Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Философское эссе и его значение для развития современной философской методологии

Аннотация

Рассмотрены особенности работы наиболее ярких создателей эссе Платона, М. Монтеня, Ф. Ницше, Г. Башляра, Р. Барта. Диалоги Платона оказали огромное влияние на общечеловеческую культуру и не в последнюю очередь благодаря своему стилю, где впервые с такой силой сошлись философия и поэзия, элементы научного знания и высокохудожественная драматургия. Монтень присущими ему способами выходит на фундаментальные вопросы мироздания: универсализм, взаимосвязь всех сторон жизни и природы, взаимосвязанность различных путей эволюции и многие другие. Ницше наглядно продемонстрировал роль архитектоники в эссе, что создало гармоничное произведение, его устойчивость, оптимальность, соответствие ритмам мировой гармонии. Барт открывает новый этап в развитии эссе: более строгий, приближенный к научному исследованию. Эссе открывает широкие возможности для распространения некачественной продукции, разного рода подделок. Критериями отличия эссе от симулякров является гармония текста, устойчивая и оптимальная архитектоника, способность к взаимодействию со строгими научными методами (семиотикой, герменевтикой, феноменологией). Истинность эссе может также проверяться с точки зрения системы координат мира на основе предельных динамических равновесий детерминистического хаоса. Эссе необходимо для развития современной философской мысли. Его значение по сравнению с предшествующими эпохами резко возросло, поскольку предмет современной философии стал гораздо шире, затрагивая вопросы на стыке с наукой, религией, многочисленными сферами междисциплинарного знания. Многие из этих проблем не вписываются в научную или философскую методологию и предполагают совершенно новые подходы к их исследованию. Их можно отнести к визионерству, пара-науке, то есть эти исследования идут в правильном направлении, но не обрели еще устоявшейся терминологии, теоретической или методологической базы. Эссе может обеспечить наиболее полное взаимодействие научного и вне-научного знания, способствовать созданию одного из вариантов современного универсализма.

Об авторах

Н. Н. Кожевников
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


В. С. Данилова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Юлина Н. С. Философская мысль в США. ХХ век. - М.: Канон+, 2010. - 600 с.

2. Кругликов В. А. Эссеизм / Новая философская энциклопедия в 4 тт. Т. 4. - М.: Мысль, 2001. - С. 455-456.

3. Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона / Платон. Собр. соч. в 4 тт. Т 1. - М.: Мысль, 1990. - С. 3-63.

4. Монтень М. Опыты. В 3 т. Т. 1. - М.: TERRA, 1996. - 720 с.

5. Ницше Ф. Собрание сочинений. В 2 т. Т. 2. / Пер. с нем. - М.: Изд. «Сирин», 1991. - 416 с.

6. Башляр Г. Грезы о воздухе. Опыт воображаемого движения / Пер. с. фр. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999. - 344 с.

7. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Пер. с. фр. - М.: Прогресс, Универс, 1994. - 616 с.


Рецензия

Для цитирования:


Кожевников Н.Н., Данилова В.С. Философское эссе и его значение для развития современной философской методологии. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2020;(2):44-49.

For citation:


Kozhevnikov N.N., Danilova V.S. Philosophical essay and its significance for the development of modern philosophical methodology. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2020;(2):44-49. (In Russ.)

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)