Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Статус-кво РКИ: результаты социологического исследования

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-20-31

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению вопроса о статусе учебной дисциплины «Русский язык как иностранный» в образовательной структуре обучения иностранных студентов в российских высших учебных заведениях. Проблема является очень актуальной и требует незамедлительного решения, поскольку данный предмет до сих пор не имеет официального кода учебной дисциплины в вузах России. В работе делается попытка ответить на вопрос, насколько РКИ как особая учебная дисциплина знакома российским и иностранным студентам. Основным методом исследования является проведение социологического опроса российских и иностранных студентов, обучающихся в нескольких вузах Российской Федерации. Кроме того, в анкетах ставится ряд вопросов, ответы на которые позволяет увидеть важные отличия РКИ как вузовской учебной дисциплины от других смежных или родственных дисциплин (например, иностранный язык). Основной целью проведения пилотажного социологического исследования стало выяснение проблемы, насколько РКИ как особый предмет знаком той или иной социальной группе, связанной с вузовской деятельностью, и какое место данный предмет, по мнению опрашиваемых, занимает в образовательной структуре обучения высшего учебного заведения. Объектом исследования становится специальная учебная дисциплина в программе вузовского обучения – русский язык как иностранный, а предметом исследования можно считать восприятие учебной дисциплины учащимися, изучающие РКИ (т. е. студенты-иностранцы), а также российскими студентами, которые сами являются носителями русского языка и изучают иностранный язык. Кроме того, к предмету исследования необходимо отнести место, которое данная дисциплина занимает в структуре обучения в целом, а также специфику преподавания данной учебной дисциплины в высшем учебном заведении.

Об авторах

Н. В. Крашевская
Московский государственный университет геодезии и картографии
Россия

Крашевская Наталия Валентиновна – к. филол. н., доцент кафедры лингвистики

Москва 



Л. Д. Подгорная
Российский новый университет
Россия

Подгорная Любовь Дмитриевна – к. филос. н., доцент кафедры рекламы и связей с общественностью

Москва 



Список литературы

1. Айданян, Р. О соотношении понятий «цель», «стратегия» и «тактика» в теории и практике менеджмента / Р. Айданян, Т. Шипунова // Персонал Микс. – 2001. – № 2. – URL: https://www.cfin.ru/press/pmix/2001-2/27.shtml?printversion (дата обращения: 23.06.2023).

2. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. – Москва : Добросвет, 1999. – С. 92.

3. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс / Ж. Т. Тощенко. – 2-ое изд., доп. и перераб. – Москва : Прометей, Юрайт, 1999. – С. 70-71.

4. Лоусон, Т. Социология. А – Я. Словарь-справочник / Т. Лоусон, Д. Гэррод / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. – Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2000. – С. 394.

5. Гидденс, Э. Социология / Э. Гидденс. – Москва : Эдиториал УРСС, 1999. – С. 623.

6. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас / Пер. с нем. под ред. Д. В. Скляднева. – Санкт-Петербург : Наука, 2000. – ISBN 5-02-026810-0.


Рецензия

Для цитирования:


Крашевская Н.В., Подгорная Л.Д. Статус-кво РКИ: результаты социологического исследования. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(4):20-31. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-20-31

For citation:


Krashevskaya N.V., Podgornaya L.D. Questioning the status quo of Russian as a foreign language: the results of a sociological study. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(4):20-31. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-20-31

Просмотров: 126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)