Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Прогрессивные идеи народной педагогики в социальном воспитании сельских школьников

Аннотация

Проблемы социализации человека в контексте приобщения его к общечеловеческим ценностям, закрепленным в культурно-историческом опыте поколений остаются актуальными во все времена. Каждый исторический этап вносит свои коррективы в понимание отдельных звеньев педагогической системы, а современные реалии требуют пересмотра и корректировки концепции воспитания подрастающего поколения на всех уровнях, чем отчасти и объясняется реформирование системы образования. Изменение базовых социальных ориентиров приводит к пересмотру и переоценке задач, направлений и форм организации воспитательной работы в общеобразовательных организациях на всех уровнях системы образования в целом. В поисках эффективных способов педагогического воздействия на воспитанников многие педагоги обращаются к прогрессивным идеям народной педагогики. В статье дано описание программы по внеурочной деятельности «Ѳбүгэ үгэhэ», основной идеей которой является использование разнообразных технологий в работе социального педагога, опирающихся на опыт и традиции народной педагогики в работе с воспитанниками интерната при школе, поскольку сочетание народных традиций с инновациями повышает эффективность воспитательной системы в национальных регионах. Программа реализуется с 2013 г. на базе Ойской средней школы Хангаласского района РС (Я) и ориентирована на учащихся старших классов, проживающих в интернате при школе. Также представлены результаты теста-опросника «Определение уровня самооценки» (С.В. Ковалев).

Об авторе

Н. М. Ноговицына
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия


Список литературы

1. Мудрик А.В. Социализация человека: учебное пособие / А.В. Мудрик. - 3-е, перераб. и расшир. - М.- Воронеж: РАО-МПСИ, 2011. - 624 с.

2. Василькова Ю.В. Социальная педагогика [Текст]: Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Социальная педагогика» / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - 6-е изд., стереотип. - М.: AcademiA, 2007. - 440 с.

3. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р.В. Овчарова. - Эл. ресурс. - [http://window.edu.ru/]

4. Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика [текст]: пособие для педагогов / М.П. Гурьянова. - Минск: Амалфея, 2000. - 448 с.

5. Волков Г.Н. Педагогика любви: Избр. этнопед. соч.: [В 2 т.] / Сост. М.Н. Егоров. - М.: МагистрПресс, 2002. - Т. 1. - 456 с.

6. Данилов Д.А. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационно-педагогического обеспечения: учебное пособие / Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова. - Новосибирск, 1999. - 136 с.

7. Ноговицына М.Г. Этнопедагогический феномен «Кут-сюр» в трудах И.С. Портнягина как вклад в мировую педагогику: статья / М.Г. Ноговицына. - эл. ресурс. - [https://scienceforum.ru/]. - (дата обращения 01.12.19).

8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.

9. Дубровина И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома: монография / И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. - Эл. ресурс. - [http://lib.mgppu.ru]. - (дата обращения 28.11.2019).

10. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера: в помощь учителю школ Крайнего Севера / У.А. Винокурова. - ин-т проблем малочисл. Народов Севера СО РАН. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 1997. - 101 с.

11. Ковалев С.В. Тест-опросник «Определение уровня самооценки»: тест / С.В. Ковалев. - Эл. ресурс. - [https://testometrika.com/]. - (дата обращения 04.12.2019).

12. Лис Я.О. Исследование уровня тревожности у подростков [текст]: статья / Я.О. Лис, Н.М. Ноговицына // Проблемы современного педагогического образования. - № 64-3. - Ялта: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет В.И. Вернандского», 2019. - С. 338-341

13. Бухаленкова Д.А. Особенности самооценки у подростков с разным пониманием успеха [текст]: статья / Д.А. Бухаленкова, О.А. Карабанова // Национальный психологический журнал. - № 3(31). - 2018. - С. 148-156

14. Кашкуш А. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте [текст]: статья / А. Кашкуш // Мир науки, культуры, образования. - № 2(69). - 2018. - С. 70-72


Рецензия

Для цитирования:


Ноговицына Н.М. Прогрессивные идеи народной педагогики в социальном воспитании сельских школьников. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2019;(4):66-74.

For citation:


Nogovitsyna N.M. Progressive ideas of folk pedagogy in social education of rural schoolchildren. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2019;(4):66-74. (In Russ.)

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)