№ 4 (2021)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
5-10 1037
Аннотация
Статья посвящена раскрытию понятий «геймификация» и «эдъютейнмент», сути данных цифророжденных технологий, их роли в повышении познавательной активности обучающихся. Обоснована актуальность их применения в учебном процессе. Приведены результаты исследования применения геймификации как нового способа организации учебного процесса.
11-19 213
Аннотация
В статье дается анализ системы обучения русскому языку в Китае, выявляются актуальные проблемы, связанные с необходимостью обновить содержание и подходы к обозначенной проблеме, исследуются взаимосвязи традиционной и инновационной систем обучения в КНР. Показана практика использования современных технологий обучения русскому языку как иностранному в Кыргызском национальном университете им. Ж. Баласагына и в Северо-Восточном федеральном университете им. М.К. Аммосова. Раскрыты конкретные примеры использования цифровых технологий на материале презентаций учебного материала в киргизской аудитории. Приведены данные реализации инновационных технологий на кафедре РКИ филологического факультета СВФУ в процессе обучения иностранных студентов русскому языку, в частности, совместная программа двойного дипломирования с Хэйлунцзянским Восточным университетом (КНР) по специальности «Филология», авторская методика обучения РКИ на основе материала художественного текста, представлена новая модель обучения в магистратуре «Русский язык +».
20-32 177
Аннотация
Реализация синергетического подхода как основы целостного, эволюционно-синергетического мировоззрения студентов соответствует миссии университета в широкой теоретической подготовке выпускников. Открытие, сделанное в синергетике по исследованию универсальных механизмов развития сложных открытых систем разной природы и масштабов, их способности к самоорганизации, получило распространение в разных областях знаний и сферах деятельности, включая систему образования. В статье раскрыта сущность синергетического подхода в обучении студентов, дан анализ разработанности проблемы внедрения синергетического подхода в подготовке будущих учителей, представлен опыт его синергетического подхода на разных уровнях подготовки учителя: когнитивном, дидактическом и методическом. Авторами выделены причины медленного внедрения синергетического подхода в практику преподавания, среди которых дисциплинарная структура высшего образования, недостаточное внедрение категориального аппарата синергетики в базовую профессиональную подготовку студентов, недооценка мировоззренческой значимости синергетики на формирование современной научной картины мира, слабая разработанность методов измерения в области исследования междисциплинарной интеграции знаний. Между тем овладение педагогами синергетических идей и применения синергетического подхода позволит транслировать, передавать новым поколениям учеников понимание методологии системного мировидения в условиях роста знаний для их успешной адаптации в современном сложном, нестабильном и динамичном мире. В статье отражен опыт внедрения синергетического подхода в естественнонаучной подготовке студентов в 3 российских вузах.
33-41 142
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы лингвистического сопровождения в контексте профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранцев-медиков Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Внимание к русскому языку как международному языку общения, инструменту коммуникации и изучения является отражением интереса людей многих стран понять не только его феномен, но и уникальность России, а также её регионов с их неповторимой историей, традициями, обычаями. Сегодня в СВФУ насчитывается более 400 иностранцев, большая часть из них обучается в Медицинском институте. Эти молодые люди, приехавшие не только из стран ближнего, но и дальнего зарубежья, как правило, не владеют русским языком. Данная ситуация привела к необходимости решать вопрос о качественном обучении их русскому языку, начиная с довузовской подготовки на факультете дополнительного образования и профориентации (далее - ФДОП) и завершая работой со студентами, магистрантами и аспирантами. Таким образом, речь идет о создании системы обучения русскому языку иностранцев на основе совместной работы филологов и медиков. Цель нашего исследования состоит в разработке методической системы поэтапного обучения профессионально ориентированной лексике иностранных студентов-медиков с использованием эффективных технологий. Основанием для исследования стали концептуальные положения о важности профессиональной подготовки иностранных студентов-медиков в системе высшего образования Российской Федерации. Данный проект направлен на изучение проблемы формирования профессионально ориентированной лексики иностранных студентов-медиков. Успешному проведению эксперимента способствовали обращение к методическим исследованиям известных русистов, а также целенаправленные поиски эффективных форм, методов, приёмов обучения иностранных студентов-медиков. Эксперимент показал, что поиски эффективных путей, форм, приёмов обучения иностранных студентов-медиков связаны с созданием методической системы поэтапного формирования профессионально ориентированной лексики.
42-45 111
Аннотация
В статье рассмотрен опыт применения дистанционных технологий в обучении студентов по дисциплине «Фтизиатрия». Для проведения лекционных и практических занятий в дистанционном формате приоритетной площадкой взаимодействия преподавателя с обучающимися являются системы Moodle и Zoom. Сложности дистанционного обучения возникли при применении различных моделей практического обучения, в частности при обследовании больного. Данная методика перешла в разряд самостоятельной работы, студенты отправляли видеофайлы, где демонстрировали свои практические навыки. Также по каждой теме проводился разбор сложных клинических случаев с целью развития клинического мышления у студентов. В онлайн-формате была проведена традиционная акция «Белая ромашка» при поддержке управления студенческого развития университета, студенты прочитали лекции по профилактике туберкулеза в онлайн-формате студентам 1-2 курсов в разных подразделениях университета. С апреля по май 2021 г. студенты 5 курса Медицинского института отделений «Лечебное дело» и «Педиатрия» приняли участие в массовом открытом онлайн-курсе «Основы фтизиопульмонологии», разработанном ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск. В конце обучения студенты получили сертификаты о прохождении курса.
46-52 131
Аннотация
В статье рассматривается проблема внедрения в практику международных программ оценки знаний учащихся общеобразовательных учреждений Узбекистана. Проводится анализ международных программ, определяющих качество и уровень образования, которые широко используются в качестве критерия дальнейшего повышения качества образования в разных странах. Актуальность данной темы обусловлена растущим интересом образовательных учреждений Узбекистана к новой системе мониторинга оценки качества образования, основанной на выявлении и сопоставлении с международными оценочными программами. Цель нашего исследования - показать положительные стороны международной программы PISA - системы оценки грамотности и компетентности для улучшения образовательного процесса в школах Узбекистана. Глобальные социальные, экономические и идеологические изменения в жизни узбекского общества влекут за собой изменения и в сфере образования. В связи с этим 12 ноября 2018 г. между Государственной инспекцией по контролю качества образования при Кабинете министров Республики Узбекистан и Международной организацией сотрудничества и развития была достигнута договоренность об участии в международной программе оценки знаний и студентов. Одной из таких международных программ является программа PISA - система оценки грамотности и компетентности 15-летних учащихся, проводимая раз в 3 года Международной организацией экономического сотрудничества и развития. Термин PISA только недавно вошел в национальную систему образования Узбекистана. Исследование по внедрению данной программы проводилось поэтапно. Сначала в процессе выполнения тестовых заданий были проверены знания учащихся 4-х классов, материалы тестирования обобщались и анализировались, и на основе этого были выявлены факторы, оказывающие негативное влияние на успехи в обучении учащихся. После чего на базе Государственной инспекции по контролю качества образования при Кабинете министров Республики Узбекистан был создан Национальный центр по проведению международных исследований в области оценки качества образования. В ходе исследований программы PISA можно сравнить и сопоставить изменения, происходящие в системе образования государств-членов PISA, принять стратегические решения в области образования и, в свою очередь, найти практические ответы на вопросы о том, является ли уровень знаний, предоставляемых в школах Республики Узбекистан, достойной услугой для учащейся молодежи, чтобы найти свой путь во взрослой жизни.
53-60 215
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся определения основных личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать идеальный преподаватель будущего. Актуальность статьи вызвана тем, что в настоящее время нет четких представлений по данным вопросам. Имеющиеся в настоящее время суждения об идеальном преподавателе вуза значительно отличаются друг от друга, т. к. рассматриваются с различных точек зрения. На основе изучения работ отечественных авторов показывается, какими качествами, по мнению студентов и преподавателей, должен обладать идеальный преподаватель. Для того чтобы сформировать образ идеального преподавателя будущего, авторами статьи было проведено анкетирование студентов и преподавателей ряда российских вузов, которые отразили те личностные и профессиональные качества, которыми, с их точки зрения, должен обладать в будущем идеальный преподаватель. Результатом проведенного исследования могут воспользоваться молодые преподаватели, стремящиеся достичь совершенства в профессии педагога, а также выпускники вузов, желающие посвятить себя профессии педагога системы высшего образования.
61-68 125
Аннотация
Содержание понятия экологической грамотности, сформулированное разными авторами, имеет значительные отличия как по сущности, так и по этапу его формирования. Опираясь на подходы Б. С. Гершунского к этапам результативности образования, мы придерживаемся мнения, что экологическая грамотность является начальным этапом формирования экологической культуры, процесс которого происходит в общении с географической средой. Цель исследования - выявление особенностей проведения учителями практических работ по региональной географии, направленных на формирование экологической грамотности. В исследовании приняли участие члены республиканской неформальной ассоциации учителей географии республики. Ответы респондентов свидетельствовали о несоответствующем положении региональной географии в системе образования. В виде отдельного курса преподают географию Якутии чуть больше четверти учителей - 26,9%, в виде темы в рамках курса «География России» - 76,5%. Несмотря на то, что 92,3% учителей уверены в том, что практические работы способствуют формированию экологической грамотности, на деле их проводят только 58,4% респондентов. Анкетируемые в целом невысоко оценили результаты своей деятельности: 70,1% отнесли уровень овладения учащимися экологической грамотностью лишь в средней степени, а пятая часть - ниже среднего. Следовательно, учителям географии следует уделить большее внимание проведению экологически ориентированных практических работ для повышения уровня экологической грамотности обучаемых.
69-76 119
Аннотация
В статье рассматривается актуальный вопрос методики обучения школьной биологии. Авторы приводят обоснование необходимости привития биологических понятий посредством применения на занятиях способа моделирования. По мнению авторов, моделирование способствует системному усвоению сложных биологических понятий, которые включены в содержание школьного курса биологии. Подчеркивается роль понятий «цветок» и «плод» в формировании целостной биологической картины. На примере вышеуказанных понятий учащиеся развивают анатомические, морфологические, физиологические, систематические, экологические понятия. В теоретической части статьи представлена этимология понятий «модель» и «моделирование», также указаны преимущества метода моделирования на учебном занятии. Раскрыт содержательный аспект курса шестого класса и выделены основные требования к его усвоению учащимися. Методические особенности применения метода моделирования отражены в примерном описании урока, где приводятся этапы интеллектуально-творческой деятельности учащихся на уроке биологии. Такой вид задания можно дать как внеурочную самостоятельную работу, где учащиеся располагают временем и другими возможностями, так и контролирующее задание на обобщающем этапе усвоения учебного материала. Вариативность применения метода моделирования заключается не только в формах организации учебного процесса, но и в используемых материалах. Так, кроме пластилина, авторы предлагают применение соленого теста и полимерной глины, что дает учителю дополнительную возможность использования готовой продукции в дальнейшем как наглядное средство обучения. Для достижения обратной связи учитель выделяет этап презентации моделей, где помимо строения органов, учащиеся рассказывают их разновидности и функции. Для проверки эффективности предлагаемой методики авторами в течении трех лет проведен педагогический эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента путем анкетирования было выявлено общее состояние проблемы исследования, составлен отбор рассматриваемых понятий, определен начальный уровень знаний обучающихся. На обучающем этапе эксперимента была реализована методика обучения на базе общеобразовательных учреждений. На конечном этапе эксперимента был проведен итоговый срез и обработаны результаты исследования. В статье приводится общий вывод о целесообразности использования метода моделирования на уроке для развития биологических понятий.
77-83 101
Аннотация
В связи с реализацией актуальных нововведений в российском образовании (Национальный проект «Образование», Стратегия развития системы среднего профобразования на период до 2030 года) профессиональная подготовка специалистов нуждается в новых формах. Цель статьи - рассмотреть практику по активизации профессионального становления и профессиональной подготовки обучающихся учебных заведений среднего профессионального образования с учетом особенностей Республики Саха (Якутия). Дается характеристика понятия «профессиональное становление обучающихся». Данная дефиниция рассматривается как личностное новообразование, развитие профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих формирование ценностного отношения к приобретаемой профессии и установки на ее получение. Представлены форматы профессиональной подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования Якутии в целом и деятельность республиканских учебных заведений в частности. Демонстрируется опыт образовательных организаций профессионального образования по профессиональному становлению обучающихся.
84-91 125
Аннотация
В статье исследуется опыт взаимоотношений образовательных организаций зарубежных стран, являющихся членами таких объединений, как консорциумы. Основными методами систематизации и обобщения контента в данной работе выступили: анализ научно-теоретической литературы, обзор практики зарубежных университетов, исследование направлений развития европейских высших учебных заведений. В практике высшего образования консорциум представляет из себя объединение с целью кооперации нескольких образовательных учреждений или же производственных предприятий, которые реализуют образовательные, научные и многопрофильные функции. Для уточнения структуры консорциума рассматриваются виды партнерства зарубежных университетов и колледжей. Ключевыми целями деятельности консорциумов выступают повышение качества выпускаемых специалистов, подготовка молодых ученых и исследователей, интеграция педагогического опыта и развитие материальнотехнической, исследовательской и литературных баз.
92-99 98
Аннотация
В статье раскрываются особенности создания образовательной среды университета, ориентированной на реализацию целей устойчивого развития. На примере Северо-Восточного федерального университета показаны механизмы формирования высокотехнологичной научно-образовательной среды как открытой инновационной социокультурной экосистемы. Ключевым трендом развития созданного университетского кампуса становится его интеграция в городскую среду. Приведен краткий обзор основных принципов и механизмов реализации программы развития высокотехнологичного кампуса в соответствии с критериями Assessment System for Sustainable Campus, уточнены особенности формирования научно-образовательных кластеров. Показаны результаты прогнозной оценки влияния пространственных решений развития университетских кампусов на формирование нового поколения профессионалов.
100-105 204
Аннотация
В рамках проекта РФФИ «Когнитивные модели и алгоритмы формирования цифровой компетентности педагога в условиях цифровизации общего образования» (2020-2021 гг.) в Республике Казахстан проведен цикл научно-методических семинаров с целью представления результатов реализации второго этапа проекта РФФИ в 2021 г. и изучения зарубежного опыта по цифровой трансформации школы, развитию цифровых компетенций педагогов. В статье приведены результаты проведенной исследовательской работы с использованием методов социологического исследования: интервьюирования, наблюдения, изучения документов образовательных организаций и нормативных правовых актов, отражающих государственную образовательную политику Казахстана.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
106-112 180
Аннотация
В связи с реализацией актуальных нововведений в образовании Российской Федерации, например, внедрения цифровых образовательных технологий, в статье рассмотрена проблема влияния цифровых коммуникаций на формирование и развитие познавательных процессов в целом и мнемических процессов в частности у подростков поколения Z в условиях информационного общества. Проанализированы изменения в структуре мнемонических процессов у подростков 12-13 лет. Описаны диагностические методики для проведения исследования внимания, кратковременной и долговременной памяти подростков и обоснован их выбор. Представлено эмпирическое исследование особенностей формирования мнемических процессов личности в цифровой среде на примере подростков 12-13 лет поколения Z. Рассмотрены понятия «мнемические процессы», описаны психологические особенности данных процессов личности подростка поколения Z в условиях цифровой среды, проведен сравнительный анализ особенностей кратковременной и долговременной памяти подростков двух культурологических периодов с использованием методов математической статистики U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Стьюдента. Проведен количественный анализ изучения особенностей мнемических процессов у подростков цифрового поколения. Данная работа позволит отразить специфику формирования мнемических процессов у подростков цифрового поколения для развития психолого-педагогической и педагогической науки и практики, в том числе в области методик обучения и воспитания.
113-117 210
Аннотация
В статье рассматривается связь типа пищевого поведения и копинг-стратегий. Интерес к данному явлению обусловлен его широким распространением. Целью эмпирического исследования выступило изучение связи пищевого поведения и различных копинг-стратегий. В качестве методов использовались: голландский опросник пищевого поведения, опросник «Способы совладающего поведения» Лазаруса. Объектом исследования выступили студенты СВФУ (n=70). В результате исследования были получены данные выраженности типов пищевого поведения (эмоциогенный и экстернальный типы пищевого поведения), а также их связь с копинг-стратегиями. Выявлены значимые связи между типами пищевого поведения и копинг-стратегий: ограничительный тип пищевого поведения коррелирует копинг-стратегиями «конфронтация», «поиск социальной поддержки», «принятие ответственности» и «планирование»; эмоциогенный тип пищевого поведения коррелирует с копинг-стратегиями «конфронтация», «дистанцирование», «бегство», экстернальный тип пищевого поведения коррелирует с копинг-стратегиями «принятие ответственности», «бегство», «планирование»
118-125 390
Аннотация
Cтатья посвящена теоретическому анализу проблемы представленности и функционирования этнических групп в виртуальном мире. Анализируются цели, возможности, позитивные и негативные последствия коммуникации этнических групп в интернете. Современные информационные технологии позволяют не только пробовать различные социальные роли, конструировать свою персональную идентичность, но также сохранять и конструировать свою этническую идентичность, создавать образ своей этнической группы. Виртуальная этническая идентичность являются продолжением реальной идентичности, а виртуальные сообщества помогают сохранять и поддерживать единство групп, реальную этническую идентичность в условиях миграции, выполняют функции объединения и разграничения, поддержки, информирования. В условиях усиливающейся миграции интернет предоставляет дополнительные возможности для перемещения людей, дав возможность заниматься удаленной работой из любой точки мира. При удаленности людей от родных мест информационные технологии позволяют поддерживать коммуникацию с родными, друзьями, быть причастным ко всем событиям на родной земле, общаться на родном языке. Современный уровень развития информационных технологий способен дать человеку ощущение стабильности собственной идентичности в условиях постоянных изменений. Интернет также может быть способом преодоления стресса аккультурации. В то же время для потенциальных мигрантов демонстрируемое поведение представителей своей этнической группы может служить ролевой моделью, способствовать актуализации миграционных установок. Влияние вовлеченности в различные виртуальные этнические группы, интенсивность использования интернет-ресурсов на миграционные установки и стратегии аккультурации представляют собой мало изведанное поле для исследований.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
126-131 112
Аннотация
Кроме двух основных миссий университета, образовательной и научной, в настоящее время много пишут о третьей миссии университета, под которой разные авторы понимают экономическую, инновационную, культурную деятельность, наставничество, непрерывное гуманитарное образование и т. п. Рассматривается функционирование университета и вуза как стейкхолдер-компании, как центра инновационной, технологической и социальной трансформации регионов Российской Федерации, как драйвера экономического роста. Выделяются культуро-созидающая функция университета в пространстве региональной культуры и сетевой университет как модель современных взаимодействий региональных университетов и многопользовательского управления для регионального развития. Разрабатывается методология и различные виды оценок для третьей миссии университетов. Целесообразно развести различные третьи миссии университета по отдельным блокам. Прежде всего, это экономический блок, важность которого обусловлена тем, что многим вузам в современных условиях приходится зарабатывать либо создавать эндаументы и опираться на них. Другим важным блоком является инновационный, предполагающий создание технопарков. Имеются примеры эффективной работы таких парков. Третий блок - культурно-просветительный. В настоящее время много внимания уделяется непрерывному гуманитарному образованию, прежде всего, бесплатному, в которое вовлечены миллионы людей по всему миру. В современных условиях для развития универсальной третьей миссии целесообразно опереться на взаимосвязь между тремя общенаучными картинами мира. При этом особое значение имеет изменение представлений об онтологии, эпистемологии и методологии в классической, неклассической и постнеклассической науке и философии. С другой стороны, бурное развитие герменевтики, феноменологии, семиотики, начавшееся в гуманитарной сфере, охватывает все новые сферы научных дисциплин приобретая универсальный характер. Это соответствует основным задачам, стоящим перед современным человечеством. Именно совокупность естественнонаучных и гуманитарных методологических подходов в контексте философии, поскольку она ориентирована на предельные основания науки и культуры, может наиболее эффективно способствовать их решению.
132-137 110
Аннотация
Использован герменевтический подход к исследованию творчества А. А. Блока. Использовано параллельно-последовательное рассмотрение двух герменевтических треугольников: классического (автор-текст-читатель) и универсального. Блок своим творчеством выразил сущность российского духа того времени. Он сумел связать тонкую лирику с высоким гражданским чувством и любовью к Родине. Блок плыл в едином потоке со страной, ориентируясь только на свою поэтическую интуицию, как чувственную, так и интеллектуальную. Золотой век российской культуры потрясает глубокой «эшелонированностью» культуры. Можно тут назвать многие десятки писателей и поэтов, демонстрировавших высочайшее мастерство и способных составить национальную славу своей стране. Также творили многие композиторы, художники, оказавшие огромное влияние на мировую культуру. Серебряный век российской культуры начался в 90-х гг. XIX столетия и продолжался затем практически два десятилетия XX столетия. Как и в золотом веке, здесь сформировалась многогранная культура: поэзия, литература, живопись, музыка. Особо можно выделить театр, ставший символом этого времени: Дягилевские сезоны в Париже, МХАТ в Москве. Здесь приобрела свои завершенные формы русская философия. Некоторые авторы считали, что это время соответствует третьей эпохе возрождения мировой культуры. Первой такой эпохой несомненно было итальянское Возрождение (Рисорджименто), зародившееся во Флоренции, второй - немецкое Возрождение XVIII века, давшее миру великих писателей и философов - от Канта до Гегеля, поднявших эпоху Просвещения на небывалую высоту духа. Вполне возможно, что такой третьей эпохой стал бы заключительный этап Золотого и Серебряного веков российской культуры, если бы он не был прерван революцией семнадцатого года. В этой эпохе Серебряного века многое осталось до конца нераскрытым, но оказало влияние на российскую культуру всего ХХ столетия, хотя эти процессы часто происходили подспудно, вопреки основным установкам тоталитарной системы. Именно поэтому выдающиеся произведения советской эпохи тесно связаны с общепланетарными тенденциями.
138-148 105
Аннотация
События последней трети XX столетия стали переломными в истории России. Перестройка, а затем крутой поворот к рыночной экономике отразились на всей духовной и материальной культуре страны, существенные части которой приобрели ещё и собственную государственность. Человечество в целом приближается к коллапсу потребительского общества, в котором постоянно возникают очередные глобальные проблемы, обусловленные кризисом базовых мировоззренческих идей, лежащих в основе объективистских парадигм последних столетий, что нашло отражение и в исследованиях Ортега-и-Гассета ещё в начале столетия. В работе устанавливается принципиальная близость фундаментальных мировоззренческих посылок в философии Ортега-и-Гассета и в сюжетно-игровой парадигме: главная задача философии в обеих концепциях определяется как поиск целостной картины мира, органически связанной с её автором. Такой подход становится всё более актуальным в связи с губительными последствиями для природы и общества поверхностной «объективистской» методологии. Решением этой глобальной проблемы является давно назревший переход к «философии жизни», язык которой не должен ограничиваться лишь «теоретическими понятиями», а опираться на средства науки, искусства, религии, духовных практик и личном опыте. В обеих концепциях констатируется несводимость философии Целого к наукообразным моделям реальности. Одним из существенных результатов этого рефлексивного анализа позиции Ортега-и-Гассета о предмете философии явилось обнаружение противоречия в его картине мира, когда в критике мистической философии он «забывает» открытую им же самим глубокую истину о личностном переживании и осмыслении жизни «без права передачи».
ХРОНИКА
ISSN 2587-5604 (Online)