Особенности мнемических процессов личности в цифровой среде
Аннотация
В связи с реализацией актуальных нововведений в образовании Российской Федерации, например, внедрения цифровых образовательных технологий, в статье рассмотрена проблема влияния цифровых коммуникаций на формирование и развитие познавательных процессов в целом и мнемических процессов в частности у подростков поколения Z в условиях информационного общества. Проанализированы изменения в структуре мнемонических процессов у подростков 12-13 лет. Описаны диагностические методики для проведения исследования внимания, кратковременной и долговременной памяти подростков и обоснован их выбор. Представлено эмпирическое исследование особенностей формирования мнемических процессов личности в цифровой среде на примере подростков 12-13 лет поколения Z. Рассмотрены понятия «мнемические процессы», описаны психологические особенности данных процессов личности подростка поколения Z в условиях цифровой среды, проведен сравнительный анализ особенностей кратковременной и долговременной памяти подростков двух культурологических периодов с использованием методов математической статистики U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Стьюдента. Проведен количественный анализ изучения особенностей мнемических процессов у подростков цифрового поколения. Данная работа позволит отразить специфику формирования мнемических процессов у подростков цифрового поколения для развития психолого-педагогической и педагогической науки и практики, в том числе в области методик обучения и воспитания.
Об авторе
Н. П. Дутко
Московский педагогический государственный университет
Россия
Список литературы
1. Зинченко, В. П. Большой психологический словарь / В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - Москва, 2003. - 811 с.
2. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - Санкт-Петербург, 2001. - 357 с.
3. Авдулова, Т. П. Подростки в информационном пространстве / Т. П. Авдулова // Психология обучения. - Москва, 2010. - № 4. - С. 28-38.
4. Schulmeister, R. Students, internet, elearning and web 2.0 / R. Schulmeister // Looking Toward the Future of Technology-Enhanced Education: Ubiquitous Learning and the Digital Native. - 2009. - №3. - P. 45-49.
5. Нечаев, Н. Н. Цифровое поколение: психолого-педагогическое исследование проблемы / Н. Н. Нечаева, Е. Е. Дурнева // Педагогика. - Москва, 2016. - № 1. - С. 36-45.
6. Ермолаев, О. Ю. Математическая статистика для психологов : учебник / О. Ю. Ермолаев. - Москва, 2004. - 335 с.
7. Римский, Р. Р. Альманах психологических тестов / Р. Р. Римский. - Москва, 1995. - 320 с.
Для цитирования:
Дутко Н.П.
Особенности мнемических процессов личности в цифровой среде. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2021;(4):106-112.
For citation:
Dutko N.P.
Features of the Mnemonic Processes of the Individual in a Digital Environment. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2021;(4):106-112.
(In Russ.)
Просмотров:
174