Профессиональное воспитание обучающихся (на материале организации командного типа)
Аннотация
Проблемы профессионального воспитания во все времена были актуальны для их решения. Вместе с тем, данные проблемы представляются сложными для решения, так как связаны с формированием и развитием личности в меняющихся социокультурных условиях социализации. Следовательно, только четко представляя жизненные установки и стремления, ценностные ориентации современной молодежи, можно организовать работу по их формированию. Цель статьи – определить особенности профессионального воспитания курсантов организации командного типа как своеобразного уклада жизни на основе ценностных ориентаций обучающихся, спроектировать систему мер по формированию компетенций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности специалистов водного транспорта. Исследование проводилось на базе Якутского института водного транспорта (далее ЯИВТ). В ней приняли участие 87 человек в возрасте от 16 до 21 года – студенты очной формы обучения. В ходе исследования использовала методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Анкетирование показало, что у обучающихся приоритетными ценностями являются рациональность, чуткость, честность, воспитанность, независимость. Но необходимые ценности для профессиональной деятельности специалистов водного транспорта – ответственность, образованность, исполнительность, эффективность в делах, твердая воля – являются наименее важными ценностями, несмотря на то, что именно эти ценности значимы для формирования общекультурных компетенций (ОК), отражающих уровень профессионального воспитания. Учитывая указанные «западающие ценности», имеющих большое влияние на уровень профессионального воспитания, разработана Программа воспитания и социализации обучающихся ЯИВТ как одно из средств формирования и отражения уклада жизни в организации командного типа. Предложены формируемые профессиональные способности и их результат.
Список литературы
1. Юсупов, В. З. Профессиональное воспитание студентов вуза: понятие, структура, генезис развития / В. З. Юсупов // Знание. Понимание. Умение. Проблемы педагогики и психологии. 2019. – № 2. – С. 216-231.
2. Шаршов, И. А. Содержание профессионального воспитания студентов в современном вузе / И. А. Шаршов, Л. Н. Макарова, И. Н. Борзых // Гаудеамус. – 2016. – Т. 15. – № 4. – С. 31-36.
3. Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 года № 2945-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
5. Масягин, В. И. Традиции офицерского корпуса ВМФ в военно-профессиональной подготовке / В. И. Масягин // Высшее образование в России. – Москва, 2006. – С. 102-105.
6. Дратутов, В. В. Военная культура в образовательном и воспитательном процессах военно-учебных заведений России: традиции и современность / В. В. Дратутов, А. В. Коротенко // Вестник Поволжской академии государственной службы. – Саратов. – 2014. – С. 59-65.
7. Николаева, А.Д. Уклад жизни вуза как условие профессионального воспитания студентов / А. Д. Николаева, А. И. Голиков // Глобальный научный потенциал. – 2022. – № 1 (130). – С. 92-97.
8. Павлов, Д. И. Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся как отражение уклада жизни образовательной организации командного типа / Д. И. Павлов. – С. 42-48. – https://yiwt.ru/sites/default/files/sekciya_3 (дата обращения: 06.07.22).
9. Павлов, Д. И. Преемственность поколений как составляющая уклада жизни образовательной организации командного типа / Д. И. Павлов // Профессиональное самоопределение: новые реалии, подходы, технологии: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Якутск. – 2020. – С. 147-150.
10. Гусакова, В. О. Дисциплина как традиция уклада жизни воспитанников военно-учебных образовательных заведений // Вестник Оренбургского государственного университета. – Оренбург. – 2014. – С. 86-91.
11. Корнилова, М. Ю. Основы моделирования патриотического воспитания курсантов морского ВУЗа в условиях города-героя / М. Ю. Корнилова // Человек и образование. – Москва. – 2016. – С. 68-75.
12. Третьякова, И. А. Морские обычаи и традиции как составная часть истории флота / И. А. Третьякова // Вестник Московского городского педагогического университета. – Москва. – 2016. – С. 30-37.
13. Максимов, Н. В. Воинские традиции как духовно-нравственный потенциал формирования ценностного отношения к противодействию экстремизму у курсантов / Н. В. Максимов // Управление устойчивым развитием. – Казань. – 2019. – С. 88-94.
14. Николаева, А. Д. Инновационные процессы в образовании: учеб.пособие / А. Д. Николаева. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. – 208 с.
15. Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича и ее модификация в отечественной психологии (Д. А. Леонтьев и др.). – https://studref.com/707465/psihologiya/metodika_izucheniya_tsennostnyh_orientatsiy_rokicha_modifikatsiya_otechestvennoy_psihologii_leontev (дата обращения: 7.07.22).
16. Воспитательная работа. – https://yiwt.ru/ru/node/81Vospitatel’najarabota. (дата обращения: 06.07.22).
Рецензия
Для цитирования:
Николаева А.Д. Профессиональное воспитание обучающихся (на материале организации командного типа). Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2022;(3):13-20.
For citation:
Nikolaeva A.D. Professional education of students: a team-type organization. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2022;(3):13-20. (In Russ.)