Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Моделирование как средство развития понятий при изучении темы «Генеративные органы растений»

Аннотация

В статье рассматривается актуальный вопрос методики обучения школьной биологии. Авторы приводят обоснование необходимости привития биологических понятий посредством применения на занятиях способа моделирования. По мнению авторов, моделирование способствует системному усвоению сложных биологических понятий, которые включены в содержание школьного курса биологии. Подчеркивается роль понятий «цветок» и «плод» в формировании целостной биологической картины. На примере вышеуказанных понятий учащиеся развивают анатомические, морфологические, физиологические, систематические, экологические понятия. В теоретической части статьи представлена этимология понятий «модель» и «моделирование», также указаны преимущества метода моделирования на учебном занятии. Раскрыт содержательный аспект курса шестого класса и выделены основные требования к его усвоению учащимися. Методические особенности применения метода моделирования отражены в примерном описании урока, где приводятся этапы интеллектуально-творческой деятельности учащихся на уроке биологии. Такой вид задания можно дать как внеурочную самостоятельную работу, где учащиеся располагают временем и другими возможностями, так и контролирующее задание на обобщающем этапе усвоения учебного материала. Вариативность применения метода моделирования заключается не только в формах организации учебного процесса, но и в используемых материалах. Так, кроме пластилина, авторы предлагают применение соленого теста и полимерной глины, что дает учителю дополнительную возможность использования готовой продукции в дальнейшем как наглядное средство обучения. Для достижения обратной связи учитель выделяет этап презентации моделей, где помимо строения органов, учащиеся рассказывают их разновидности и функции. Для проверки эффективности предлагаемой методики авторами в течении трех лет проведен педагогический эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента путем анкетирования было выявлено общее состояние проблемы исследования, составлен отбор рассматриваемых понятий, определен начальный уровень знаний обучающихся. На обучающем этапе эксперимента была реализована методика обучения на базе общеобразовательных учреждений. На конечном этапе эксперимента был проведен итоговый срез и обработаны результаты исследования. В статье приводится общий вывод о целесообразности использования метода моделирования на уроке для развития биологических понятий.

Об авторах

И. И. Павлов
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


С. Э. Эконова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Артюхина, А. И. Методика обучения биологии : учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки 050100 педагогическое образование профиль «Биология» / А. И. Артюхина. - Волгоград : Издательсьтво ВолГМУ, 2012. - 355 с.

2. Смирнова, Н. З. Методологические проблемы современного школьного биологического образования: монография / Н. З. Смирнова. - Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2010. - 352 с.

3. Сивоглазов, В. И. Биология : общие закономерности : книга для учителя / В. И. Сивоглазов. - Москва : Школа-Пресс, 1996. - 24 с.

4. Чебышев, Н. В. Биология : пособие для поступающих в вузы / Н. В. Чебышев, М. В. Козарь, С. В. Кузнецов. - Новая волна, 1999. - 37 с.

5. Трайтак, Д. И. Проблемы методики обучения биологии / Д. И. Трайтак. - Москва, 2002

6. Беспалько, В. П. Критерии для оценки знаний учащихся и пути оптимизации процесса обучения / В. П. Беспалько // Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. - Москва : Издательство МГУ, 1967. - С. 3-23.


Рецензия

Для цитирования:


Павлов И.И., Эконова С.Э. Моделирование как средство развития понятий при изучении темы «Генеративные органы растений». Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2021;(4):69-76.

For citation:


Pavlov I.I., Ekonova S.E. Modeling as a means of developing concepts when studying the topic “Generative organs of plants”. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2021;(4):69-76. (In Russ.)

Просмотров: 109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)