Методология исследования произведений искусства и литературы
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-65-76
Аннотация
Целью работы является выявление фундаментальных принципов и подходов методологии исследования искусства и литературы и демонстрация возможностей рациональных методов (с элементами иррациональности) для этих целей. Наиболее важными группами этой методологии являются философские методы: феноменология, герменевтика, идеографический, номотетический методы, методы метафизики, диалектики, семиотики; универсальные методы естественнонаучного происхождения: теории коммуникаций, систем, синергетики, информатики; методы социально-гуманитарных наук на основе: историзма, механицизма, натурализма, органицизма, психологизма, антропологизма, структурализма, сциентизма, эволюционизма, формализма, функционализма, позитивизма; методы литературоведения и культурологии; методы социологии и социальной философии. Эти методы применены к основным этапам развития искусства и к наиболее важным направления и стилям искусства в различных сочетаниях и в зависимости от интервалов их применимости. В качестве основных подходов исследуемой методологии используется синтез большинства существующих методов в пределах всех сфер литературы и искусства, либо в пределах его вида, жанра или стиля; выявляются ряды методологических подходов, обеспечивающие взаимодействие одного метода с другим, выявление систем и подсистем этих методов для конкретных условий исследования. Взаимодействие методологии используемой творцом произведений и методов восприятия его работ (то есть взаимодействие онтологических и эпистемологических подходов к творению и исследованию). Утверждается, что рационализированная методология исследования произведений искусства и литературы имеет значительные перспективы. Используя различные виды синтеза в различных жанрах и между ними можно получить единую целостную картину восприятия произведений. Опора на пределы восприятия, связанная, как правило, с великими тайнами выдающихся произведений искусства и литературы, аналогична пределам, на которые опирается методология науки или религиозные откровения и позволяет связать рациональное с иррациональным в этом процессе познания. Еще одно перспективное направление связано с совершенствованием известных методов исследования произведений искусства и литературы: семиотики, герменевтики, социологии, культурологии, теории коммуникаций в зависимости от характерных черт конкретного произведения. Эволюция этих методов также стремится к единству, целостности и взаимной дополнительности всего процесса познания произведений искусства и литературы.
Об авторе
В. С. ДаниловаРоссия
ДАНИЛОВА Вера Софроновна – д. филос. н., профессор кафедры философии
SPIN: 9303-7094
г. Якутск
Список литературы
1. Мартынова Д. В. Формирование и развитие философско-теоретических аспектов русской культуры. Научное обозрение. Искусствоведение и Культурология. 2021; (1): 23-26.
2. Алехина Н. В. Габитарный вид как транслятор изменений культуры в эпоху глобальных перемен. Научное обозрение. Искусствоведение и Культурология. 2020; (1): 8.
3. Кортунова Н. Д. Знаки, символы и аллегории в живописи. Москва : АСТ, 2025: 224.
4. Данилова В. С. Философия музыки в контексте математики. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2024;(3):86-95.
5. Кожевников Н. Н., Данилова В. С. О методологии эстетики. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2024;(4):182-189.
6. Фриче Г. Социология искусства. Москва : Едиториал УРСС. 2003: 208.
7. Волкова П. Полная история искусств: курс лекций. Москва : АСТ, 2022: 512. с.
8. Сарабьянов Д. Модерн. История стиля. Москва: АСТ, 2025: 240.
9. Мифы в искусстве (по Рене Менару). Москва: Современник, 1996: 271.
10. Стасов В. В. Избранные статьи о русской живописи. Москва, 1984: 154.
11. Стравинский И.Ф. Музыкальная поэтика. Пер. с англ. Москва: АСТ, 2021: 160.
12. История зарубежного искусства. Москва: Изобразительное искусство, 1980: 472.
13. Малая история искусств. Искусство Древнего Востока. Москва: Искусство, 1976: 376.
14. Малая история искусств. Античное искусство. Москва: Искусство, 1972: 357.
15. Вельфлин Г. Классическое искусство. Санкт-Петербург: Алетейя, 1999: X+319.
16. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Санкт-Петербург: Мифрил, 1994: XVIII: 398.
17. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. Москва: Искусство, 1973: 280.
Рецензия
Для цитирования:
Данилова В.С. Методология исследования произведений искусства и литературы. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(2):65-76. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-65-76
For citation:
Danilova V.S. Methodology of the study of works of art and literature. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(2):65-76. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-2-65-76