Организационно-педагогическое сопровождение и технологические аспекты онлайн-обучения
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-33-42
Аннотация
В современных условиях цифровизации образования онлайн-обучение становится важным инструментом реализации доступного и качественного образовательного процесса. Статья посвящена анализу ключевых тенденций, принципов и организационно-педагогических условий сопровождения онлайн-обучения в контексте его развития в Российской Федерации и мировой практике. Автором рассматриваются такие актуальные направления, как персонализация и адаптивность обучения, геймификация, микрообучение, смешанное обучение, а также внедрение элементов искусственного интеллекта и больших данных в образовательные платформы. Особое внимание уделено роли неформального образования, особенно в развивающихся странах, где оно способствует преодолению ограничений традиционной системы образования. В работе выделены основные принципы онлайн- обучения: доступность материалов, возможность самообразования, междисциплинарность, адаптивность под запросы обучающихся и взаимодействие в образовательном процессе. Также рассмотрены организационно-педагогические условия эффективного сопровождения онлайн-обучения, включая необходимость наличия мотивации у обучающихся, учет внешних факторов, адаптацию педагогов в условиях перестроения и реализации педагогического сопровождения, а также доступность и качество онлайн-курсов. На основе анализа научных источников и исследований определены технологические аспекты онлайн-обучения, включающие выбор платформ, разработку педагогического дизайна, внедрение современных методов обучения и инструментов ИИ, а также этапы интеграции технологий в образовательный процесс. В заключение статьи обозначены перспективы развития онлайн-образования с учетом новых технологических решений, таких как технологии виртуальной и дополненной реальности, нейротехнологии и биометрия. Работа представляет интерес для педагогов, разработчиков онлайн-курсов и исследователей в области цифрового образования.
Об авторе
Ю. В. КорниловРоссия
КОРНИЛОВ Юрий Вячеславович – к. пед. н., доцент кафедры цифрового и технологического образования
г. Якутск
Список литературы
1. Almeida FS, Morais JM. Non-formal education as a response to social problems in developing countries. E-Learning. 2024;22(2):122–138. DOI:10.1177/20427530241231843.
2. Samala AD, Usmeldi, Taali Y, Indarta A, Apdoludin, Hakiki M, et al. Top 10 Most-Cited Articles Concerning Blended Learning for Introductory Algorithms and Programming: A Bibliometric Analysis and Overview. International Journal of Interactive Mobile Technologies (iJIM). 2023;17(5):57–70. DOI:10.3991/ijim.v17i05.36503.
3. Перспективы персонализированного обучения с ИИ (2025–2035 гг.). Habr.com. Available from: https://habr.com/ru/articles/889836/ (Accessed 8 July 2025).
4. Антоновский А. В., Жуйкова С. А. Геймификация в образовании как фактор формирования актуальных профессиональных компетенций. Прикладная психология и педагогика. 2024;(2):165–173. DOI:10.12737/2500-0543-2024-9-2-165-173.
5. Ratinho E, Martins C. The role of gamified learning strategies in student’s motivation in high school and higher education: A systematic review. Heliyon. 2023;9(8):e19033. ISSN 2405-8440. DOI:10.1016/j.heliyon.2023.e19033.
6. Kyslova MA, Semerikov SO, Slovak KI. Mobile learning evolution: a decade of developments (2014–2023). Educational Technology Quarterly. 2025;2:186–208. DOI:10.55056/etq.25.
7. Труфанова Т. А., Кузьмин А. В. Развитие современного российского рынка онлайн-образования. In: Бурмистрова А. А., Саяпин А. В., Родионова Н.К., editors. Материалы Международной научно-практической конференции, Тамбов, 24 ноября 2022 года. Тамбов: Издательский дом «Державинский»; 2022:467–472.
8. Pirogova O, Temnova N, Markova E. Online education in Russia: status and development trends. E3S Web Conf. 2021;258:10020. DOI:10.1051/e3sconf/202125810020.
9. Казакова Е. И. Технологии проектирования личностных достижений. Санкт-Петербург: Дворец творчества юных; 1994:30 p.
10. Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха: кн. для учителей. Санкт- Петербург: Пресс-Атташе; 1997:160 p.
11. Поздняков В. А. Онлайн-образование в современном обществе. In: Шацких ЮС (eds.). Наука и инновации в современном мире: сборник научных статей. Vol. III. Москва: Издательство «Перо»; 2019:74–78.
12. Аптекман А., Калабин В., Клинцов В., Кузнецова Е., Кулагин В., Ясеновец И. Цифровая Россия: новая реальность. McKinsey & Company; 2017:133 p.
13. Пушкарева Л. В. Онлайн-обучение – тренд новой реальности. In: Смоленский государственный университет, editors. Цифровое пространство: экономика, управление, социум: сборник 2-й Всероссийской научной конференции, Смоленск, 25 июня 2020 года. Курск: ЗАО «Университетская книга»; 2020:283–290.
14. Глухова Т. В., Ефремова Л. И. Онлайн-курс как эффективный инструмент современного образования. Гуманитарные науки и образование. 2019;10(3):28–38.
15. Рогачева П. С., Семергей С. В. Проблемы дистанционного образования в период пандемии. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2020;(4):85–93. DOI:10.47370/2078-1024-2020-12-4-85-93.
16. Попова Н. В., Верешш Й., Благовещенская Е. А., Кузьмина А. В. Многофакторный анализ онлайн-обучения в рамках системного подхода: аспекты повышения качества онлайн-обучения в вузе. Человек и образование. 2022;(1):157–169. DOI:10.54884/S181570410020135-3.
Рецензия
Для цитирования:
Корнилов Ю.В. Организационно-педагогическое сопровождение и технологические аспекты онлайн-обучения. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(3):33-42. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-33-42
For citation:
Kornilov I.V. Organizational and pedagogical support and technological aspects of online learning. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(3):33-42. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-33-42