Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Меняющиеся образовательные системы: влияние факторов среды на управление развитием

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-1-46-55

Аннотация

В статье представлены результаты оценки управления развитием территориальных образовательных систем на примере Якутска. На основе ландшафтного подхода к изучению проблем управления образованием раскрываются факторы среды, оказывающие первостепенное влияние на развитие образовательных систем северных городов. Показано, что процессы на локальном уровне определяют ход и результат образовательных политик и реформ на региональном и национальном уровнях. Факторы среды могут играют как ускоряющую роль, так и могут снизить интенсивность и масштаб управленческих решений. Дана характеристика изменений в образовательной сети под влиянием демографических, этнических факторов, ситуации на рынке труда. Раскрываются особенности управления столичной образовательной системой в условиях динамичных изменений – готовность оперативно реагировать и откликаться на проблемы, транспарентность управления, вовлечение различных социальных групп в процессы подготовки и принятия решений, соучаствующее проектирование. В исследовании использованы теоретический анализ литературы по оценке управления развитием образовательных систем, анализ практики муниципальных органов управления образованием Якутии; ретроспективный анализ процессов и результатов управления реализации программы развития Якутска; опросы и глубинные интервью; анализ данных изучения субъективного мнения пользователей социальных сетей; прогнозная оценка потребности в педагогических кадрах. Проведенный краткий анализ влияния неопределенности и гетерогенности среды на развитие территориальных образовательных систем северных регионов позволяет сделать вывод о том, что в условиях многомерности решаемых задач управление должно быть направлено на поддержку желаемых тенденций и понимание естественных тенденций развития образовательной системы. Результаты исследования могут быть использованы в практике управления развитием территориальных образовательных систем, разработке программ развития образования.

Об авторе

В. М. Саввинов
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

САВВИНОВ Василий Михайловичпроректор по стратегическому развитию, к. пед. н.

г. Якутск

ResearcherID: AAS-3307-2021, Scopus: 57192165130



Список литературы

1. Amin A. Epilogue: The Machinery of Urban Resilience. Social Sciences. 2014; (3): 308-313.

2. Коломак Е. А. Пространственные экстерналии как ресурс экономического роста. Регион: экономика и социология. 2010; 4:86.

3. Саввинов В. М. Современные образовательные ландшафты Якутии. Письма в Эмиссия.Оффлайн. 2022; 6: 3077.

4. Об утверждении Мастер-плана городского округа «город Якутск». Распоряжение Окружной администрации городского округа «город Якутск» от 9 июня 2023 г. № 1001 р. Режим доступа: https://yakutskcity.ru/administration/dokumenty/144614/. (дата обращения: 11.03.2025)

5. Отчет Главы городского округа «Город Якутск» и окружной администрации города Якутска за 2024 год. Якутск: Окружная администрация города Якутска; 2025: 52.

6. Краткий отчет об итогах деятельности Управления образования Окружной администрации города Якутска в 2024 году. Режим доступа: https://yaguo.ru/files/otchet_za_2024_god.pdf (дата обращения: 11.03.2025)

7. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни. Москва: Strelka Press: 2026: 108.

8. Статистические данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по РС (Я). 10.01.2025 Режим доступа: https://sakha.gks.ru/ (дата обращения: 10.01.2015)

9. Романова Е. В., Калаврий Т. Ю., Григорьева М. В., Федорова Е. С. Анализ мнения населения о качестве регионального образования на основе данных цифровых следов в социальных сетях (на примере Республики Саха (Якутия)). Международный научно-исследовательский журнал. 2023;12(138). DOI 10.23670/IRJ.2023.138.215.

10. Маклашова Е.Г., Васильева О.В., Томаска А.Г. и др. Республика Саха (Якутия) и большие вызовы: социальное самочувствие, стратегии адаптации населения. Новосибирск: Наука; 2024: С. 191

11. Комплексная оценка потенциала развития территории ГО «Город Якутск». Аналитическое исследование. Якутск: ООО «Агентство стратегического развития «ЦЕНТР»;2022:390.

12. Отчет об итогах деятельности Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в 2024 году и задачах на 2025 год. Режим доступа: https://minobrnauki.sakha.gov.ru/Obispolnitelynom-OGV-RS--/Otcheti-v-Pravitelystvo-RS--/publichnye-doklady-mo-rsja (дата обращения: 12.03.2025).

13. Годовой отчет Управления образования ОА г. Якутска за 2020 год. Режим доступа: https://yaguo.ru/files/otchet_upravleniya_obrazovaniya_za_2020_god_-_kopiya_2.pdf. (дата обращения: 17.03.2025).

14. Об итогах деятельности системы образования городского округа «город Якутск» в 2022 году. Доклад Петровой М.П., начальника Управления образования Окружной администрации города Якутска. Режим доступа: https://yaguo.ru/node/12811 (дата обращения: 21.03.2025).

15. Санофф Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов. Вологда: Проектная группа 8;2015:171.

16. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. Москва: МГВП КОКС;1995:376.

17. Головнёв А.В. Северность России. Санкт-Петербург: МАЭ РАН;2002:450.


Рецензия

Для цитирования:


Саввинов В.М. Меняющиеся образовательные системы: влияние факторов среды на управление развитием. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2025;(1):46-55. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-1-46-55

For citation:


Savvinov V.M. Changing Education Systems: The Impact of Environmental Factors on Development Management. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2025;(1):46-55. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2025-1-46-55

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)