Нравственная культура как основа педагогического мастерства учителя
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-73-79
Аннотация
В статье рассматривается нравственная культура учителя как один из важных аспектов педагогической теории и практики, индикатора профессионального мастерства и личности педагога на основе анализа научных трудов известных ученых педагогики, культурологии и философии В. А. Сухомлинского, В. С. Библера, Л. И. Рувинского и др. Обосновывается положение о том, что без высокого уровня развития морально-этических качеств, таких как принятие «значимого другого», уважение к личности ученика, чувство долга, ответственность, справедливость не могут обеспечить достижение воспитательной цели. В работе анализируется понятие «нравственная культура личности» согласно концепции В. С. Библера как формы общения людей и поколений, самодетерминации личности и изобретения «мира впервые» в контексте педагогической деятельности учителя. В работе раскрыты функции морали – регулятивная, социализирующая, коммуникативная, императивная и др. Сделан вывод о том, что в реализации духовно-нравственного воспитания учащихся встречается немало препятствий: негативное влияние средств массовой информации с актами агрессии, насилия, жестокости, неформальных структур, Интернета, равнодушие родителей и социума. В связи с чем, авторы подчеркивают особое внимание уделить нравственной культуре педагога как запроса общества, так как гражданская позиция учителя, его жизненные приоритеты, нравственные убеждения, моральные нормы и духовные ценности оказывают колоссальное влияние на молодое поколение.
Об авторах
Н. В. ЯксаРоссия
ЯКСА Наталья Владимировна – д. пед. н., профессор, заведующий кафедрой дошкольного и начального образования
г. Симферополь Республики Крым
Р. И. Платонова
Россия
ПЛАТОНОВА Раиса Ивановна – д. пед. н., профессор кафедры машиноведения Автодорожного факультета
г. Якутск
Список литературы
1. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие. Москва: Педагогика; 1990:288.
2. Словарь по этике. Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. 6-е изд. Москва: Политиздат; 1989: 447: 221–222.
3. Гусейнов А. А. Этика и культура. Статьи, заметки, выступления, интервью. Санкт–Петербург: СПбГУП; 2019: 784.
4. Библер В. С. От наукочтения – к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. Москва: Политиздат; 1990:413.
5. Нематов П. С. Нравственная культура как основа формирования всесторонне гармонично развитой личности. Ученые записки Худжанского государственного университета имени Академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2012: 23 (4): 132.
6. Арнольдов А. И. Введение в культурологию. Москва: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей; 1993: 353.
7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Москва: Азбуковник. 2000: 940.
8. Тютькова И. А. Педагогический тезаурус. Москва: Изд-во Секачев; 2016: 89.
9. Философский энциклопедический словарь. Гл. ред. Л. Ф. Ильичев и др. Москва : Сов. энциклопедия; 1983: 839.
10. Философская энциклопедия https://rus-philosophical-enc.slovaronline.com/search?s (Дата обращения: 22 августа 2025).
11. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. Москва : Изд-во МГУ; 1981: 184.
12. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. Москва : Издательский дом «Тион»; 2024: 464.
13. Королева Е. В. Профессиональная культура педагога как фактор нравственного обучения и воспитания учащихся. Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011: (12): 287-291.
14. Ивашова В. А., Джегутанова Н. И., Мигачева М. В. Модель духовно-нравственных ценностей в профессиональной культуре современного педагога. Международный научно-исследовательский журнал. 2023: 134(8).
15. Девятова Г. Н. Совершенствование компетенций педагогов в области духовно-нравственной культуры – задача современной школы. Современное образование: наука и практика. 2023: 21(2): 12-15.
Рецензия
Для цитирования:
Якса Н.В., Платонова Р.И. Нравственная культура как основа педагогического мастерства учителя. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(3):73-79. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-73-79
For citation:
Yaksa N.V., Platonova R.I. Moral culture as the foundation of teacher pedagogical excellence. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(3):73-79. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-73-79