Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск
№ 1 (2025)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5-14 126
Аннотация

Цель исследования – рассмотреть организацию среднего медицинского профессионального образования в региональном контексте. Задачами выступили: изучение дефицита медицинских кадров; краткая характеристика учебных заведений СПО медицинского направления Республики Саха (Якутия); представить опыт Якутского медицинского колледжа по открытию отделений в населенных пунктах региона и организации целевой подготовки для обеспечения медицинскими специалистами среднего персонала. Представлены результаты опроса преподавателей медицинских колледжей по применению методов и технологий обучения в профессиональной подготовке (образовательные кейсы, парная работа, проекты, исследовательская деятельность, деловые игры и др.). Охарактеризованы формы партнерства с работодателями (проведение встреч, профессиональных конкурсов, игровых производственных ситуаций, недель специальностей и др.). Методы исследования: изучение научно-педагогической литературы, интернет-ресурсов, опрос педагогов, обобщение опыта. Результаты могут быть интересны специалистам, занимающихся подготовкой кадров для системы здравоохранения. В дальнейшем необходимо рассмотреть особенности организации непрерывного медицинского образования; взаимодействие в рамках модели «школа-колледж-университет-клиника»; формы сотрудничества с дополнительными образовательными организациями и медицинскими колледжами в других регионах страны.

15-24 81
Аннотация

В статье анализируются исследования учёных по проблеме экологического воспитания будущих учителей русского языка и литературы в процессе профессиональной подготовки с учётом современных реалий. Проведено пилотное исследование по изучению значимости эко-воспитания и актуальных экологических проблем Республики Саха (Якутия). В опросе приняли участие студенты педагогического направления филологического факультета в количестве 52 респондентов. Результаты обследования демонстрируют, что 71% обучающихся имеет представление об экологии как науке, изучающей взаимодействие живых организмов между собой и их средой обитания; 59% – уверены, что изменения в климате обусловлены негативными влияниями человека на природу. Кроме этого, установлены наиболее актуальные локальные экологические проблемы, такие как «пожары» (57%), «загрязнение рек, озёр, водоёмов» (37%), «браконьерство» (9%) и пр. Выявлено, что только одна пятая часть студентов готова заниматься экологическим воспитанием подрастающего поколения в будущем, в своей профессиональной деятельности. В связи с этим авторами предложен и описан педагогический опыт изучения художественных текстов региональных авторов, почитающих и уважающих национальные культурные ценности по отношению к окружающей среде, в рамках дисциплин «Модуля воспитательной деятельности». Так, проанализировано стихотворение М. Д. Ефимова «Ода вечной мерзлоте» с точки зрения выявления концепта «холод», который насыщен большим количеством лексем и словосочетаний, в том числе метафорических. Авторы акцентируют внимание на том, что концепт «холод» (в вариациях «мороз», «зима», «вечная мерзлота») является экологическим ресурсом будущих поколений в контексте сохранения культурной и национальной идентичности.

25-36 77
Аннотация

Статья посвящена проблеме преодоления культурного барьера при изучении русского языка японскими студентами. Актуальность работы обусловлена возрастающей значимостью владения иностранными языками в современном мире, в том числе и в Японии. В работе рассматривается влияние социокультурных факторов на процесс обучения, выявляются основные лингвистические и коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются японские учащиеся при изучении русского языка, такие как различия в грамматическом строе, фонетической системе и речевом этикете. Для достижения поставленной цели был проведён анализ научной литературы по педагогике, лингвистике и межкультурной коммуникации, обобщён опыт преподавания русского языка японским студентам и рассмотрены конкретные практические примеры. Автором предлагаются методические рекомендации, основанные на сочетании традиционных и современных подходов к обучению, адаптации учебных материалов и создании мотивирующей образовательной среды, сочетающей традиционные и современные подходы. Особое внимание уделяется формированию атмосферы доверия и взаимоподдержки на занятиях, способствующей более свободному самовыражению студентов. Результаты исследования, основанные на личном опыте автора, могут быть использованы преподавателями русского языка как иностранного, методистами и разработчиками учебных материалов.

37-45 123
Аннотация

В статье рассматриваются проблемы профориентации безработных граждан, причины их трудностей в выборе профессии и способы адаптации к современному рынку труда. Целью статьи является выявление основных проблем безработицы на современном рынке труда и обоснование актуальность внедрения современных методов профориентации как наиболее эффективных инструментов профессиональной переориентации безработных граждан. Авторами дается подробный анализ основных подходов, современных инструментов профориентации безработных, цели и направления деятельности реализуемых национальных проектов по профориентации, центров занятости и работодателей по сокращению безработицы, переориентации и обучению населения. В статье отмечается существование противоречия между подготовкой кадров в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и их востребованностью на реальном секторе рынка труда на основе процентного соотношения безработной молодежи с различным уровнем образования за последние 2 года. Раскрыта специфика профориентации для безработных граждан и проанализрованы современные методы профориентационной работы.

46-55 72
Аннотация

В статье представлены результаты оценки управления развитием территориальных образовательных систем на примере Якутска. На основе ландшафтного подхода к изучению проблем управления образованием раскрываются факторы среды, оказывающие первостепенное влияние на развитие образовательных систем северных городов. Показано, что процессы на локальном уровне определяют ход и результат образовательных политик и реформ на региональном и национальном уровнях. Факторы среды могут играют как ускоряющую роль, так и могут снизить интенсивность и масштаб управленческих решений. Дана характеристика изменений в образовательной сети под влиянием демографических, этнических факторов, ситуации на рынке труда. Раскрываются особенности управления столичной образовательной системой в условиях динамичных изменений – готовность оперативно реагировать и откликаться на проблемы, транспарентность управления, вовлечение различных социальных групп в процессы подготовки и принятия решений, соучаствующее проектирование. В исследовании использованы теоретический анализ литературы по оценке управления развитием образовательных систем, анализ практики муниципальных органов управления образованием Якутии; ретроспективный анализ процессов и результатов управления реализации программы развития Якутска; опросы и глубинные интервью; анализ данных изучения субъективного мнения пользователей социальных сетей; прогнозная оценка потребности в педагогических кадрах. Проведенный краткий анализ влияния неопределенности и гетерогенности среды на развитие территориальных образовательных систем северных регионов позволяет сделать вывод о том, что в условиях многомерности решаемых задач управление должно быть направлено на поддержку желаемых тенденций и понимание естественных тенденций развития образовательной системы. Результаты исследования могут быть использованы в практике управления развитием территориальных образовательных систем, разработке программ развития образования.

56-67 102
Аннотация

В настоящее время основной задачей профессионального образования является обеспечение рынка труда востребованными, конкурентоспособными специалистами. Трудоустройство в жизни для каждого выпускника является важным событием. В данной статье исследуются актуальные проблемы, с которыми сталкиваются недавние выпускники высших учебных заведений в процессе поиска работы. Основными целями и задачами являются изучение особенностей трудоустройства выпускников, анализ проблем и причин при трудоустройстве, выявление роли Центра карьеры в учебном заведении, изучение и обобщение успешных практик. В процессе исследования были использованы методы анализа, сравнения, обработки и обобщения данных. Сегодня одним из приоритетных показателей работы профессионального образовательного учреждения является трудоустройство выпускников. В связи с этим во многих профессиональных образовательных учреждениях открыты Центры карьеры. В статье приводятся анализ деятельности Центра карьеры и оценка его вклада в формирование положительной репутации учебного заведения. В статье также рассматриваются примеры мероприятий, проводимые Центром карьеры, которые способствуют успешному трудоустройству студентов. Также авторы отмечают, что в процессе обучения у студентов формируется и развивается профессиональная направленность личности, положительное отношение к своей будущей профессии. Авторами приводится анализ причин, которые могут стать серьезным препятствием для выпускников при трудоустройстве. Следует отметить, что проводимые разнообразные мероприятия (экскурсии очные и виртуальные, стажировки, консультации, тренинги, встречи с работодателями и опытными специалистами, ярмарки вакансий и т.д.) Центром карьеры способствовали осознанию правильности выбора профессии и успешному трудоустройству выпускников.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

68-75 61
Аннотация

В настоящей работе рассматриваются различия в успешности решения технических и математических задач юношами и девушками. Цель исследования состоит в выявлении факторов, влияющих на результаты, а также в анализе возможных причин различий между полами. В последние годы исследования в области психологии и образования начали акцентировать внимание на различиях в успешности решения технических и математических задач между юношами и девушками. Статистические данные показывают, что юноши чаще демонстрируют высокие результаты в математике и инженерии, несмотря на наличие множества исключений среди девушек, добивающихся значительных успехов в этих областях. Причины таких различий могут быть как биологическими, так и социальными. Актуальность темы обусловлена необходимостью понимания гендерных особенностей в образовании и важностью формирования равных условий для обучения. В ходе исследования были проведены количественные и качественные методы анализа, включая тестирование и опросы среди учащихся различных образовательных учреждений. Результаты показывают, что юноши чаще демонстрируют высокие результаты в решении технических задач, тогда как девушки показывают сопоставимые результаты в математических задачах. Это может быть связано с разными подходами к обучению, мотивацией, а также уровнем уверенности в своих силах. Также исследование выявило необходимость адаптации образовательных программ с учетом гендерных различий для повышения успешности всех учащихся. В заключение, работа подчеркивает важность усовершенствования образовательных методов и инструментов для достижения оптимальных результатов в обучении как юношей, так и девушек в области STEM-дисциплин. Учитывая необходимость подготовки специалистов в области естественных и технических наук, а также полученные в последнее время данные о влиянии социального окружения на успехи в данных областях девочек и мальчиков, тема представляется крайне важной. Работа представляет попытку эмпирического исследования успешности решения математических, технических и пространственных задач девушками и юношами – учащимися старших классов сельских общеобразовательных школ РС (Я).

ХРОНИКА



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)