Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Лингвистическое сопровождение иностранных обучающихся в Медицинском институте СВФУ

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы лингвистического сопровождения в контексте профессионально ориентированного обучения русскому языку иностранцев-медиков Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Внимание к русскому языку как международному языку общения, инструменту коммуникации и изучения является отражением интереса людей многих стран понять не только его феномен, но и уникальность России, а также её регионов с их неповторимой историей, традициями, обычаями. Сегодня в СВФУ насчитывается более 400 иностранцев, большая часть из них обучается в Медицинском институте. Эти молодые люди, приехавшие не только из стран ближнего, но и дальнего зарубежья, как правило, не владеют русским языком. Данная ситуация привела к необходимости решать вопрос о качественном обучении их русскому языку, начиная с довузовской подготовки на факультете дополнительного образования и профориентации (далее - ФДОП) и завершая работой со студентами, магистрантами и аспирантами. Таким образом, речь идет о создании системы обучения русскому языку иностранцев на основе совместной работы филологов и медиков. Цель нашего исследования состоит в разработке методической системы поэтапного обучения профессионально ориентированной лексике иностранных студентов-медиков с использованием эффективных технологий. Основанием для исследования стали концептуальные положения о важности профессиональной подготовки иностранных студентов-медиков в системе высшего образования Российской Федерации. Данный проект направлен на изучение проблемы формирования профессионально ориентированной лексики иностранных студентов-медиков. Успешному проведению эксперимента способствовали обращение к методическим исследованиям известных русистов, а также целенаправленные поиски эффективных форм, методов, приёмов обучения иностранных студентов-медиков. Эксперимент показал, что поиски эффективных путей, форм, приёмов обучения иностранных студентов-медиков связаны с созданием методической системы поэтапного формирования профессионально ориентированной лексики.

Об авторах

П. Г. Гельфрейх
Университет г. Парма (Италия)
Россия


М. Н. Петрова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Белый, В. В. Языковая подготовка к клинической практике : учебное пособие / В. В. Белый, Т. Ю. Васильева, В. А. Стадник. - Минск : Издательство БГМУ, 2011. - 145 с.

2. Крючкова, Л. С. Русский язык как иностранный : практическая методика обучения русскому языку как иностранному : учебное пособие/ Л.С. Крючкова, Н. В.Мощинская. - Москва : Флинта : Наука, 2017. - 477 с.

3. Малышев, В. Н. Пространство мысли и национальный характер / В. Н. Малышев. - СанктПетербург : Алетейя, 2009. - 408 с.

4. Маталова, С. В., Осипова А. Е. Интегративный подход в преподавании русского языка как иностранного в медицинских вузах России // Методические инновации в практике преподавания русского языка и литературы в условиях поликультурной среды : сборник материалов I Международной научно-практической конференции, приуроченной к 190-летию со дня рождения Л. Н. Толстого. - 2019. - С. 51-54.

5. Роль студенческого научного кружка в интегрированном подходе к формированию личности будущего врача : гуманитарные науки и проблемы современной коммуникации : материалы II Международной научно-практической междисциплинарной интернет-конференции / М. Н. Петрова, К. М. Петухов, Н. Ю. Зедгенидзева, Н. С. Петрова. - Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2015. - С. 20.

6. Петрова, М. Н. Актуальные проблемы профессиональной подготовки иностранных магистрантов в СВФУ / М. Н. Петрова, И. С. Умару. -Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2020. - № 1 (17). - С. 20-25.

7. Куклина, Н. В. Развитие речи на занятиях по русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / Н. В. Куклина // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №1. - С. 341-345.

8. Алтухова, О. Н. Обучение научному стилю речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного в медицинском вузе : актуальные вопросы обучения зарубежных граждан в медицинских вузах : материалы V Российской научно-практической конференции с международным участием. Посвящено 85-летнему юбилею Волгоградского государственного медицинского университета. - Волгоградский государственный медицинский университет. - 2020. - С. 13-16.

9. Лысакова, И. П. Методика обучения русскому языку как иностранному : учебное пособие для вузов / И. П. Лысакова. - Москва : Русский язык : Курсы, 2016. -320 с.

10. Куриленко, В. Б. Русский язык для будущих врачей : I сертификационный уровень владения РКИ в учебной и социально-профессиональной сферах / В. Б. Куриленко, О. М. Щербакова, М. А. Макарова. - Москва : Флинта-Наука, 2020. - 134 с.

11. Говорим о медицине по-русски : II сертификационный уровень владения РКИ в учебной и социально-профессиональной сферах / В. Б. Куриленко, Л. А. Титова, Т. А. Смолдырева, М. А. Макарова. - Москва : Флинта-Наука, 2014. - 390 с.

12. Петрова, М. Н. Методы освоения общекультурных компетенций в профессиональной подготовке студентов негуманитарных специальностей : гуманитарные науки в пространстве современной коммуникации : сборник материалов II Международной научно-практической конференции / М. Н. Петрова // Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова. - Киров, 2020. - С. 149-151.

13. Лукьянова, Л. В. Русский язык для медиков : учебное пособие для иностранных студентов 1 курса / Л. В. Лукьянова. - Москва : Златоуст, 2015. - 121 с.

14. Воробьёва, О. И. Русский язык в профессионально ориентированной среде медицинского вуза / О. И. Воробьева, Е. М. Зотова. - Образовательный вестник Сознание. - 2020. - Т. 22. - № 1. - С. 36-41.

15. Ковынева, И. А. Актуальные вопросы методики преподавания русского языка как иностранного в медицинском вузе : университетская наука : взгляд в будущее : сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции, посвященной 85-летию Курского государственного медицинского университета. В 2-х томах / И. А. Ковынева, Н. Э. Петрова ; под редакцией В. А. Лазаренко. - 2020. - С. 751-754.

16. Рыкова, Е. Б. Некоторые особенности обучения русскому языку иностранных студентов медицинского вуза при реализации компетентностного подхода : современное образование : содержание, технологии, качество / Е. Б. Рыкова, О. В. Туркова. - 2019. - Т. 1. - С. 521-523.

17. Налбандян, С. Р. Актуализация междисциплинарных связей в курсе русского языка в медицинском вузе : методика преподавания иностранных языков и РКИ : традиции и инновации : сборник материалов IV Международной научно-методической онлайн-конференции / С. Р. Налбандян, В. М. Балабанян, Т. К. Асатрян. - 2019. - С. 345-355.

18. Парпиева, М. С. Методика преподавания медицинской терминологии на занятиях русского языка / М. С. Парпиева. - Экономика и социум. - 2020. - № 10 (77). - С. 638-641.

19. Азимов, Э. Г. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании русского языка как иностранного : методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Э. Г. Азимов - Москва : Русский язык : Курсы, 2012. - 352 с.

20. Будаева, Л. Н. Медийные ресурсы преподавания русского языка как иностранного в медицинском университете : медийно-информационная грамотность современного педагога : материалы Всероссийской научно-практической конференции // Оренбургский государственный педагогический университет / Составитель и научный редактор О. М. Скибина. - 2018. - С. 143-149.

21. Дмитриева, Д. Д. Применение игр в процессе профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному в медицинском вузе / Д. Д. Дмитриева. - Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 1 (30). - С. 43-46.

22. Радченко, В. В., Петрова М.Н. Трудности обучения русскому языку иностранных студентов-медиков: проблемы и пути решения : из опыта работы в Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова / В. В. Радченко, М. Н. Петрова. - Филология и культура. - Казанский (Поволжский) федеральный университет, 2020. - № 4 (62). - С. 177-183.

23. Абдулаева, Р. Русский язык в парадигме языкового образования в медицинских вузах / Р. Абдулаева. - Theoretical & Applied Science. - 2020. № 2 (82). - С. 376-381.


Рецензия

Для цитирования:


Гельфрейх П.Г., Петрова М.Н. Лингвистическое сопровождение иностранных обучающихся в Медицинском институте СВФУ. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2021;(4):33-41.

For citation:


Guelfreikh P.G., Petrova M.N. Linguistic support of international students at the Institute of Medicine, NEFU. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2021;(4):33-41. (In Russ.)

Просмотров: 130


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)