Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Проблема измерения феномена «культуры молчания» в межличностных отношениях

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-2-62-70

Аннотация

Актуальность исследования феномена «культуры молчания» обусловлено тем, что в психологии на сегодняшний день не определено содержание, функции, механизмы формирования данного феномена. Одним из основных препятствий на пути изучения феномена «культуры молчания» является отсутствие соответствующей методики исследования. Разработка психологического инструментария является необходимым условием для дальнейшего изучения данного психологического феномена. В работе приводится описание поиска методов эмпирического исследования феномена «культуры молчания». Целью исследования является поиск возможных путей разработки психологической методики, способной измерить особенности проявления феномена «культуры молчания». Следует отметить, что данная статья является начальным этапом исследования. В статье приводится описание авторской проективной методики по исследованию феномена «культура молчания» и описание результатов, полученных с его помощью. Выборка исследования составила 49 человек в возрасте от 20 до 47 лет. Стимульный материал методики представляет собой ряд видеороликов из якутских и японских фильмов продолжительностью от 32 секунд до одной минуты. К видеороликам были сформулированы вопросы для определения понимания респондентами молчания, демонстрируемого героями в видеоролике. Результаты исследования показывают, что респонденты наделяют молчание смыслом, которое соответствует контексту сценария видеоролика. Выявлено, что респонденты лучше понимают негативные эмоции и эмоциональное состояние героев. В результате исследования определены 3 видеоролика, по которым получены наиболее разносторонние и развернутые ответы. В дальнейшем планируется на основе отобранных видеороликов разработать опросник по выявлению понимания респондентами молчания в диалоге.

Об авторах

Н. М. Софронова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

СОФРОНОВА Надежда Михайловна – студентка,

г. Якутск.



Н. Д. Елисеева
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

ЕЛИСЕЕВА Наталья Дмитриевна – к. психол. н., доцент кафедры психологии и социальных наук института психологии,

г. Якутск



Список литературы

1. Артамонова, У. «Отмена» России: последствия для культурной дипломатии / У. Артамонова, Л. Рустамова // Мировая экономика и международные отношения. – 2023. – Т. 67. – № 4. – С. 132-139. DOI: 10.20542/0131-2227-2023-67-4-123-131. EDN: OCPKQN.

2. Король, А. Д. Молчание в обучении: Методологические и дидактические основы / А. Д. Король // Педагогика. – 2019. – № 4. – С. 5-15.

3. Лебедева, Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию / Н. М. Лебедева. – Москва : Старый сад. 1998. – 316 с.

4. Бахтин, М. М. Из записей 1970-71 годов / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. https://litresp.ru/chitat/ru/Б/bahtin-mihail-mihajlovich/estetika-slovesnogo-tvorchestva/10 (Дата обращения: 03.10.2023).

5. Табаринцева-Романова, К. М. «Новые» виды дипломатии XXI в.: культурная дипломатия в современном международном дискурсе / К. М. Табаринцева-Романова // Дискурс-Пи. – 2019. – № 3. – С. 26-37. DOI: 10.24411/1817-9568-2019-10302. EDN: HCJCVJ.


Рецензия

Для цитирования:


Софронова Н.М., Елисеева Н.Д. Проблема измерения феномена «культуры молчания» в межличностных отношениях. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(2):62-70. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-2-62-70

For citation:


Sofronova N.M., Eliseeva N.D. The problem of measuring the phenomenon of “culture of silence” in interpersonal relationships. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(2):62-70. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-2-62-70

Просмотров: 143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)