Применение цифровых сервисов и генеративных нейросетей в обучении русскому языку как иностранному
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-2-5-18
Аннотация
Статья посвящена актуальным проблемам применения генеративных нейросетей искусственного интеллекта, онлайн-инструментов и сервисов в образовательном процессе и в профессиональной деятельности педагога. Рассматривается опыт создания и применения интерактивных упражнений и заданий в образовательном процессе обучения иностранцев русскому языку и студентов-гуманитариев русской литературе. Затронуты некоторые перспективы применения генеративных нейросетей искусственного интеллекта в профессиональной деятельности педагога. Неизбежный процесс цифровизации образования изменяет способы обучения и взаимодействия участников процесса обучения. Использование информационных и цифровых технологий в образовании приводит к улучшению доступности образовательных ресурсов, индивидуализации обучения, совершенствованию методов оценки знаний. Однако важно помнить о том, что цифровизация несет в себе ряд угроз, таких как возможность дополнительной дистанцированности в обучении, проблемы кибербезопасности, а также вызовы в сфере конфиденциальности данных. Следует также отметить, что философские принципы цифровизации образования должны учитывать гуманистические ценности и акцентировать внимание не только на технологических аспектах, но и на развитии личности обучающегося цифрового поколения, формировании его критического мышления, способности к саморазвитию и самосовершенствованию. Для них цифровая среда, информационные и цифровые технологии являются основным аспектом их жизнедеятельности.
Об авторах
С. С. БурцеваРоссия
БУРЦЕВА Светлана Семеновна – к. пед. н., доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы филологического факультета,
г. Якутск.
Е. Е. Ядрихинская
Россия
ЯДРИХИНСКАЯ Евгения Ефимовна – магистрант группы М-ПО-МДСО-22 филологического факультета,
г. Якутск.
Список литературы
1. Prensky, M. Digital Natives, Digital Immigrants / М. Prensky // MCB University Press. – Vol. 9. – No. 5, October 2001. – С. 1-6.
2. Зубарева, К. А. Открытость как феномен современного образования / К. А. Зубарева // Педагогическое образование в России. – 2012. – № 3. – С. 6-11.
3. Рахкошкин, А. А. Открытость образовательного процесса (напримере западноевропейской педагогики) / А. А. Рахкошкин; [Новгор. межрегион. ин-т обществ. наук]. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. – 140 с.
4. Конструктор интерактивных упражнений – https://h5P.org/
5. Конструктор учебных ресурсов – www.udoba.org
6. Шибко, Н. Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: пособие для иностранных студентов филологических специальностей / Н. Л. Шибко. – Санкт-Петербург : Златоуст. – 2014. – 336 с.
7. Зимняя, И. А. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): Коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 / Под общей редакцией И. А. Зимней. – Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – 2001. – С. 244–252.
8. Онлайн-инструмент, применяющий искусственный интеллект – https://twee.com/
9. Нейросеть VIRBO – https://virbo.wondershare.com
10. Нейросеть SKYBOX – https://skybox.blockadelabs.com
11. Нейросеть SHEDEVRUM – https://shedevrum.ai
Рецензия
Для цитирования:
Бурцева С.С., Ядрихинская Е.Е. Применение цифровых сервисов и генеративных нейросетей в обучении русскому языку как иностранному. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(2):5-18. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-2-5-18
For citation:
Burtseva S.S., Yadrikhinskaya E.E. Application of digital services and generative neural networks in teaching Russian as a foreign language. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(2):5-18. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-2-5-18