Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Синергетический подход в естественнонаучной подготовке учителя в вузе

Аннотация

Реализация синергетического подхода как основы целостного, эволюционно-синергетического мировоззрения студентов соответствует миссии университета в широкой теоретической подготовке выпускников. Открытие, сделанное в синергетике по исследованию универсальных механизмов развития сложных открытых систем разной природы и масштабов, их способности к самоорганизации, получило распространение в разных областях знаний и сферах деятельности, включая систему образования. В статье раскрыта сущность синергетического подхода в обучении студентов, дан анализ разработанности проблемы внедрения синергетического подхода в подготовке будущих учителей, представлен опыт его синергетического подхода на разных уровнях подготовки учителя: когнитивном, дидактическом и методическом. Авторами выделены причины медленного внедрения синергетического подхода в практику преподавания, среди которых дисциплинарная структура высшего образования, недостаточное внедрение категориального аппарата синергетики в базовую профессиональную подготовку студентов, недооценка мировоззренческой значимости синергетики на формирование современной научной картины мира, слабая разработанность методов измерения в области исследования междисциплинарной интеграции знаний. Между тем овладение педагогами синергетических идей и применения синергетического подхода позволит транслировать, передавать новым поколениям учеников понимание методологии системного мировидения в условиях роста знаний для их успешной адаптации в современном сложном, нестабильном и динамичном мире. В статье отражен опыт внедрения синергетического подхода в естественнонаучной подготовке студентов в 3 российских вузах.

Об авторах

П. Д. Васильева
Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
Россия


Т. В. Бураева
Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова
Россия


К. Е. Егорова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


Э. Ф. Матвеева
Астраханский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Аршинов, В. И. Философия образования и синергетика : материалы Московского синергетического форума / В. И. Аршинов. - Москва, 1997.

2. Буданов, В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании / В. Г. Буданов. - Москва : ЛИБРИКОМ, 2015.

3. Васильева, П. Д. Профессионально-методическая подготовка учителя химии в вузе : синергетический подход : [монография] / П. Д. Васильева.- Санкт-Петербург : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 160 с.

4. Краевский, В. В. Актуальные проблемы методологии педагогики в постнеклассический период развития науки : актуальные проблемы методологии педагогического исследования в постнеклассический период развития науки / научный редактор В. В. Краевский. - Москва ; Краснодар : Издательство КубГУ, 2008. - С. 14-22.

5. Новикова, И. Ю. Синергетический подход в образовательном процессе / И. Ю. Новикова // Современная высшая школа : инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. - № 4. С. 61-66. DOI: 10.7442/2071-96202019-11-4-61-66

6. Зайцев, О. С. Химия : учебник для студентов высших учебных заведений / О. С. Зайцев. - Москва : Академия, 2008.

7. Нелинейная динамика (синергетика) в химических, биологических и биотехнологических системах : учебное пособие по курсу «Синергетика - теория самоорганизации систем» для студентов химических и биологических специальностей / Б. М. Кершенгольц, Т. В. Чернобровкина, А. А. Шеин [и др.]. - Якутск, Якутский государственный университет, 2009. - 208 с.

8. Буданов, В. Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики : синергетическая парадигма : многообразие поисков и подходов : сборник статей / В. Г. Буданов ; ответственный редактор В. И. Аршинов [и др.]. - Москва : Прогресс-Традиция, 2000. - С. 285-304.

9. Федорова, М. А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / М. А. Федорова. - Ставрополь, 2004, 170 с.

10. Vasilyeva, P. D.The introduction of synergistic ideas in the preparation of teachers in high school : Materials of the International Conference “Scientific research of the SCO countries : synergy and integration” - Reports in English (July 31, 2019. Beijing, PRC). Minzu University of China, Хайдяни, Пекин, КНР,Р 74-79. 10.34660/INF.2019.13.33991. 在高中教师的准备中引入协同思想.

11. Васильева, П. Д. Синергетика в обучении химии / П. Д. Васильева, И. М. Титова. - Химия в школе, 2003, 38, с 57-64.

12. Зорина, Л. Я Отражение идей самоорганизации в содержании образования / Л. Я. Зорина. - Педагогика. - 1996. - № 4.

13. Сурин, Ю. В.Методика проведения проблемных опытов по химии : развивающий эксперимент / Ю. В. Сурин. - Москва : Школа-Пресс, 1998.

14. Тагунова, И. А. Подходы к разработке современных теорий обучения и воспитания в Западных странах / И. А. Тагунова // Педагогика, 2016. - № 2. - С. 105-112.

15. Назарова, Т. С. Современные проблемы методики химии : естественнонаучное образование : вектор развития : сборник / Под общей редакцией академика В. В.Лунина и проф. Н. Е. Кузьменко. - Москва : Издательство Московского университета. - 2015. С. 27-58.

16. Князева, Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмова. - СанктПетербург, 2002. - С. 286.

17. Степин, В.С. Общеметодологические проблемы постнеклассической науки : проблемы методологии постнеклассической науки : сборник статей / ответственный редактор Е. А. Мамчур. - Москва : Институт философии РАН, 2002. - С. 3-16.

18. Чуприкова, Н. Я. Умственное развитие и обучение : психологические основы развивающего обучения / Н. Я. Чуприкова. - Москва : Столетие, 1995.

19. Солодова, Е. А. Новые модели в системе образования : синергетический подход : учебное пособие / Е. А. Солодова. -Москва : ЛИБРОКОМ, 2016.

20. Методология педагогики : [монография] / Е. А. Александрова, Р. М. Асадуллин, Е. В. Бережнова [и др.] ; под общей редакцией В. Г. Рындак. - Москва : ИНФРА -М, 2018. - 296 с. (Научная мысль). - URL: www.dx. doi.org./ 10.12737 / monography_594a85bac8dd55.84618831.

21. Кузнецова, Н. Е. Умственная деятельность обучаемых по проектированию и реализации функций теоретических конструктов в новой образовательной среде : естественноматематическое образование в современной школе : сборник научных трудов / Под общей редакцией М. А. Шаталова. - Выпуск 3. - Санкт-Петербург, 2009. - С. 17-20.


Рецензия

Для цитирования:


Васильева П.Д., Бураева Т.В., Егорова К.Е., Матвеева Э.Ф. Синергетический подход в естественнонаучной подготовке учителя в вузе. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2021;(4):20-32.

For citation:


Vasilyeva P.D., Buraeva T.V., Egorova K.E., Matveeva E.F. Synergistic approach in training a natural science teacher at university. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2021;(4):20-32. (In Russ.)

Просмотров: 161


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)