№ 2 (2019)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
5-12 94
Аннотация
Процесс научения можно рассматривать с разных точек зрения. Помимо понимания в общеупотребительном смысле, исследования в области образования включают дополнительные аспекты, такие как поведенческий, когнитивистский, конструктивистский и, возможно, даже гуманистический. Научение редко рассматривают с педагогической точки зрения. Это тем более удивительно, поскольку научение, безусловно, является предварительным условием любой педагогической работы. Так называемые «классические» теории научения действительно «посторонние», поскольку они привносятся из других наук, в частности психологии. Аспект научения, представленный здесь, проистекает из самого научения и сосредоточен на логических аспектах этого явления. Предпринята попытка отследить феномен педагогического научения с целью расширения разнообразия точек зрения, что позволяет рассматривать научение с научной точки зрения.
13-18 96
Аннотация
Процессы формирования гражданского общества и демократизации в России актуализировали потребность создания новой модели коммуникации различных социальных групп и отдельных индивидов, обусловленной постоянной конфликтностью во всех сферах человеческой жизнедеятельности и на всех уровнях общественной жизни. Подготовка высококвалифицированных кадров, способных эффективно действовать и принимать управленческие решения в условиях конфликтогенной среды, становится приоритетной задачей высшего образования. Специалисты-коммуникаторы должны обладать целым комплексом умений и навыков организации мероприятий и кампаний, направленных на профилактику конфликтных ситуаций и управление конфликтами. В данной статье рассматривается применение инновационных педагогических технологий в конфликтологической подготовке специалистов сферы общественных коммуникаций высшими учебными заведениями. Выявляются основные проблемы и особенности конфликтологической подготовки специалистов по рекламе и связям с общественностью. Особое внимание в статье уделяется таким педагогическим условиям, как использование имитационных и неимитационных интерактивных методов обучения, информационных технологий и технологии проектного обучения. В результате применения педагогических инновационных технологий формируется профессиональная конфликтологическая компетенция, то есть умение будущих специалистов сферы рекламы и связей с общественностью продуктивно осуществлять трудовую деятельность в условиях повышенной конфликтности.
19-26 107
Аннотация
Прогресс цифровизации во всех сферах жизнедеятельности общества идет с огромной скоростью, в том числе во всех ступенях образования. В статье раскрываются особенности цифровой трансформации вуза, опыт работы и рассмотрены условия успешной реализации процесса цифровизации в дополнительном профессиональном образовании СВФУ. Проведен анализ современной ситуации по цифровизации образовательной деятельности и управления в СВФУ для повышения эффективности университета. Противоречие между существующей моделью обучения и возросшими социальными и культурными потребностями формирующегося информационного общества, прежде всего молодого поколения, актуализирует проблему соответствия университетского образовательного пространства требованиям обучающихся нового формата. В контексте настоящей статьи рассматривается понятие цифровой трансформации как техническое, культурное преобразование, изменение мышления, ориентирующие нас на перестройку организации учебного процесса. Предпринята попытка ответа на актуальный вопрос: как сделать процессы цифровой трансформации в дополнительном профессиональном образовании управляемыми и эффективными, рассмотрения опыта СВФУ в развитии электронного университета, а также отдельные вопросы, от решения которых зависит успешность цифровизации процесса обучения в непрерывном дополнительном профессиональном образовании (ДПО) в условиях Севера.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
27-34 156
Аннотация
Основания развития и закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывали своих детей в первые годы жизни, а также и в более поздние периоды, включая и собственно подростковый возраст. Важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей. Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено двумя путями: либо надо оставлять без подкрепления, без награды, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает. В случае, когда речь идет о подростковой агрессии, позиция игнорирования актов агрессивного поведения как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный психолого-педагогический опыт, практика психологического консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности.
35-39 130
Аннотация
В статье рассматривается социально-психологическая природа проявления тревожности у младших школьников во 2 классе начальной школы. Дается обоснование на ключевые ориентиры в развитии, воспитании и обучении детей младшего школьного возраста. Целью статьи является рассмотрение особенностей проявления тревожности второклассников в связи с изменением требований в школе с точки зрения получения первых оценок и отметок за успехи в обучении. Для общего представления характеристики проявления тревожности у обучающихся освещается проблема общности логики развития детей. Начало данного этапа может задерживаться или проходить специфически для каждого ребенка, поэтому требуется удовлетворять не только общие, но и особые образовательные потребности детей в определенный промежуток времени. В работе предмет исследования анализируется в контексте главных ориентиров и закономерностей социально-психологического развития данного возрастного этапа в период формирования организационной культуры коллектива и усвоения социальных норм коммуникации.
40-45 122
Аннотация
Семейный конфликт в современном обществе является весьма распространенным явлением, по этой причине исследования на эту тему являются актуальными. Семья - это основа общества, где каждый, так или иначе, стремится к сохранению благополучия. Однако чаще всего супружеские конфликты возникают из-за неумения понять, услышать друг друга, из-за неудовлетворенности потребностей супругов. Наиболее подвержены конфликтам кризисные периоды в развитии семьи. Важно уметь предупредить возникновение конфликтов, но не менее важно научиться эффективно их разрешать. По результатам проведенных нами исследований, супружеских пар с абсолютно благополучными отношениями оказалось больше, что дает нам возможность прийти к выводу, что в большинстве своем супругам удается выбрать правильную стратегию поведения для конструктивного разрешения конфликта.
46-54 172
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы продуктивного копинг-поведения, помогающие адаптироваться подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье отмечается, что помимо традиционных проблемно-орииентированных и эмоционально-ориентированных копингстратегий подростки с дефицитарным типом дизонтогенеза используют чаще неадаптивные стратегии. Из всех возрастных групп они более интолерантны к негативным социально-стрессовым воздействиям, что обусловлено незрелостью и неустойчивостью их стратегий адаптации. Отношение к болезни у подростков с ограниченными возможностями здоровья формирует личность и протекает сложно, имея ряд специфических особенностей. Среди механизмов патологического формирования личности у лиц с физическими нарушениями ведущую роль отводят реакции личности на осознание дефекта, физической неполноценности. Определяются особенности взаимосвязи типов отношения к болезни и стратегий совладания. В исследовании приняли участие 56 подростков, обучающихся в специальных коррекционных школах. Диагностика копинг-механизмов была проведена с помощью методики Е. Хейма. Это скрининговая методика, позволяющая исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности (когнитивный, эмоциональный и поведенческий). Для определения копинг-стратегий использован опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Тип отношения к болезни изучался с помощью методики ТОБОЛ. Подростки с ограниченными возможностями здоровья чаще используют стратегии: избегания, дистанцирования и положительной переоценки. Из неадаптивных стратегий обнаружено использование подростками конфронтации и самоконтроля, что может приводить к снижению толерантности к жизненным трудностям. Среди эмоциональных копинг-стратегий подростки с ОВЗ предпочтения отдают следующим стратегиям: оптимизм, протест, подавление эмоций. В отношении к болезни преобладает меланхолический тип. Были выявлены взаимосвязи между копинг-стратегиями положительной переоценки и типом отношения к болезни «тревожность» (rs=0,25, p≤0,01), а так же копинг-стратегией «бегство-избегание» с неврастеническим типом отношения к болезни (rs=0,39, p≤0,01). Таким образом, подростки с выраженными тревожным и неврастеническим типами отношения к болезни чаще всего используют стратегии положительной переоценки и избегания.
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
55-59 177
Аннотация
Рассмотрены основные понятия, которые образуют каркас дисциплины «Философия науки». Кроме того, проанализирована их взаимосвязь с онтологическими, эпистемологическими и методологическими понятиями. В качестве базисных единиц и понятий философии науки выделены единица эпистемологического анализа, элемент, как наименьшая единица множества (системы), общенаучные понятия (категории) и общенаучные методы. Все эти понятия рассмотрены с точки зрения онтологии, эпистемологии и методологии применительно к различным этапам развития науки. Онтологические, эпистемологические и методологические понятия рассматриваются в зависимости для классического, неклассического, постнеклассического этапов науки. Онтологические понятия связаны с характеристиками материи, пространства, времени, степенью детерминизма, границами Вселенной. Эпистемологические понятия имеют дело со степенью истинности знания, структурой научного познания, способами удостоверения научной истины. Методологические понятия ориентированы на методы различной степени общности. Среди базисных единиц эпистемологического анализа необходимо прежде всего выделить эмпирические факты; научные законы; научные теории; научные темы; научно-исследовательские программы; парадигмы; научные проблемы; всеобщие и необходимые истины; научные коммуникации. Эти структуры можно сформировать в эпистемологической, методологической сферах исследования. В зависимости от прояснения онтологических понятий формируется конкретная реальность. Эпистемологические понятия обеспечивают выбор конкретного эпистемологического подхода, а методологические - способа и метода исследования. Онтологические структуры и системы представляют собой модели реальности, которые формируются в зависимости от концепций и картин мира обусловленных имеющимися понятиями и их взаимодействием. В эпистемологических понятиях сквозной нитью проходит развенчание абсолютной истины и переход к широкому набору репрезентаций описывающих реальную действительность. В методологических понятиях также произошла трансформация от поиска единого универсального метода к многочисленным методам и подходам конкретных наук. Современная научная картина мира находится еще в стадии формирования и набор понятий здесь непрерывно расширяется. В целом показана тесная связь различных понятий, концепций и направлений определяющих поле и сферу философии науки.
60-66 473
Аннотация
Десятки веков назад, наряду со степными кочевыми народами, исчезли и оседлые, более цивилизованные и культурные народы. Причины малоизвестны. Сохранение северо-арктических малочисленных народов Якутии - чукчей, эвенов, эвенков, юкагиров и народа саха, совместно проживавших с ними в течение длительного времени, - феномен-парадокс. Существование их связано с оленеводством, для которого миграция является специфической чертой. Возможно, это спасло от физического исчезновения народов. В данное время дальнейшее существование уже проблематично. Народ саха был изначально оседлым. Он мог быть истребленным или ассимилированным в своей первоначальной прародине. Спасся благодаря бегству от народов, во главе которых стояли воинственные и агрессивные предводители. В новых суровых условиях выжил, выбрав аласный образ жизни. Главными факторами дальнейшего существования народа саха являются рост численности, образование, конкурентоспособность, ответственность.
67-71 123
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы человека в современной системе ценностных координат, где на первый план выдвинуты общечеловеческие ценности. Исследованы актуальные нравственные вопросы в век цифровых технологий.
ISSN 2587-5604 (Online)