Психолого-педагогический класс как инструмент профессиональной ориентации обучающихся: региональный аспект
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-12-20
Аннотация
Актуальность проблемы исследования обусловлена важностью реализации предпрофессиональной подготовкой педагогических кадров. Методологическую основу исследования составили положения Концепции организации психолого-педагогических классов, определяющих х ориентиры деятельности профильных классов педагогической направленности. Цель – рассмотреть эффективность создания психолого-педагогических классов как формы профильной педагогической ориентации школьников. Задачами являются: изучение теоретических позиций российских исследователей по определению понятия «психолого-педагогический класс»; рассмотрение опыта деятельности психолого-педагогических классов в Республике Саха (Якутия); проведение выборочного опроса среди обучающихся психолого-педагогических классов по изучению мотивации выбора педагогической профессии. Методы исследования: изучение научно-педагогической литературы, нормативно-правовых документов и Интернет-ресурсов, обобщение опыта Малой психолого-педагогической академии Педагогического института СВФУ им. М. К. Аммосова, опрос обучающихся десятых психолого-педагогических классов четырех республиканских школ и учителей. В дальнейшем планируется рассмотреть региональные особенности сотрудничества школ, центров дополнительного образования и учебных заведений профессионального образования по организации подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова
Об авторе
Т. В. ЕвдокароваРоссия
ЕВДОКАРОВА Туяра Валерьевна – старший преподаватель кафедры социальной педагогики Педагогического института
г. Якутск
Список литературы
1. Басюк В. С., Казакова Е. И., Врублевская Е. Г. Результаты мониторинга педагогического образования: ценностно-смысловая интерпретация Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2022; (4):152-168.
2. Брель Е. Ю., Минюрова С. А., Белоусова Н. С. Психолого-педагогические классы и педагогическая интернатура как механизмы реализации школьно-университетского партнерства Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование; 2023; 21(2):55-72.
3. Лаптева Е. Г. Педагогические условия формирования профессионально-субъектной позиции учащихся педагогических классов: Автореф. дис…канд.пед.наук. Ставрополь; 1999; 25 с.
4. Ревякина В. И. Педагогические классы: опыт прошлого и современная практика. Педагогика: 2000; (5):59–64.
5. Байбородова Л. В. Концептуальные основы и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Ярославский педагогический вестник. 2015; (5): 93-99.
6. Березкина О. И. Ориентация школьников на педагогическую профессию в неформальной образовательной деятельности: Автореф. дис. . канд.пед.наук. Омск; 2024; 26 с.
7. Якимов О. Г. Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2020; 2 (107):235-240.
8. Мухина Т. Г. Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности: на материале профильных педагогических классов. Автореф. дис. …канд.пед.наук. Нижний Новгород; 2023; 25 с.
9. Диких Э. Р., Чухина Е. В. Деятельность педагогических классов: опыт Омского государственного педагогического университета. Вестник Омского гуманитарного исследования. 2019; 3 (24):139-142.
10. Ломакина Ю. В. Педагогические классы при колледже. Старт в профессию учителя. Вестник МГПУ. Серия «Современный колледж».2022; (2) : 48-56.
11. Скударева Г. Н., Бенин В. Л. Педагогический класс как субъект допрофессионального педагогического образования. Педагогический журнал Башкорстана. 2021; 3(93) : 82-94.
12. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: опыт и традиции: Опыт и традиции / под научн. ред. Байбородовой Л. В., Ходырева А. М., Чернявской А. П. Ярославль: РИО ЯГПУ; 2021 : 339
13. Гончарук С. Ю. Социально-педагогические практики пред подготовки учащихся педагогических классов. Дис. …канд.пед.наук. Москва; 2023 : 222
14. Панина С. В., Архипова С. Н. Педагогические стратегии личностно-профессионального самоопределения учащейся молодежи. Киров: МЦИТО; 2023 : 132
15. Антонова М. В. Подготовка обучающихся к будущему выбору профессии: результаты организационного этапа работы инновационной площадки Российской академии образования. Образование: путь в профессию. 2025; 2(1):7–18. https://doi.org/10.51609/3034-1817_2025_2_01_07
Рецензия
Для цитирования:
Евдокарова Т.В. Психолого-педагогический класс как инструмент профессиональной ориентации обучающихся: региональный аспект. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(3):12-20. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-12-20
For citation:
Evdokarova T.V. Psychological and pedagogical class as a tool for professional orientation of students: regional aspect. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(3):12-20. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-12-20