Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Междисциплинарные лингвистические проекты для школы и вуза

Аннотация

От уровня владения языком, на котором осуществляется образовательный процесс, во многом зависит успешность школьников и студентов в изучении разных предметов, а высокие требования к языковой культуре преподавателей и учащихся помогают повысить рейтинг школы и вуза. Работа, обеспечивающая такие результаты, должна быть регулярной и системной, но главная трудность - она имеет междисциплинарный характер. В статье представлены некоторые проекты лингвистической направленности, которые реализуются лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании Московского педагогического государственного университета. Автор дает представление о лингводидактическом сопровождении учебных предметов, о проектно-исследовательской работе школьников и студентов, формировании у них лингвистического мировоззрения. В статье рассказано также о реализации таких внеучебных мероприятий, как классные часы, викторины, фестивали, в которых обязательным компонентом становится работа с языком. Среди других представленных в статье проектов - метапредметный курс повышения квалификации для учителей, а также ежегодная всероссийская конференция с международным участием, посвященная роли русского языка в школьном и вузовском обучении разным предметам. Опыт реализации междисциплинарных лингвистических проектов в образовании подтверждает, что формирование ценностного отношения к языку, на котором осуществляется образовательный процесс, - необходимое условие как повышения уровня языковой и общей культуры обучающихся, так и их успешности в будущей профессии.

Об авторе

О. Е. Дроздова
Московский педагогический государственный университет
Россия


Список литературы

1. Шмелев, А. Д. Увалы и овраги в языке школьных учебников истории / А. Д. Шмелев // Отечественные записки. - 2004. - №5 (20). - Текст : электронный. Код доступа: https://strana-oz.ru/2004/5/uvaly-iovragi-v-yazyke-shkolnyh-uchebnikov-istorii Дата обращения: 9.09.2021.

2. Крейдлин, Г. Е. Языковая деятельность и решение задач / Г. Е. Крейдлин, А. Д. Шмелев // Лингвистические развитие школьников. Сб. статей научно-методической лаборатории МИОО «Языкознание для всех». - Москва : МИОО, 2009. - С. 100-109. - Текст : непосредственный.

3. Котляр, М. М. Формирование элементов языковой культуры учащихся в процессе обучения химии: дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Котляр Марина Михайловна. - Санкт-Петербург, 2000. - Текст : непосредственный.

4. Дроздова, О. Е. Методика преподавания русского языка. Метапредметное обучение : учебник и практикум для вузов / О. Е. Дроздова. - Москва : Юрайт, 2020. - Текст : непосредственный.

5. Дроздова, О. Е. Лингвистическая конференция школьников как поле для метапредметного обучения русскому языку / О. Е. Дроздова // Русский язык в школе, 2013, № 9. - С. 3-8. - Текст : непосредственный.

6. Дроздова, О. Е. Лингвистическое развитие школьников как фактор духовно-нравственного формирования личности / О. Е. Дроздова // Русский язык и русская литература в мировом культурном пространстве. Ценности и смыслы : Сборник материалов Международной научно-практической конференции 2-3 октября 2014 года / Под научной редакцией Н. Д. Котовчихиной. - Москва : Экон-Информ, 2015. - С. 233-240. - Текст : непосредственный.

7. Быстрова, Е. А. Фразеологический словарь русского языка: Около 1500 фразеологизмов / Е. А. Быстрова, Н. М. Шанский. - Москва : АСТ, Астрель, Хранитель, Харвест, 2007. - Текст : непосредственный.

8. Шанский, Н. М. Школьный этимологический словарь русского языка : происхождение слов / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. - Москва : Дрофа, 2003. - Текст : непосредственный.

9. Шанский, Н. М. Лингвистические детективы / Н. М. Шанский. - Москва : Дрофа, 2010. - Текст : непосредственный.

10. Фёдоров, А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц / А. И. Фёдоров // 3-е изд., испр. - Москва : Астрель: ACT, 2008. - Текст : непосредственный.

11. Староселец, О. А. Реализация метапредметного обучения русскому языку в школах Алтайского края / О. А. Староселец // Метапредметный подход в образовании: русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам : сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 2020 г., Московский педагогический государственный университет / ред.-сост. О. Е. Дроздова. - Москва : Сам Полиграфист, 2020. - С. 82-90. - Текст : непосредственный.

12. Теремов, А. В. Формирование экологической культуры личности средствами русского языка и литературы / А. В. Теремов, С. К. Пятунина // Метапредметный подход в образовании : русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам : материалы II Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 18 апреля 2019 г. / сост. О. Е. Дроздова, М. И. Шаповалов. - Москва : МПГУ, 2019. - С. 276-281. - Текст : непосредственный.

13. Крейдлин, Г. Е. Русский язык в преподавании математики / Метапредметный подход в образовании : Русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам : сборник статей Межрегиональной научно-практической конференции, г. Москва, 19 апреля 2018 г. / Г. Е. Крейдлин, Г. Б. Шабат // сост. О. Е. Дроздова. - Москва : МПГУ, 2018. - С. 4-12. - Текст : непосредственный.


Рецензия

Для цитирования:


Дроздова О.Е. Междисциплинарные лингвистические проекты для школы и вуза. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2021;(3):21-27.

For citation:


Drozdova O.E. Interdisciplinary linguistic projects for school and university. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2021;(3):21-27. (In Russ.)

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)