Российско-китайские литературные связи: фольклор и проза эвенков для студентов-иностранцев
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-2-52-61
Аннотация
Актуальность темы определена слабой изученностью литературы эвенков России и Китая. Причем это характерно для литературоведческой науки и критики обеих стран. Между тем, в рамках обучения РКИ студенты-иностранцы изучают литературу народов России с целью формирования социокультурной компетенции. В СВФУ есть опыт ознакомления студентов из Китая с литературами малочисленных народов Севера и эвенкийской литературой, в частности. Цель работы – представить авторский опыт учебного ознакомления студентов из Китая с эвенкийским фольклором и эвенкийской литературой России в контексте культурных связей приграничных территорий и литературных традиций становления прозы народов Арктики. Задачи нашего исследования: 1. Описать авторский опыт обучения китайских студентов в рамках преподавания эвенкийского фольклора и литературоведческих дисциплин; 2. Представить методические приемы при работе с национальным художественным текстом с целью формирования социокультурных и коммуникативных компетенций у студентов- иностранцев. Результат исследования – описание практики «включенного чтения» русскоязычного романа «Ганя Хмуров» эвенка китайского происхождения Гамаллила Гантимурова. Впервые предлагаются способы адаптации текстов эвенкийского фольклора Китая и художественного романа для чтения иностранными студентами, а также метод «включенного чтения». Опыт преподавания национальных литератур студентам-иностранцам показывает, что адаптированные варианты русскоязычных произведений национальных писателей для этой категории обучающихся должны сохранять насыщенность этнореалиями, национальными характерами, ядро национальной картины мира. При адаптации текстов чрезвычайно важно сохранить аутентичную стилистику эвенкийского фольклора и авторского языка и этнореалий в русскоязычном романе эвенка. Дальнейшая перспектива разработки темы видится в необходимости изучения специфики восприятия литератур народов Севера студентами-иностранцами с учетом их национального «Психо-Логоса» (Г. Гачев) с целью коррекции содержательного наполнения курса «Литература народов России» и его методического сопровождения.
Об авторах
Ю. Г. ХазанковичРоссия
ХАЗАНКОВИЧ Юлия Геннадьевна – д-р филол. н., доцент кафедры русской литературы ХХ века и теории литературы филологического факультета,
г. Якутск.
М. П. Дьяконова
Россия
ДЬЯКОНОВА Мария Петровна – к. филол. н., научный сотрудник отдела северной филологии,
г. Якутск.
Список литературы
1. Карпец, Е. В. Обучение чтению на уроках русского языка как иностранного. Работа с рассказом С. Г. Козлова «Разрешите с вами посумерничать» / Е. В. Карпец, Н. А. Петров // Молодежный вестник ИрГТУ. – 2022. – Т. 12. – № 2. – С. 389-393.
2. Панина, Е. В. Изучение художественных текстов в аспекте практической лингвокультурологии с иностранными студентами гуманитарных специальностей / Е. В. Панина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2023. – № 7. – С. 2318-2323.
3. Петрова, С. М. Графико-символическое пространство художественного текста в системе обучения русскому языку иностранцев / С. М. Петрова // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. – 2017. – Том 15. – № 4. – С. 414-426.
4. Рудакова, О. В. Учебное пособие для иностранных учащихся по рассказу В. Г. Распутина «Уроки французского» / О. В. Рудакова. – Москва : Издательство МГИМО, 2007. – 72 с.
5. Брыгина, А. В. Лингвистические принципы адаптирования художественного текста : автореферат диссертации … кандидата филологических наук : 10.02.01 / А. В. Брыгина. – Москва, 2005. – 20 с.
6. Афанасьева Е. Ф. Фольклор и литература эвенков Китая: учебное пособие. – Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. – 84 с.
7. Рытхэу, Ю. Когда киты уходят / Ю. Рытхэу // Под радугой Севера. – Москва : Современник, 1986. – С.12-86.
8. Одулок Тэки. Жизнь Имтеургина-старшего. На Крайнем Севере. Мое детство. Там, где бежит Сукпай / Тэки Одулок, Н. Тарабукин, Д. Кимонко. – Якутск : Якутское книжное издательство,1987. – 432 с.
9. Неркаги, А. Анико из рода Ного / А. Неркаги. URL: https://litlife.club/books/264270/read?page=75 (дата обращения 03.03.2024 г.)
10. Кривошапкин, А. В. Истоки и современность эвенской литературы: в помощь учителям литературы и национальной культуры / А. В. Кривошапкин. – Якутск : Сахаполиграфиздат, 1993. – 20 с.
11. Жулева, А. С. Концепт «кит-тотем» в прозе чукотского писателя Юрия Рытхэу / А. С. Жулева // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. – 2021. – Том 7 (73). – № 3. – С. 41-49.
12. Пошатаева, А. В. Литература народов Севера / А. В. Пошатаева. – Москва : Наука, 1988. – 166 с.
13. Проблемы преподавания русского языка как иностранного в современном вузе: сб. науч. ст. конф. (г. Москва, 29 февраля 2020 г.). – Москва : Изд-во Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации, 2020. – 358 с.
14. Гусейнов, Ч. Г. Этот живой феномен / Ч. Г. Гусейнов. – Москва : Советский писатель, 1989. – С. 56-88.
15. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая. – Москва : Яз. слав. культуры, 2001. – 288 с.
16. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. – Москва : Искусство, 1979. – 423 с.
17. Мелетинский, Е. М. Миф и сказка / Е. М. Мелетинский // Избранные статьи. Воспоминания. – Москва : РГГУ, 1998. – 576 с.
18. Дьяконова, М. П. Миф в фольклоре эвенков и эвенов: цикл творения мира / М. П. Дьяконова. – Новосибирск : Наука, 2022. – 164 с.
19. Варламова, Г. И. Новые данные о фольклоре эвенков Китая: сюжеты о творении мира / Г. И. Варламова, М. П. Дьяконова // Урало-алтайские исследования. – 2019. – №2 (33). – С. 16-21.
20. Далгат, У. Б. Этнопоэтика врусской прозе 20-90-х гг. ХХ века (Экскурсы) / У. Далгат. – Москва : ИМЛИ РАН, 2004. – 210 с.
21. Хабарова, О. Роль и место социокультурного компонента в практике преподавания русского языка как иностранного / О. Хабарова // Балтийский акцент. – 2013. – № 3. – С. 33-38.
22. Жулева, А. С. Мифологемы в ненецкой поэзии / А. С. Жулева // Северо-Восточный гуманитарный вестник. – 2019. – № 3 (28). – С. 117-122.
23. Жулева, А. С. Три мира народов Севера / А. С. Жулева. – Москва : ФилинЪ, 2020. – 380 с.
24. Арзамасов, А. А. Литература народов России: Литература народов Крайнего Севера и Дальнего Востока / А. А. Арзамасов. – Москва : ЮРАЙТ, 2021. – 248 с.
25. Гусейнов, Ч. Г. К вопросу о «русскости нерусских / Ч. Г. Гусейнов // Дружба народов. – 2014. – № 4. URL: https://magazines.gorky.media/druzhba/2014/4/k-voprosu-o-russkosti-nerusskih.html (дата обращения 09.03.2024 г.).
Рецензия
Для цитирования:
Хазанкович Ю.Г., Дьяконова М.П. Российско-китайские литературные связи: фольклор и проза эвенков для студентов-иностранцев. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(2):52-61. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-2-52-61
For citation:
Khazankovich Yu.G., Dyаkonova M.P. Russian-Chinese literary ties: Evenki folklore and prose for international students. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(2):52-61. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-2-52-61