Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Технологии и методы обучения русскому языку как иностранному для использования на уроках русского языка как иностранного в системе школьного образования КНР

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-63-72

Аннотация

В статье представлен обзор современной образовательной политики КНР и китайской системы школьного образования в предметной обрасти «иностранный язык», сделан исторический экскурс, описывающий основы и образовательно-воспитательные принципы китайской системы образования, рассмотрены перспективы обучения русскому языку как иностранному в школах КНР. С целью продвижения русского языка, русской истории и культуры выдвинута гипотеза о привлечении современных языковых технологий, успешных методов и эффективных практик обучения русскому языку как иностранному в систему дошкольного и школьного образования КНР. Автором указаны некоторые лакуны в системе китайского образования и воспитания, позволяющие инициировать интерес и повышать мотивацию обучающихся к изучению русского языка, русской истории и культуры. Приведены примеры современных технологий (предметно-языковые интегративные технологии, геймификация, кинопедагогика, проектная деятельность, создание учебно-развивающей языковой среды и др.), которые могут быть успешно внедрены и реализованы в китайских детских садах и школах, с учетом особенностей китайской системы образования, принципов обучения, отношения к предмету.

Об авторе

Т. А. Шорина
Московский педагогический государственный университет; РГПУ им. А.И. Герцена
Россия

ШОРИНА Татьяна Александровна – к. пед. н., доцент кафедры лингводидактики РКИ и билингвизма; ведущий научный сотрудник Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования

г. Москва

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Боревская Н. Е. Государство и школа: опыт Китая на пороге III тысячелетия. Москва: Вос­точная литература, 2003: 271.

2. Рысакова П. И. Система образования в китайском обществе: социологический анализ социо­культурной эволюции. Санкт-Петербург: Алетейя; 2010: 212.

3. Се Юнхуэй. Художественное образование в школах Китая. Проблемы и перспективы. Наука и школа. 2013: 5: 37–38.

4. Ян Бохуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая: ав­тореф. дис. … канд. пед. наук. Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 2009: 161.

5. Поздняков И.А. Специфика системы школьного образования КНР в контексте педагогической поддержки иностранных студентов в университетах России. 2025:1-8. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sistemy-shkolnogo-obrazovaniya-knr-v-kontekste-pedagogicheskoy-podderzhki-inostrannyh-studentov-v-universitetah-rossii?ysclid=mf5e02ttph95929456 (дата обращения: 24.09.2025).

6. Шорина Т. А. Продвижение российских образовательных практик, или «Выучи русский язык», Среднее профессиональное образование. 2025; 1 (353): 7-11.

7. Шорина Т. А., Шарипова Э. И., Практические методики с использованием предметно-интегра­ционных технологий: изучение русского языка в интеграции с историей России. В сборнике: Мета­предметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предмета. Роль русского языка в формировании российской идентичности: образовательные аспекты. Мате­риалы VI всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Москва.: 2023; 264–270.

8. Билингвальное образование: монография / Под редакцией Е. А. Хамраевой. Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2023: 300.

9. Шорина Т. А. Реализация лингводидактического потенциала отечественных мультфильмов на занятиях по русскому языку как иностранному. В сборнике: Современный взгляд на обучение РКИ: нейроаспекты. Материалы международной научно-практической конференции. Москва, 2024: 149– 155.

10. Хамраева Е. А. Театрализация на уроках русского языка за рубежом как форма педагогиче­ского эдьютейнмента. Исследования языка и современное гуманитарное знание. 2019; 1(2): 98-102.

11. Хамраева Е. А. Игровое обучение и театрализация для детей-билингвов на уроке русского языка, в сборнике: Русский язык и литература в славянском мире: История и современность. Мате­риалы Международной научно-практической конференции в онлайн-формате. 2020: 273-280.

12. Московкин Л. В. Дидактические основы теории методов обучения неродному языку. Серия «Я учу русский. РКИ СПбГУ». Изд-во СПбГУ; 2021:148.

13. Ряузова О. Ю., Шорина Т. А. Формы реализации проектной деятельности на уроках рус­ского языка в зарубежной школе. В сборнике: XV Конгресс МАПРЯЛ. Избранные доклады. Санкт- Петербург: 2024: 1086-1091.

14. Железнякова Е. А., Анреюшина Е. А. Белякова Е. В. Хочу узнать Россию: учебное пособие по языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов и учащихся в полиэтнических регионах России: для среднего школьного возраста : краткосрочное обучение – 60 часов. Под общей редакцией проф. И. П. Лысаковой; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение выс­шего образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». Ч. 2. Автор-составитель Л. М. Саматова. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; 2021: 117.


Рецензия

Для цитирования:


Шорина Т.А. Технологии и методы обучения русскому языку как иностранному для использования на уроках русского языка как иностранного в системе школьного образования КНР. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(3):63-72. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-63-72

For citation:


Shorina T.A. Technologies and Methods of Teaching Russian as a Foreign Language for Use in Russian as a Foreign Language Lessons in the School Education System of the People’s Republic of China. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(3):63-72. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-63-72

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)