Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия»

Расширенный поиск

Серия «Педагогика. Психология. Философия.Pedagogics. Psychology. Philosophy» представляет собой электронный периодический журнал оригинальных и обзорных научных статей по педагогике, психологии и философии.

Основными направлениями научных работ сетевого издания являются:

  • педагогические: вопросы теоретической и практической педагогики, прикладные материалы по педагогике, этнопедагогике,  социальной педагогике, профессиональному образованию, теории и методике обучения и воспитания (по предметам);
  • психологические: вопросы социальной психологии, политической и экономической психологии;
  • философские: вопросы онтологии и теории познания.

Материалы сетевого издания будут интересны широкой научной общественности, преподавателям вузов, аспирантам, магистрантам, студентам, учителям и другим специалистам гуманитарной сферы.

Периодичность: сетевое издание выходит один раз в квартал.

Cвидетельство о регистрации средства массовой информации: Эл № ФС 77 — 71353 от 17 октября 2017 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Серия «Педагогика. Психология. Философия.Pedagogics. Psychology. Philosophy» размещено на сайте Научной электронной библиотеки (eLibrary.ru, база цитирования РИНЦ)  на основании Лицензионного договора № 194-04/2016 от 06.апреля 2016 г.

Учредитель и издатель: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

Текущий выпуск

№ 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

5-12 61
Аннотация

Проанализирована роль личностной резильентности подростков, рассмотрены современные проблемы школьного образования, выявлены закономерности влияния резильентности на академическую успеваемость, эмоциональное благополучие и социальное взаимодействие учащихся. Представлены результаты обзора существующих исследований на тему личностной резильентности подростков и ее роли в современных школьных условиях. Основное внимание уделено анализу влияния резильентности на академическую успеваемость, эмоциональное благополучие и социальное взаимодействие учащихся. Кроме того, в статье рассматриваются возможные стратегии и подходы к развитию резильентности подростков в рамках школьного образования, включая психолого-педагогическое сопровождение, создание поддерживающей образовательной среды и развитие навыков саморегуляции. Отмечается важность комплексного подхода к этому вопросу, включая работу с учащимися, их родителями и преподавателями, а также создание условий для гармоничного развития всех сторон личности подростка. В статье также отмечается потенциал резильентности как ключевого фактора успешной адаптации подростков к вызовам образовательного процесса, а также необходимость дальнейшего изучения этой темы для разработки новых стратегий и подходов, способствующих формированию устойчивых и сильных личностей, готовых к жизненным трудностям и вызовам. Предложен ряд рекомендаций для педагогов, психологов и администрации школ по развитию личностной резильентности подростков, включая создание поддерживающей образовательной среды, внедрение программ по развитию резильентности, поддержку внеучебной деятельности, профессиональное развитие педагогов и психологов, вовлечение родителей и опору на семейные ресурсы, индивидуальный подход к учащимся, психологическую поддержку и мониторинг резильентности.

13-19 32
Аннотация

В статье рассматривается специфика образовательного процесса в вузе и необходимость применения новых технологий в работе преподавателей. Так, использование интерактивных технологий в учебном процессе, создаёт комфортные условия для участников образовательной среды, способствуя качественной подготовке будущих специалистов. Обучающиеся с помощью интерактивных технологий осознанно и целенаправленно будут работать над своим развитием, самосовершенствоваться; рационально будут использовать свои ресурсы и совершенствовать возможности, необходимые для будущей профессии. В статье также рассматриваются вопросы формирования интереса к будущей профессии, а также эффективной адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности, где особое место занимает наставничество. На конкретном примере рассматривается роль наставничества в профессиональном становлении молодого специалиста.

20-23 52
Аннотация

Статья посвящена дистанционному обучению младших школьников изготовлению народных игрушек, играм, укрепляющим здоровье детей, и изучению русской народной игровой культуры на уроках технологии в начальной школе. Автор делится своим опытом подготовки и проведения видеоурока, посвященного русской народной тряпичной кукле. Описанная в статье методика позволяет не только научить школьников изготовлять куклы, но и познакомить учащихся с историей народных игрушек, русской игровой культурой, с играми, укрепляющими здоровье.

24-30 162
Аннотация

В статье рассматривается поиск оптимальных путей подготовки педагогов, которые будут отвечать современным требованиям и готовы к высокой конкуренции в новых изменяющихся условиях. Авторами предложена модель подготовки педагогических кадров на базе Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, построенная с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов и Профессионального стандарта педагога. Модель включает в себя раннюю целевую подготовку, менторство и мониторинг для обеспечения качества подготовки учителей. В статье отмечается важность выработки практических навыков и знаний в подготовке педагогических кадров и необходимость непрерывного саморазвития и адаптации к изменяющимся условиям. Предложенная модель направлена на целевую подготовку и выпуск высококвалифицированных педагогов нового поколения, способных к непрерывному саморазвитию и быстрой трансформации в изменяющихся условиях. Данная модель носит характер адаптивной системы гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки педагогических работников, применяющих новые формы педагогической и воспитательной деятельности.

31-40 46
Аннотация

На сегодняшний момент предъявляются особые требования в подготовке научно-педагогических кадров в Российской Федерации. Цель статьи в обосновании основных компетенций современного отечественного аспиранта и обобщении лучших практик проведения олимпиад для аспирантов по педагогическим наукам. Представлена характеристика компетенций молодого исследователя, предложены основные soft-компетенции (принятие решения проблемы, убеждения и др.) и hard-компетенции (сбор и интерпретация данных, выбор и применение методов исследования, организация и проведение научно-исследовательской работы и др.). Приводятся примеры проведения олимпиады аспирантов в российских вузах. Демонстрируется организация олимпиады «Научный поиск» для аспирантов 1-4 года обучения по специальности 5.8.1 – Общая педагогика, история педагогики и образования в ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».

41-48 26
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопросов возможностей образовательных организаций в развитии социального творчества учащейся молодежи, раскрытию особенностей изучаемой возрастной категории. Основными направлениями молодежной политики нашей страны является поддержка инициатив молодых людей, укрепление их гражданственности и патриотизма. В связи с этим развитие социального творчества у данной возрастной категории населения является актуальной. В статье дано определение понятия «социальное творчество» и приведены конкретные примеры, в которых наблюдаются характерные признаки проявления социально активных, важных и творческих качеств личности. Проведен анализ психолого-возрастной категории молодежи и составлена сравнительная таблица особенностей старших школьников и студентов. Раскрыты педагогические условия образовательных организаций, таких как средние общеобразовательные школы, где образовательно-воспитательный процесс состоит из урочной и внеурочной деятельности, также профессиональные учебные заведения (ссузы, вузы), в которых образовательно-воспитательный процесс подразделяется на учебную и внеучебную деятельность. Представлены в наглядной форме способы и формы организации учебного процесса в школе и вузе для развития социального творчества. В статье были использованы теоретические методы исследования: теоретический анализ и синтез научной и методической литературы, аннотирование, сравнительный метод. Результатом исследования стала разработка модели развития социального творчества учащейся молодежи в деятельности образовательных учреждений. Итоги исследования могут быть использованы педагогами в своей практической работе.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 

49-53 22
Аннотация

В статье представлены результаты опроса молодежи из числа коренных малочисленных народов Камчатки. Целью исследования является поиск путей повышения мотивации молодежи на включение в социально-активную деятельность, направленную на сохранение народных традиций. Выявлено, что одним из главных способов включения молодежи в социально-активную деятельность является консолидация усилий семьи, государства и личности.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 

54-62 18
Аннотация

Выявление основных эпистемологических критериев – одна из важнейших задач современной постнеклассической науки. Линии демаркации между научным и вненаучным знанием до сих пор остаются весьма размытыми, несмотря на яркие концепции и научные школы, занимающиеся этой проблемой. Основной целью работы является установление связи между возможными эпистемологическими критериями и предельными равновесными состояниями процессов познания. Предельные равновесия процесса познания важны тем, что представляют собой максимальную полноту усвоенного знания на его определенном этапе. Эти предельные состояния характеризуются оптимальностью, устойчивостью. Дополнительное знание становится избыточным для конкретного процесса познания и не может быть связано с уже сформировавшимися структурами знания. Для прояснения такой возможности используются также методологические и онтологические критерии. Взаимосвязи исследуемых критериев с предельными равновесиями процессов познания рассматриваются, начиная с критериев истинности научного знания. Затем этот же подход развивается применительно к эпистемологическому фундаментализму и эпистемологическому релятивизму. Отдельно выделяются три разновидности эпистемологического релятивизма: персоналистский, когнитивный, культурно-исторический. Выявленные характеристики предельных состояний процессов познания представляют собой их общие контуры. Ориентация на предельные динамические равновесия позволяет объединить самые разные направления онтологических, эпистемологических и методологических исследований, потому что всем им присущи предельные динамические равновесия и способы взаимодействия с ними. Подход оставляет многое за пределами исследований, поскольку имеет дело только с границами рассматриваемых процессов. Однако даже такое «граничное» выявление эпистемологических критериев существенно упрощает исследование некоторых проблем, позволяет четче поставить цели и задачи предстоящих исследований.

63-77 19
Аннотация

Острота экологических проблем вынуждает социальных акторов осуществлять практики, направленные на их решения. Деятельность, которая позиционируется акторами как зелёная или экологическая, мы обозначили как зелёные практики. Зелёные практики характеризуются большим разнообразием и часто конфликтуют между собой, а субъекты зелёных практик позиционируют разное отношение к использованию ресурсов, к политическим решениям, к повседневным действиям. Одной из важнейших причин рассогласованности зеленых практик является множественность ценностей, лежащих в их основе. Поэтому мы обращаемся к рассмотрению понятия «зелёные ценности». На основе анализа теоретических подходов к изучению зелёных ценностей нами предложен новый методологический подход. Цель статьи – смоделировать граф зелёных ценностей, позволяющий систематизировать контексты, исследовательские оптики и категории, продемонстрировать связи между ними и визуализировать их. Был использован контент-анализ и герменевтический анализ монографий и статей, затем с помощью сервиса graphonline.ru. был построен ориентированный граф. В результате, были выделены дисциплинарные, позиционные, идеологические контексты и 88 зелёных ценностей, связанных с ними; смоделирован граф категориального поля зелёных ценностей, позволяющий систематизировать контексты, исследовательские оптики и категории, демонстрировать и визуализировать связи между ними; создан инструмент, позволяющий определить ценностные основания экологической деятельности в различных контекстах и выявить всех заинтересованных лиц. Представленные выводы вносят вклад в теоретические исследования в области социологии, философии, психологии и других дисциплин, сталкивающихся с вопросами ценностей и оценок действий, затрагивающих окружающую природную среду. Практическая значимость связана с тем, что категориальное поле зелёных ценностей может стать рабочим инструментом для анализа социальных процессов в области экологии.

78-85 20
Аннотация

Рассмотрен тезис М. Хайдеггера о том, что поэты, а не ученые или политики, находятся в авангарде человечества. Поскольку поэзия играет важнейшую роль в истории человечества – рассмотрены доводы «за» и «против». Еще Античностью были продемонстрированы выдающиеся образцы поэтического творчества и попытки осмыслить его методами филологии и философии. Например, у Аристотеля были специальные труды, посвященные этой проблеме. В Новое время каждое литературное направление провозглашало свои манифесты, которые рассмотрены для романтизма, символизма, акмеизма. Поэзия традиционно тесно связано с философией. Были поэты, тяготеющие к философии и философы поэтической ориентации. К первым можно отнести Новалиса, ко вторым – Фихте и Шеллинга. Это характерно, прежде всего, для эпохи романтизма, в меньшей степени для символизма и некоторых других направлений. В статье показано как в поэтическом творчестве нарастает стремление к равновесиям и их пределам. Намечены основные контуры методологии исследования поэтической мысли. Её ядром является формирование квазиравновесной ячейки, позволяющей обеспечить взаимодействие поэтического произведения с предельными динамическими равновесиями процесса познания. Их обеспечивают идентификация, коммуникация и ритмизация – элементарные процессы самоорганизации, которые шаг за шагом формируют свои феномены, горизонты и опорные ритмы, образующие эти ячейки. Формирование феноменальных границ происходит на основе меток идентификации, которые могут выплывать из памяти, как элементы или структуры знания, приобретенные давно или по другим поводам и до сих пор не нашедшие применения. С утверждением об авангардной роли поэта можно согласиться только частично. Роль поэта и поэтически мыслящего философа огромна и в ряде случаев действительно может быть решающей. Однако для этого должно быть определенное стечение обстоятельств. В других ситуациях на первый план выходит ученый или философ. В ХХ и XXI вв. многие тенденции и подходы смешались и в каждом конкретном случае требуются дополнительные исследования.

86-95 19
Аннотация

Ведущие якутские обществоведы – Авксентий Мординов, Георгий Башарин всегда ратовали за согласие и сотрудничество многонационального народа Якутии. В статье актуализируется вопрос о правомочности включения в этот ряд имени Виктора Даниловича Михайлова, чей концептуальный труд «Философия согласия» отражает парадигму гражданского согласия, заключающего основу феномена национального согласия. Всех трех волновала проблематика решений национального вопроса, ставшая на протяжении всего периода существования СССР и постсоветского периода предметом как научных изысканий, так и конкретных политических решений власти. Целью исследования является оценка места научного творчества профессора В.Д. Михайлова в ряду работ ученых-гуманитариев Якутского университета А. Мординова и Г. Башарина по вопросу выявления главного условия успеха социокультурной модернизации в республике. Использованы методы философской классификации эволюции культуры, культурологии и общенаучные методы анализа, сравнения. В работе показано, что общая исследовательская линия трех профессоров была способом учесть сложившиеся типы конципирования – мифологический и метафизический в контексте социокультурной модернизации этноса саха при переходе их культуры от домодерна к модерну. Все трое желали продуктивной реализации наличия двух типов конципирования мира в рамках своих методологических подходов, находя главным условием реализацию принципа национально-этнического согласия в Республике Саха. А. Е. Мординов, Г. П. Башарин и В. Д. Михайлов стали персонами, принадлежащими якутскому культурному ренессансу конца XX – начала XXI столетий.

96-105 19
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме духовно-нравственного воспитания молодых людей в современном мире. Рассмотрены актуальные проблемы формирования информационно-образовательной среды современной школы и роль педагога и наставника в формировании духовно-нравственных ценностей. Целью данного исследования является изучение проблем воспитания, образования и актуализация роли педагога и наставника в информационную эпоху. Рассмотрены актуальные проблемы формирования философского мировоззрения в трудах А.Е. Мординова. В условиях трансформации образовательного пространства необходима соответствующая модель поведения, связанная с самореализацией и формированием духовно-нравственных ценностей молодого поколения. Духовно-нравственные ценности способствуют самосовершенствованию, самореализации, осмысленности бытия и развитию личности молодого человека. В данных объективных условиях роль педагога и наставника в формировании информационно-образовательной среды современной школы и духовно-нравственных ценностей необычайно важна. Источниковедческую базу данного исследования составили труды философа А.Е. Мординова в области философии культуры и педагогики.

Область применения результатов:

– может быть использован при разработке региональных программ реализации социальной защиты молодежи;

– изучение наследия выдающихся ученых и философов народа саха:

– выявление, подготовка и поддержка талантливых и одаренных школьников в области научных исследований, цифровых технологий для привлечения их в будущем в цифровую экономику;

– реализация совместных научно-исследовательских проектов с социальными партнерами;

– разработка концепции, прототипа для решения актуальных проблем социально-экономического развития республики.

В результате исследования мы приходим к выводу, что в данных объективных условиях роль педагога и наставника в формировании информационно-образовательной среды современной школы, университета и духовно-нравственных ценностей необычайно важна. Авторы убеждены, что философские труды доктора философских наук, профессора А.Е. Мординова, посвященные разработке теоретических и методологических проблем культуры имеют важное значение в современных условиях.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.