Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск
№ 2 (2024)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5-18 165
Аннотация

Статья посвящена актуальным проблемам применения генеративных нейросетей искусственного интеллекта, онлайн-инструментов и сервисов в образовательном процессе и в профессиональной деятельности педагога. Рассматривается опыт создания и применения интерактивных упражнений и заданий в образовательном процессе обучения иностранцев русскому языку и студентов-гуманитариев русской литературе. Затронуты некоторые перспективы применения генеративных нейросетей искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога. Неизбежный процесс цифровизации образования изменяет способы обучения и взаимодействия участников процесса обучения. Использование информационных и цифровых технологий в образовании приводит к улучшению доступности образовательных ресурсов, индивидуализации обучения, совершенствованию методов оценки знаний. Однако важно помнить о том, что цифровизация несет в себе ряд угроз, таких как возможность дополнительной дистанцированности в обучении, проблемы кибербезопасности, а также вызовы в сфере конфиденциальности данных. Следует также отметить, что философские принципы цифровизации образования должны учитывать гуманистические ценности и акцентировать внимание не только на технологических аспектах, но и на развитии личности обучающегося цифрового поколения, формировании его критического мышления, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Для них цифровая среда, информационные и цифровые технологии являются основным аспектом их жизнедеятельности.

19-28 160
Аннотация

На сегодняшний день актуальность исследования русского языка для вьетнамцев обусловлена увеличением контактов между Вьетнамом и Россией. Фонетика является одним из важных разделов при изучении любого иностранного языка. Зачастую разделу фонетики уделяется недостаточное внимание при обучении русскому языку как иностранному, а также методы освоения фонетики во многом сводятся к узкому набору заданий: «слушай и повторяй», «прочти», «перескажи». Актуальной является задача увеличения количества используемых методов и приёмов для изучения фонетики русского как иностранного, чтобы сам процесс обучения был более эффективным и интересным для студентов. Данная статья касается важной темы для преподавателей русского как иностранного, особенно тех, кто работает с вьетнамскими студентами. Она фокусируется на проблеме организации занятий по формированию фонетических навыков. В этом контексте одним из методов, используемых для развития фонетических элементов, является аналогия. Цель данной работы – прояснить суть и значение метода аналогии в обучении русскому языку как иностранному и показать его роль в обучении фонетике на материале популярных во Вьетнаме русских песен. Особое внимание уделяется методам использования аналогии, её преимуществам, иллюстрируя это на примерах из популярных во Вьетнаме русских песен. В данной работе перед нами стоят задачи раскрыть сущность приёма аналогии, его функции и характеристики, провести параллель между фонетикой русского и вьетнамского языков, а также привести примеры использования русских песен для обучения фонетике РКИ вьетнамскими студентами. Методология исследования базируется на общенаучных методах описания, интерпретации, сравнения и классификации. Объектом исследования стали механизмы применения аналогии в формировании фонетических навыков, их структурно-стилистическая специфика и функциональные характеристики. Новизна исследования заключается в использовании метода аналогии на материале русских песен, популярных во Вьетнаме, с целью обучения фонетике русского языка как иностранного. Перспектива дальнейшего исследования предполагает использование метода аналогии, а далее и подхода аналогии для формирования учебно-методического комплекса и методических рекомендаций по обучению фонетике РКИ вьетнамских студентов.

29-34 111
Аннотация

В статье проанализированы мероприятия, проводимые в рамках Федерального проекта «Взлетная полоса для молодых профессионалов. Новые регионы», который направлен на формирование дополнительных навыков в работе с проектами отдельно взятого предприятия в современных условиях и в дальнейшем закрепление молодых специалистов на стратегически важных предприятиях отдельно взятого субъекта Российской Федерации. Команды проекта формируются из числа студентов старших курсов экономического и технического профилей. В целях прохождения всех этапов проекта, студенты проходят анкетирование, включающее критерии определения оценки мотивации с учетом потребностей будущего работодателя, также посещают различные мероприятия (участие в проекте по заданию определенного предприятия, защита проекта, стажировка на предприятии в определенной должности и получение направления на работу как молодой специалист), формирующие дополнительные навыки и компетенции.

35-41 126
Аннотация

Статья посвящена, прежде всего, попытке выделить основные характеристики дискурсивных стратегий и пресуппозиции как механизма философского дискурса в коммуникативной лингвистике с целью объяснения сущности дискурсивных стратегий; кроме того, также предпринимается попытка ответить на вопрос о том, каким образом философский дискурс связан с дискурсивными. Каждая трактовка дискурса имеет в своей основе какой-либо частный аспект – явление, довольно часто встречающееся в лингвистике. Представляется возможным, что это также является причиной того факта, что на сегодняшний день ученые не нашли универсального определения – закона, раскрывающего возможное разнообразие признаков и форм дискурса как феномена. Считаем, что в научно-исследовательской деятельности необходимо не компилирование, а подлинная интеграция, что существенно усложняет задачу ученого: попытке найти возможные решения этой проблемы и посвящена данная статья. Методы исследования представляют собой комплексный анализ явлений на основе междисциплинарного подхода. В данной статье рассмотрение сложившейся лингво-дискурсивной ситуации осуществляется преимущественно двумя способами. Во-первых, на примерах ряда публикаций рассматриваются современные лингвистические исследования с целью выявления значения, которое приобретает в дискурсивном пространстве изучение отдельных текстов. Во-вторых, настоящее исследование также распространяется на дискурсивный анализ текстов, относящихся к таким областям как академическое письмо, экономика (включая такие типы дискурса как деловой, религиозный, научный, художественный, рецензионный). Материалом исследования послужили тексты, выбранные нами из текстовых корпусов, переводы, а также оригинальные тексты различных жанров письменной и устной речи, включая тексты классических философских произведений и корпусные тексты.

42-51 136
Аннотация

В статье представлен анализ стратегий университетов Скандинавии и Северной Америки по достижению целей устойчивого развития. Показано, что устойчивое развитие северных территорий занимает ведущее место в научно-технической политике стран-лидеров мировой науки. Раскрываются методы и практики реализации концепции устойчивого развития, принципов равенства и инклюзивности, меры по сохранению языков и культуры коренных малочисленных народов Севера, развитию разнообразия и вовлеченности. Показано, что значительная часть задач на долгосрочную перспективу, определенных в стратегиях университетов Северной Европы и Северной Америки, направлена на увеличение их вклада в устойчивое развитие регионов, климатически нейтральное общество, снижение неравенство и развитие коренных малочисленных народов. На основе изучения кейсов университетов Финляндии, Швеции, Норвегии, Гренландии, Канады и США даны рекомендации для арктических вузов России по разработке и корректировке ESG-стратегий.

52-61 104
Аннотация

Актуальность темы определена слабой изученностью литературы эвенков России и Китая. Причем это характерно для литературоведческой науки и критики обеих стран. Между тем, в рамках обучения РКИ студенты-иностранцы изучают литературу народов России с целью формирования социокультурной компетенции. В СВФУ есть опыт ознакомления студентов из Китая с литературами малочисленных народов Севера и эвенкийской литературой, в частности. Цель работы – представить авторский опыт учебного ознакомления студентов из Китая с эвенкийским фольклором и эвенкийской литературой России в контексте культурных связей приграничных территорий и литературных традиций становления прозы народов Арктики. Задачи нашего исследования: 1. Описать авторский опыт обучения китайских студентов в рамках преподавания эвенкийского фольклора и литературоведческих дисциплин; 2. Представить методические приемы при работе с национальным художественным текстом с целью формирования социокультурных и коммуникативных компетенций у студентов- иностранцев. Результат исследования – описание практики «включенного чтения» русскоязычного романа «Ганя Хмуров» эвенка китайского происхождения Гамаллила Гантимурова. Впервые предлагаются способы адаптации текстов эвенкийского фольклора Китая и художественного романа для чтения иностранными студентами, а также метод «включенного чтения». Опыт преподавания национальных литератур студентам-иностранцам показывает, что адаптированные варианты русскоязычных произведений национальных писателей для этой категории обучающихся должны сохранять насыщенность этнореалиями, национальными характерами, ядро национальной картины мира. При адаптации текстов чрезвычайно важно сохранить аутентичную стилистику эвенкийского фольклора и авторского языка и этнореалий в русскоязычном романе эвенка. Дальнейшая перспектива разработки темы видится в необходимости изучения специфики восприятия литератур народов Севера студентами-иностранцами с учетом их национального «Психо-Логоса» (Г. Гачев) с целью коррекции содержательного наполнения курса «Литература народов России» и его методического сопровождения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

62-70 143
Аннотация

Актуальность исследования феномена «культуры молчания» обусловлено тем, что в психологии на сегодняшний день не определено содержание, функции, механизмы формирования данного феномена. Одним из основных препятствий на пути изучения феномена «культуры молчания» является отсутствие соответствующей методики исследования. Разработка психологического инструментария является необходимым условием для дальнейшего изучения данного психологического феномена. В работе приводится описание поиска методов эмпирического исследования феномена «культуры молчания». Целью исследования является поиск возможных путей разработки психологической методики, способной измерить особенности проявления феномена «культуры молчания». Следует отметить, что данная статья является начальным этапом исследования. В статье приводится описание авторской проективной методики по исследованию феномена «культура молчания» и описание результатов, полученных с его помощью. Выборка исследования составила 49 человек в возрасте от 20 до 47 лет. Стимульный материал методики представляет собой ряд видеороликов из якутских и японских фильмов продолжительностью от 32 секунд до одной минуты. К видеороликам были сформулированы вопросы для определения понимания респондентами молчания, демонстрируемого героями в видеоролике. Результаты исследования показывают, что респонденты наделяют молчание смыслом, которое соответствует контексту сценария видеоролика. Выявлено, что респонденты лучше понимают негативные эмоции и эмоциональное состояние героев. В результате исследования определены 3 видеоролика, по которым получены наиболее разносторонние и развернутые ответы. В дальнейшем планируется на основе отобранных видеороликов разработать опросник по выявлению понимания респондентами молчания в диалоге.

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

71-77 112
Аннотация

В статье проводится анализ выступлений спикеров пленарного заседания Кантовского конгресса, прошедшего в Калининграде, в апреле 2024 года в связи с 300-летним юбилеем мыслителя. Пленарное заседание вел заместитель председателя правительства РФ Чернышенко Дмитрий Николаевич, который не просто давал слово для выступления спикерам, но и своими вопросами и комментариями к выступлениям широко раскрыл содержание нового этапа развития человечества, а также цель, задачи и в целом проблематику, разрешение которой представляет собой необходимое и достаточное условие нормального функционирования и развития человеческой цивилизации. Выступления спикеров Могилевского К. И., Алиханова А. А., Федорова А. А., Анисимова Н. Ю., Пищулина А. Ю., Аветисяна А. И., а также международного эксперта Санджоя Джоши из Индии показали, что современные задачи, стоящие перед человечеством, исключительно сложны и требуют объединения усилий всего прогрессивного человечества. В этом контексте представляет огромный интерес гипотеза, сформулированная ректором БФУ, профессором Федоровым А. А., ориентирующаяся не только на соразвитие человека и искусственного интеллекта, но и на появление совершенно автономного от мира человека третьего мира – мира искусственного интеллекта. Не менее актуальны вопросы, поставленные директором Федерального центра гуманитарных практик РГГУ Пищулиным А. Ю., так как отличительная особенность современной цифровой технологии состоит в том, что создается кризис доверия тому, что тысячелетиями служило верой и правдой человеку.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)