Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Взаимосвязь локуса контроля на способности к самоуправлению

Аннотация

В статье представлено теоретическое и эмпирическое исследование взаимосвязи локуса контроля и способности к самоуправлению. Целью исследования являлось изучение характера проявления способности к самоуправлению в зависимости от интернальности и экстернальности личности. Теоретический анализ публикаций по теме исследования показал неоднозначность оценки интернального и экстернального локуса контроля в жизнедеятельности человека: интернальный локус контроля всегда связывается с проявлением уверенности в себе и принятием ответственности на себя, экстернальный локус контроля связан с отказом от принятия ответственности. При этом умеренная экстернальность позволяет человеку снять с себя лишнее чувство вины и вести себя более уверенно. Эмпирическое исследование проводилось на выборке из 60 испытуемых от 18 до 22 лет. Методами исследования послужили следующие методики: тест «Способность к самоуправлению» Н.М. Пейсахова; «Тест самодетерминации» Е.Н. Осина»; тест «Локус контроля» Дж. Роттера. Также были использованы методы количественной обработки данных (корреляционный и регрессионный анализ). Расчет коэффициента корреляции Пирсона показал, что показатели локуса контроля (интернальность и экстернальность) имеют значимую корреляционную связь с показателями способности к самоуправлению и автономией личности. При чем с помощью изучения графиков регрессий выявлен характер данных взаимосвязей: чем выше показатель интернальности, тем выше показатели автономии и способности к самоуправлению. И, наоборот, чем выше показатель экстернальности, тем ниже показатели автономии и способности к самоуправлению. Показатель самовыражения не имеет корреляционной связи с локусом контроля.

Об авторе

Е. С. Плотникова
Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема
Россия


Список литературы

1. Бурденюк Г.М. Управление самостоятельной учебной деятельностью при обучении иностранным языкам взрослых: дис. д-ра пед. наук. - Кишинев, 1992. - 559 с.

2. Пейсахов М.Н. Закономерности динамики психических явлений / М.Н. Пейсахов. - Казань: Изд-во КГУ, 1984. - 235 с.

3. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1998. - 317 с.

4. Зобина Т.В., Колобанов А.С. Психологическая структура способности к самоуправлению деятельностью с позиций метакогнитивного подхода // Успехи современной науки и образования. - 2016. - Т. 4. - №10. - С. 185-188.

5. Семечкин Н.И. Психология социальных групп: учебное пособие / М.: Директ-Медиа, 2014. - 459 с.

6. Муздыбаев К. Психология ответственности / под ред. Е. Семенова. - Л.: Наука, 1983. - 240 с.

7. Симатова О.Б. Особенности локуса контроля студентов с различным порядком рождения в семье // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2019. - №1(45). - С. 143-152.

8. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. - Изд-во Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. - 280 с.

9. Лукина В. С., Бурлакова А. Р. Взаимосвязь профессионального выгорания и локуса контроля // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. - 2018. - №4 (12). - С. 91-95


Рецензия

Для цитирования:


Плотникова Е.С. Взаимосвязь локуса контроля на способности к самоуправлению. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2020;(1):42-46.

For citation:


Plotnikova E.S. The relationship of the locus of control and self-government. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2020;(1):42-46. (In Russ.)

Просмотров: 257


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)