Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Репрезентация комфортности среды вуза в содержании семантических универсалий студентов (на примере ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»)

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-173-181

Аннотация

В статье сравнивается содержание репрезентаций комфортности образовательной среды Университета. Образовательная среда рассматривается как психологическое пространство, имеющее трехкомпонентную структуру. Вводится тезис о зависимости структуры и содержание психологического пространства, зависящие от субъекта. Образовательная среда понимается как инструмент развития обучающегося и его причина. Одним из существенных параметров образовательного пространства является комфортность. Психологический комфорт образовательного пространства обозначает, что для всех участников образовательного процесса имеется возможность жизнедеятельности в наиболее благоприятном для них ритме, соответствующем индивидуальным особенностям и потребностям. Сравнение проводится в группах студентов, обучающихся на разных курсах: первокурсниках, начинающих обучение, и студентах выпускных курсов (4-го или 5-го, в зависимости от образовательной программы и сроков ее освоения). Представлены результаты эмпирического исследования, проведенного с целью сравнения репрезентаций психологической комфортности пространства Университета студентами ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет», обучающимися на разных курсах. Предполагается, что различия в содержании репрезентаций, отражающие структурирование психологического пространства, обусловлены различной значимостью элементов среды для разных групп студентов, спецификой их деятельности и субъективного опыта. Исследование проводится с помощью частного семантического дифференциала. Сравнивается содержание полученных универсалий. Выявлено сходство в оценке образовательного пространства, показывающее общую положительную оценку Университета студентами как комфортного пространства. Зафиксированы общие для групповых субъектов характеристики пространства, связанные с реализацией основной образовательной функции Университета. А также установлены различия в содержании репрезентаций студентов разных курсов, фиксирующие разный смысл образовательной деятельности для этих групп испытуемых. Обозначены перспективы исследования. 

Об авторах

Е. В. Чарина
Северо-Восточный государственный университет
Россия

ЧАРИНА Елена Вячеславовна – к. психол. н., доцент кафедры социальных и гуманитарных наук

г. Магадан



Д. С. Пермякова
Северо-Восточный государственный университет
Россия

ПЕРМЯКОВА Диана Сергеевна – студент 3 курса отделения психологии

г. Магадан



Список литературы

1. Нартова-Бочавер, С. К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологическая наука и образование, 2002. – № 1. – С. 35-41.

2. Журавлев, А. Л. Психологическое и социально-психологическое пространство личности: теоретические основания исследования/ А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Знание. Понимание. Умение, 2012. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-i-sotsialno-psihologicheskoeprostranstvo-lichnosti-teoreticheskie-osnovaniya-issledovaniya, свободный (дата обращения: 14.12.2024). – Текст: электронный.

3. Панюкова, Ю.Г. Особенности психологической репрезентации студентами образовательной среды вуз/ Ю.Г.Панюкова, Е.Н. Панина, В.А.Алябьева / // Общество: социология, психология, педагогика, 2018. –№ 12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskoy-reprezentatsiistudentami-obrazovatelnoy-sredy-vuza, свободный (дата обращения: 18.11.2024). – Текст: электронный.

4. Панюкова, Ю. Г. Проблемы взаимосвязи пространственно-предметной среды и человека в психологических исследованиях / Ю. Г. Панюкова // Ползуновский вестник, 2005. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimosvyazi-prostranstvenno-predmetnoy-sredy-i-chelovekav-psihologicheskih-issledovaniyah, свободный (дата обращения: 18.11.2024). – Текст: электронный.

5. Капцевич, О. А. Семантические аспекты восприятия объектов городской среды по данным ассоциативного эксперимента / О. А. Капцевич // Известия РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. – № 204. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semanticheskie-aspekty-vospriyatiya-obektov-gorodskoy-sredy-podannym-assotsiativnogo-eksperimenta, свободный (дата обращения: 18.11.2024). – Текст: электронный.

6. Соловьева, Е. А. Исследование роли предметно-пространственного компонента в формировании образовательной среды вуза / Е. А. Соловьева // Известия РГПУ им. А. И. Герцен, 2005. – № 12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-roli-predmetno-prostranstvennogo-komponenta-vformirovanii-obrazovatelnoy-sredy-vuza, свободный (дата обращения: 18.11.2024). – Текст: электронный.

7. Шемелина, О. С. Аспекты психологического восприятия современной городской среды / О. С. Шемелина, О. Е. Ванина // Ценности и смыслы, 2009. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aspekty-psihologicheskogo-vospriyatiya-sovremennoy-gorodskoy-sredy, свободный (дата обращения: 08.11.2024). – Текст: электронный.

8. Панюкова, Ю. Г. Восстановительный потенциал пространственной среды повседневной жизни: представления студентов / Ю. Г. Панюкова, Е. С. Александрова, Е. Н. Панина, А. И. Панюков, Л. А. Маковец // Общество: социология, психология, педагогика, 2022. – № 11 (103). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vosstanovitelnyy-potentsial-prostranstvennoy-sredy-povsednevnoy-zhiznipredstavleniya-studentov, свободный (дата обращения: 18.11.2024). – Текст: электронный.

9. Панюкова, Ю. Г. Репрезентация студентами образовательного пространства вуза: средовые факторы, индивидуально-психологические особенности / Ю. Г. Панюкова, Л. А. Маковец, В. А. Алябьева // Общество: социология, психология, педагогика, 2019. – № 10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsiya-studentami-obrazovatelnogo-prostranstva-vuza-sredovye-faktory-individualnopsihologicheskie-osobennosti, свободный (дата обращения: 18.11.2024). – Текст: электронный.

10. Кролевецкая, Е. Н. Оценка влияния структурных компонентов образовательной среды вуза на становление будущего педагога / Е. Н. Кролевецкая, Д. И. Михайлова, Н. Л. Шеховская // Педагогика. Вопросы теории и практики, 2022. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-vliyaniyastrukturnyh-komponentov-obrazovatelnoy-sredy-vuza-na-stanovlenie-buduschego-pedagoga, свободный (дата обращения: 14.12.2024). – Текст: электронный.

11. Виноградова, И. А. Исследование предметно-пространственной среды школы методом семантического дифференциала / И. А. Виноградова, Е. В. Иванова, О. В.Нестерова // Образование и наука, 2018. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-predmetno-prostranstvennoysredy-shkoly-metodom-semanticheskogo-differentsiala, свободный (дата обращения: 10.12.2024). – Текст: электронный.

12. Шенцова, О. М. Выявление предметно-пространственных предпочтений студентов вузов в образовательной среде / О. М. Шенцова // Педагогика и психология образования, 2019. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-predmetno-prostranstvennyh-predpochteniy-studentovvuzov-v-obrazovatelnoy-srede, свободный (дата обращения: 18.11.2024). – Текст: электронный.

13. Виноградова, И. А. Исследование представлений студентов и преподавателей о среде университета / И. А. Виноградова, Е. В. Иванова // Ped.Rev., 2017. – № 1(15). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-predstavleniy-studentov-i-prepodavateley-o-srede-universiteta, свободный (дата обращения: 18.11.2024). – Текст: электронный.

14. Калита, В. В. Содержание понятия ”Психологический комфорт” / В. В. Калита, А. В. Шайтанюк и др. // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем востоке, 2014. – № 3. – С. 72-78.

15. Медведева, И. Е. Психологический комфорт городской среды: содержание и принципы оценки конструкта: выпускная квалификационная работа: защищена 2.07.2018 / Медведева Ирина Евгеньевна. – Владивосток: ДВФУ, 2018. – 67 с.

16. Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики / В. П. Серкин. – Москва : ПЧЕЛА, 2008. – 378 с.


Рецензия

Для цитирования:


Чарина Е.В., Пермякова Д.С. Репрезентация комфортности среды вуза в содержании семантических универсалий студентов (на примере ФГБОУ ВО «Северо-Восточный государственный университет»). Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(4):173-181. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-173-181

For citation:


Charina E.V., Permyakova D.S. Representation of the university environment comfort in the content of students’ semantic universals. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(4):173-181. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-173-181

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)