К вопросу экологического воспитания будущих учителей-словесников в процессе профессиональной подготовки: региональный контент
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-1-15-24
Аннотация
В статье анализируются исследования учёных по проблеме экологического воспитания будущих учителей русского языка и литературы в процессе профессиональной подготовки с учётом современных реалий. Проведено пилотное исследование по изучению значимости эко-воспитания и актуальных экологических проблем Республики Саха (Якутия). В опросе приняли участие студенты педагогического направления филологического факультета в количестве 52 респондентов. Результаты обследования демонстрируют, что 71% обучающихся имеет представление об экологии как науке, изучающей взаимодействие живых организмов между собой и их средой обитания; 59% – уверены, что изменения в климате обусловлены негативными влияниями человека на природу. Кроме этого, установлены наиболее актуальные локальные экологические проблемы, такие как «пожары» (57%), «загрязнение рек, озёр, водоёмов» (37%), «браконьерство» (9%) и пр. Выявлено, что только одна пятая часть студентов готова заниматься экологическим воспитанием подрастающего поколения в будущем, в своей профессиональной деятельности. В связи с этим авторами предложен и описан педагогический опыт изучения художественных текстов региональных авторов, почитающих и уважающих национальные культурные ценности по отношению к окружающей среде, в рамках дисциплин «Модуля воспитательной деятельности». Так, проанализировано стихотворение М. Д. Ефимова «Ода вечной мерзлоте» с точки зрения выявления концепта «холод», который насыщен большим количеством лексем и словосочетаний, в том числе метафорических. Авторы акцентируют внимание на том, что концепт «холод» (в вариациях «мороз», «зима», «вечная мерзлота») является экологическим ресурсом будущих поколений в контексте сохранения культурной и национальной идентичности.
Об авторах
Н. И. НиконоваРоссия
НИКОНОВА Надежда Ильинична – к. пед. н., доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы филолгического факультета
г. Якутск
Researcher ID: AAH-9515-2021, Scopus Author ID: 57191414746
С. Ю. Залуцкая
Россия
ЗАЛУЦКАЯ Светлана Юрьевна – к. пед. н., доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы филолгического факультета
г. Якутск
Researcher ID: AAH-9529-2021, Scopus Author ID: 56020317900
Список литературы
1. Манченко Е.В., Цыплухина Ю.В. Формирование экологической культуры посредством экологического просвещения. Качество и жизнь. 2020;1(21):84-86.
2. Сухомлинский В.А. Я сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа; 1969.
3. Ошуркова О.П. Экологическое воспитание: история и современность. Историко-педагогические чтения. 2003;(7):373-377.
4. Алмазова И.Г., Числова С.Н., Кондакова И.В. Новационные смыслы воспитания: игра как навигатор развития личности. Перспективы науки и образования. 2023;(64):455-472. https://doi.org/10.32744/pse.2023.4.28.
5. Захлебный А.Н. История и перспективы развития системы непрерывного экологического образования (к 50-летию научного совета по экологическому образованию Российской академии образования). Непрерывное образование: XXI век. 2020;(32). Режим доступа: https://lll21.petrsu.ru/journal/article.php?id=6345 (дата обращения: 26 февраля 2025).
6. Ольховская Ю.И. Формирование экологической культуры обучающихся. Конструктивные педагогические заметки. 2022;(18):98-113.
7. В Якутии в 2024 году площадь всех лесных пожаров превысила 3 млн. га. ТАСС. Режим доступа: https://tass.ru/proisshestviya/22097147 (дата обращения 27 февраля 2025).
8. Винокурова У.А. Феномен человека криолитозоны. Полярные чтения на ледоколе «Красин». 2016;(3):60-68.
9. Иванова О.И. Морфология холода в рассказе В.Г. Короленко «Мороз». Наследие В.Г. Короленко. Стратегии гуманизма: Сборник материалов 4 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. Фортунатова А.Н. Нижний Новгород; 2023:47-51.
10. Ощепкова А.И., Слепцова В.Н. Сенсорный образ севера в «Колымских тетрадях» В. Шаламова. Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2022;3(29):102-113. https://doi.org/10.25587/SVFU.2022.80.48.006
11. Желобцова С.Ф., Ощепкова А.И., Румянцева Л.И. [и др.] Становление поэтики эпических форм в отечественной литературе ХХ века. Чебоксары: ИД «Среда»; 2020:128.
12. Тарасова Л. Тайна вечной мерзлоты. Якутск: Издательский дом СВФУ; 2020:24.
13. Мамедов А. К. Экологическое поведение российской молодежи как выражение гражданского патриотизма. Гуманитарий Юга России. 2022;11(5):17-27. https://doi.org/10.18522/2227-8656.2022.5.1
14. Захарова В.А. Экологическое поведение современной молодежи: общероссийские и региональные тенденции. Москва: ООО «Русайнс»; 2022:280.
15. Фирсов В.А. Экологическое воспитание и образование. Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2021;2(55):133-136.
Рецензия
Для цитирования:
Никонова Н.И., Залуцкая С.Ю. К вопросу экологического воспитания будущих учителей-словесников в процессе профессиональной подготовки: региональный контент. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(1):15-24. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-1-15-24
For citation:
Nikonova N.I., Zalutskaya S.Yu. On environmental education of future teachers of literature in the process of professional training: regional content. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(1):15-24. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-1-15-24