Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Особенности профессиональной ориентации детей в условиях малокомплектной школы

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-43-53

Аннотация

В условиях сельской образовательной системы определение будущей профессии представляется сложной задачей. Как родители, так и ученики испытывают дефицит знаний о специфике востребованных профессий на современном рынке труда, а также о расположении тех или иных учебных заведений. Актуальность темы заключается в необходимости разработки эффективных методов профессиональной ориентации детей в условиях малокомплектных школ, где ресурсы ограничены, и особенности социальной среды требуют адаптированных подходов к формированию профессиональных интересов и навыков. Сельская малокомплектная школа отличается от городской не только количеством учеников, но и спецификой образовательного процесса. Здесь учителя часто вынуждены выполнять несколько функций одновременно: быть не только преподавателями, но и педагогами-психологами, социальными работниками и даже карьерными консультантами. При этом возможности для проведения систематической работы по профориентации часто ограничены. В таких условиях особенно важно организовать систему профессиональной ориентации, которая бы помогла детям раскрыть свой потенциал и найти свое место в жизни. Профессиональная ориентация детей является одной из важнейших задач современного образования. Однако в условиях сельской малокомплектной школы эта задача становится особенно сложной. В данной статье авторы рассматривают особенности профессиональной ориентации детей на базе МБОУ «Чериктейская средняя общеобразовательная школа им. В. Ф. Афанасьева-Алданского» с. Чериктей Усть-Алданского улуса (района) Республика Саха (Якутия), а также предлагают оптимальные пути для ее успешного решения. В условиях ограниченных ресурсов и небольшого числа учащихся образовательные учреждения сталкиваются с проблемами в формировании профессиональных интересов и навыков у детей. В ходе опытно-экспериментального исследования применялись диагностические методики в модификации Г. В. Резапкиной: опросник «Тип мышления» и методика «Профиль» (модификация «Карты интересов» А. Голомштока). Исследование проводилось на выборке из 12 учеников 8-9 классов и 10 родителей без учета гендерных особенностей. Данные методики позволили определить доминирующие типы мышления школьников и выявить их профессиональные интересы в различных сферах деятельности. Диагностика выявила преобладание у школьников креативного мышления при наименьшей выраженности абстрактно-символического. Предметно-действенный, словесно-логический и наглядно-образный типы мышления развиты умеренно. Анализ профессиональных интересов показал доминирование спортивно-военной направленности, литературы и искусства, предпринимательства и домоводства при минимальном интересе к естественнонаучным и техническим дисциплинам. Анкетирование родителей выявило их недостаточную осведомленность о профориентационных программах школы, средний уровень удовлетворенности (50%) данной работой, потребность в привлечении квалифицированных специалистов из различных областей и необходимость внедрения современных информационных технологий в профориентационную деятельность. В заключении предлагаются рекомендации по оптимизации профориентационных мероприятий, направленные на повышение эффективности работы с детьми и их подготовку к будущей профессиональной жизни.

Об авторах

Е. В. Николаев
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

НИКОЛАЕВ Егор Васильевич – к. пед. н., доцент кафедры психологии и социальных наук института психологии

AuthorID: 396010

г. Якутск



А. А. Горохова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
Россия

ГОРОХОВА Алефтина Андреевна – магистрант группы ИП-М-ОД-23 отделения института психологии

г. Якутск



Список литературы

1. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика: учебное пособие для высшей школы. Москва: Академический проект; 2020: 189.

2. Степанов В. Г. Профориентация. Москва: Академический проект; 2022: 448.

3. Столяренко Л. Д. Детская психодиагностика и профориентация. Учебное пособие. Москва: РГ-Пресс; 2021: 868.

4. Трошин О. В. Основы социальной реабилитации и профориентации. Учебное пособие: моногр. Москва: Сфера; 2021: 384.

5. Трошин О. В. Основы социальной реабилитации и профориентации. Москва: Сфера, 2022: 243.

6. Климов Е. А. Психология труда: учебник для вузов. Москва: Издательство «Юрайт»; 2025: 308.

7. Пряжников Н. С. Профориентология: учебник и практикум для академического бакалавриата. Москва: Издательство «Юрайт»; 2024: 405.

8. Пряжников Н. С. Профориентация в системе управления человеческими ресурсами. Москва: Академия; 2021: 291.

9. Пряжникова Е. Ю. Психология труда: теория и практика: учебник для вузов. Москва: Изда­тельство Юрайт; 2024: 520.

10. Ефимова Е. М. Проблема организации профориентации в сельской школе. Специфика педаго­гического образования в регионах России. 2023; 1 (16): 47-50. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=54951774 (дата обращения: 15.04.2025)

11. Дмитриева С. Н., Евдокарова Т. В. Анализ профориентационной работы в малокомплектной сельской школе. Проблемы современного педагогического образования. 2020; 4 (69): 78-82. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-proforientatsionnoy-raboty-v-malokomplektnoy-selskoy-shkole/viewer (дата обращения: 20.04.2025)

12. Тимофеев А. Н., Тюленева О. Н. Особенности развития сельской малокомплектной школы: проблемы и перспективы. Научный результат. Педагогика и психология образования. 2022; 8 (1): 15-23. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-selskoy-malokomplektnoy-shkoly-problemy-i-perspektivy/viewer (дата обращения: 16.04.2025)

13. Бурмистрова Е. В., Зарипова Т. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессио­нального самоопределения старшеклассников в условиях сельской школы. Вестник Университета Российской академии образования. 2022; 4: 114-133. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov-v-usloviyah-selskoy-shkoly/viewer (дата обращения: 25.04.2025)

14. Виноградова Е. В., Семейкина Е. В. Организация профориентационной работы при выполне­нии проектов по предметам в детско-взрослых сообществах. Дети Ярославии. 2023; 2: 9-11. Режим доступа: https://ananino-school.edu.yar.ru/innovatsionnaya_deyatelnost/federalniy_uroven/fip_detsko-vzroslie_soobshc_94.html?with_template=blind (дата обращения: 15.04.2025)

15. Резапкина Г. В. Технология. Професииональное самоопределение. Личность. Профессия. Ка­рьера. 8-9 классы. Учебник. Москва: Просвещение / Дрофа; 2020: 200.


Рецензия

Для цитирования:


Николаев Е.В., Горохова А.А. Особенности профессиональной ориентации детей в условиях малокомплектной школы. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(3):43-53. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-43-53

For citation:


Nikolaev E.V., Gorokhova A.A. Features of professional orientation of children in rural small school. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(3):43-53. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-3-43-53

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)