.Н., Афанасьева Е.В. Особенности этнической идентичности у лиц с акцентуациями характера. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(3):75-85. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-74-84

For citation:


Sidorova T.N., Afanasieva A.V. Characteristics of Ethnic Identity in Individuals with Character Accentuation. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(3):75-85. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-74-84

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)