Философия музыки в контексте математики
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-85-94
Аннотация
В философии математики исторически сложились два противоположных направления: априоризм (Пифагор) и эмпиризм (Аристотель), и оба они оказали свое воздействие на развитие музыки. Философы Древней Греции и Востока отмечали важную роль музыки, она использовалась в религиозных обрядах, которые служили основанием социальных и государственных отношений. В статье представлена совместная панорама развития (по историческим эпохам), философии математики и музыки и отмечается их тесная взаимосвязь. Но если Философия математики давно вошла в раздел наук «Философские вопросы науки», то Философия музыки еще не приобрела такого полноценного статуса, хотя ей посвящали свои работы философы, специалисты по эстетике, искусствоведению, композиторы и музыканты. Это можно связать с тем, что со времен Пифагора наука далеко не продвинулась в объяснении феномена музыки. В статье дана попытка объяснения этому парадоксу и предложения в качестве гипотезы возможные варианты изучения этой темы «Математика и музыка». Развитие наук о мозге, высоких технологий и когнитивных наук могут способствовать успеху в становлении Философии музыки. Философия музыки исследует онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы, сущность, историческое и социальное бытие музыки, а также особенности её взаимодействия с искусством, литературой, математикой, естественными и гуманитарными науками. Прикладными вопросами философии музыки становятся формирование у человека этико-познавательных ориентиров жизни и мировоззренческих идеалов. Музыка находит свое практические воплощение в медицине, психологии, образовании и в различных средствах коммуникации. Последнее становится наиболее важным направлением современной философии и науки. В настоящее время математика способствует развитию новых интегральных направлений музыки, связанных со светом, цветом и многими другими их характеристиками.
Ключевые слова
Об авторе
В. С. ДаниловаРоссия
Данилова Вера Софроновна – д. филос. н., профессор кафедры философии, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия.
Список литературы
1. Сохор, А. Н. Музыка. Музыкальная энциклопедия в 6 тт. Т. 3 / А. Н. Сохор. – Москва : Советская энциклопедия, 1976. – С. 730-751.
2. Жмудь, Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме / Л. Я. Жмудь. –Санкт- Петербург : Алетейя, 1994. – 377 с.
3. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4 / Аристотель. – Москва : Мысль, 1983.
4. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Т. IV – А. Ф. Лосев. – Москва : Искусство, 1975.
5. Ямвлих. О Пифагоровой жизни / Пер. с древнегреч. И. Ю. Мельниковой. – Москва : Алетейа, 2002.
6. Боэций, C. О музыкальном установлении // Е. В. Герцман Музыкальная боэциана. – Санкт- Петербург, 2004.
7. Адорно, Т. Философия новой музыки / Пер. с нем. Б. Скуратова. – Москва : Логос, 2001.
8. Лосев, А. Ф., Основной вопрос философии музыки // А. Ф. Лосев. Философия. Мифология. Культура. – Москва, 1991.
9. Асафьев, Б. В. Музыка в кружках русских интеллигентов 20-40-х годов : В сб. «Музыкознание» // Б. В. Асафьев. – Ленинград, 1927.
10. Келдыш, Ю. В, Асафьев, Б. В. Музыкальная энциклопедия в 6 тт. Т. 1. – Москва : Советская энциклопедия, 1973. – С. 235-238.
11. Клюев, А. С., Философия музыки. 2-е изд., испр. и перераб. – Санкт-Петербург : Астерион, 2010. – ISBN 978-5-94856-737-2.
12. Мазаев, А. И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма / А. И. Мазаев. – Москва : Наука, 1992.
13. Конен, В. Д. Бах И. С. Музыкальная энциклопедия в 6 тт. Т. 1. – Москва : Советская энциклопедия, 1973. – С. 354-364.
14. Лейбниц, Г. В. Сочинения в четырех томах. Т. 3 – Москва : Мысль, 1984. – 734 с.
15. Лосев, А. Ф. Музыка как предмет логики / А. Ф. Лосев. – Москва, 1927 (2012).
16. Фейнман, Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Т.4. – Москва : Мир, 1965. – 262 с.
17. Богомолов, А. Г. Метафизика звука в западноевропейской культуре / А. Г. Богомолов. – Москва : МАКС Пресс, 2012. (Лучшие кандидатские диссертации философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.). – ISBN 978-5-317-04024-6.
18. Ломанов, М. Элементы симметрии в музыке. В кн. «Музыкальное искусство и наука» / М. Ломанов. – Москва : Музгиз, 1970. – С.136-165.
19. Дидро, Д. Племянник Рамо. Сочинения в 2 тт. Т. 2 / Д. Дидро. – Москва : Мысль, 1991. – С. 52-125.
20. Свасьян, К. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика / К. Свасьян. – Москва : Академический проект, 2010. – 206 с.
21. Гегель, Г. Эстетика в четырех томах. Том третий. – Москва : Искусство, 1971. – 623 с.
Рецензия
Для цитирования:
Данилова В.С. Философия музыки в контексте математики. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(3):86-95. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-85-94
For citation:
Danilova V.S. Philosophy of music in the context of mathematics. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(3):86-95. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-85-94