Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Специфика полоролевых стереотипов подростков в условиях раздельного обучения

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-159-166

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования полоролевых стереотипов школьников восьмых классов, обучающихся в классах с раздельным и совместным обучением. Применялся следующий блок методик: опросник «Я женщина / мужчина» Л. Н. Ожиговой для определения когнитивного компонента половой идентичности в структуре развития личности, позволяющий изучить не только особенности личности, но и степень подверженности полоролевым стереотипам; полоролевой опросник С. Бем, способствующий выявлению степени андрогинности, маскулинности, фемининности личности. На обследуемой выборке установлено различие в стереотипах мужчин / женщин подростков, проходящих раздельное и смешанное обучение в школе. Данный факт может свидетельствовать о более резком разграничении полоролевых характеристик у школьников 14-16 лет, проходящих обучение в однородной по признаку пола группе, и о наличии у них более чётких представлений о разных полах, их социальных функциях и особенностях. Школьники, обучающиеся в классах со смешанным обучением, имеют более андрогинные полоролевые стереотипы. И, наоборот, подростки, обучающиеся в классах с раздельной формой обучения, имеют более выраженные полоролевые стереотипы: мальчики – более маскулинные, девочки – более фемининные. В статье даны рекомендации и обозначены перспективы исследования, в частности изучения взаимосвязи содержания стереотипов и представлений о половых ролях родителей, значимых взрослых, мотивации родителей выбора той или иной формы обучения для ребенка, то есть включением в анализ более широкого контекста социализации (семья, ближайшее окружение, СМИ, в частности, интернет). 

Об авторах

Н. М. Мельникова
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

МЕЛЬНИКОВА Надежда Михайловна – к. психол. н., доцент кафедры психологии и социальных наук института психологии

г. Якутск



С. И. Афанасьева
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

АФАНАСЬЕВА Сайыына Ивановна – студент группы ИП-БА-ПС-19 отделения института психологии

г. Якутск



Список литературы

1. Болотов, М. А. Раздельное обучение: проблемы и перспективы / М. А. Болотов // Вестник Башкирск. ун-та. – 2010. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razdelnoe-obuchenie-problemyi-perspektivy (дата обращения: 12.11.2024).

2. Дудина, Е. Н. Психолого-педагогические особенности раздельного обучения мальчиков и девочек в общеобразовательной школе / Е. Н. Дудина, Э. П. Бакиров // Вестник ТГПУ. – 2017. – № 9 (186). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osobennosti-razdelnogo-obucheniyamalchikov-i-devochek-v-obscheobrazovatelnoy-shkole (дата обращения: 16.11.2024)

3. Новиков, С. И. Раздельное обучение как педагогическая проблема / С. И. Новиков // Проблемы науки. – 2015. – № 1 (1). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razdelnoe-obuchenie-kakpedagogicheskaya-problema (дата обращения: 16.11.2024).

4. Сергеева, М. М. Особенности психологической адаптации у старших подростков в условиях раздельного и совместного обучения / М. М. Сергеева, С. В. Мишина // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. – 2018. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskoy-adaptatsii-u-starshih-podrostkov-v-usloviyah-razdelnogo-isovmestnogo-obucheniya (дата обращения: 17.11.2024).

5. Печникова, Е. Э. Особенности межличностных отношений подростков в условиях раздельного обучения / Е. Э. Печникова // Студенческая наука и XXI век. – 2015. – № 12. – С. 95-97. – EDN VFYTKF.

6. Дренина, Ю. А. Гендерные особенности полоролевых предпочтений современных подростков и юношества / Ю. А. Дренина // Вестник магистратуры. – 2016. – № 4-3 (55). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennosti-polorolevyh-predpochteniy-sovremennyh-podrostkov-iyunoshestva (дата обращения: 12.11.2024).

7. Нестерова, В. Л. К вопросу о динамике гендерных стереотипов в современном постиндустриальном обществе / В. Л. Нестерова, С. Т. Баранов // Вестник славянских культур. – 2017. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-dinamike-gendernyh-stereotipov-v-sovremennompostindustrialnom-obschestve (дата обращения: 14.11.2024).

8. Чернышева, А. В. Маскулинность и феминность в современном обществе: тенденции трансформации / А. В. Чернышева, А. Г. Спирюгова // Гуманитарный вестник. – 2021. – № 6 (92). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maskulinnost-i-feminnost-v-sovremennom-obschestve-tendentsiitransformatsii (дата обращения: 12.11.2024).

9. Чуркина, Н. А. Маскулинность и феминность в современном обществе: состояние, тенденции трансформации / Н. А. Чуркина // Социодинамика. – 2018. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/maskulinnost-i-feminnost-v-sovremennom-obschestve-sostoyanie-tendentsii-transformatsii (дата обращения: 12.11.2024).

10. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 320 С.

11. Везетиу, В. В. Гендерная социализация личности: теоретический аспект / В. В. Везетиу, Л. В. Бура // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 67-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernaya-sotsializatsiya-lichnosti-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 01.12.2024).

12. Шмарион, Ю. В. Гендерные и возрастные аспекты цифровой социализации студентов регионального гуманитарного вуза / Ю. В. Шмарион, А. В. Землянская // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. – 2023. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-i-vozrastnye-aspektytsifrovoy-sotsializatsii-studentov-regionalnogo-gumanitarnogo-vuza (дата обращения: 10.12.2024).

13. Белоусова, А. Б. Гендерные особенности участников вертикальных межличностных конфликтов в современной организации / А. Б. Белоусова, А. Б. Хавронина // Вестник Казанского технологического университета. – 2013. – № 15. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-osobennostiuchastnikov-vertikalnyh-mezhlichnostnyh-konfliktov-v-sovremennoy-organizatsii (дата обращения: 17.11.2024)

14. Власова, Н. В. Особенности поведения в конфликте подростков с разной гендерной идентичностью / Н. В. Власова, Е. Л. Буслаева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2020. – № 4 (837). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-povedeniya-v-konflikte-podrostkov-s-raznoy-gendernoy-identichnostyu (дата обращения: 14.11.2024)

15. Камнева, Н. А. Гендерные межличностные конфликты в контексте семейных отношений / Н. А. Камнева // Вестник ТГУ. – 2014. – № 2 (130). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernyemezhlichnostnye-konflikty-v-kontekste-semeynyh-otnosheniy (дата обращения: 10.11.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Мельникова Н.М., Афанасьева С.И. Специфика полоролевых стереотипов подростков в условиях раздельного обучения. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(4):159-166. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-159-166

For citation:


Melnikova N.M., Afanasyeva S.I. Specificity of gender role stereotypes of adolescents in conditions of single-gender education. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(4):159-166. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-159-166

Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)