Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Применение иммерсивных технологий для обучения студентов действиям в чрезвычайных ситуациях в образовательных учреждениях

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-74-81

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития навыков и действий обучающихся в чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях. Одним из современных, технологичных и результативных решений по оттачиванию навыков действий в таких ситуациях являются иммерсивные тренажеры, реализуемые как на стационарных ПК, так и в VR-системах. С появлением новых и более доступных систем виртуальной реальности иммерсивные тренажеры набирают популярность в образовании, в том числе и их версии для персональных компьютеров. Отработка необходимых навыков в иммерсивных тренажерах позволяет создать абсолютно безопасную для обучения среду, где обучающиеся могут практиковать без риска для своей жизни необходимые навыки и принимать решения в различных чрезвычайных ситуациях. Такой вид обучения позволяет последовательно, алгоритмически продуманно выполнять необходимые действия, повышает уровень подготовки человека в критических ситуациях, улучшает реакцию и способствует сохранению жизни. Представленный перечень чрезвычайных ситуаций лег в основу разработанного иммерсивного тренажера для обучения действиям в образовательных учреждениях. Раскрыт процесс разработки иммерсивного тренажера в среде Unity с применением инструмента ProBuilder. Разработана система критериев для фиксации результатов обучения на иммерсивном тренажере. Описан эксперимент по применению разработанного иммерсивного тренажера как средства отработки навыков и действий при возникновении чрезвычайных ситуаций. Представлены результаты, подтверждающие его эффективность, а также предложены пути его дальнейшего совершенствования, расширения функциональных возможностей.

Об авторах

Ю. В. Корнилов
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

КОРНИЛОВ Юрий Вячеславович – к. пед. н., доцент кафедры информатики и вычислительной техники

г. Якутск



Л. О. Угаров
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Россия

УГАРОВ Леонид Олегович – студент 4 курса Педагогического института

г. Якутск



Список литературы

1. Елагин, А. Г. Потребность человека быть в безопасности / А. Г. Елагин // Пробелы в российском законодательстве. – 2016. – № 3. Cyberleninka.ru : [сайт]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebnost-cheloveka-byt-v-bezopasnosti (дата обращения: 13.06.2024).

2. Сергеев, С. Ф. Виртуальные тренажеры: проблемы теории и методологии проектирования / С. Ф. Сергеев // Биотехносфера. – 2010. – № 2(8). – С. 15-20.

3. Barfield W. Fundamentals of wearable computers and augmented reality (2nd ed.). Boca Raton, FL: CRC Press; 2015.

4. Lee M, Kolkmeier J, Heylen D and IJsselsteijn W. Who Makes Your Heart Beat? What Makes You Sweat? Social Conflict in Virtual Reality for Educators. Front. Psychol. 2021;12(628246). Available from: doi: 10.3389/fpsyg.2021.628246.

5. Calvert J, Abadia R. Impact of immersing university and high school students in educational linear narratives using virtual reality technology. Computers & Education. 2020;159(104005). Available from: doi: 10.1016/j.compedu.2020.104005.

6. Gandhi HA, Jakymiw S, Barrett R, Mahaseth H, White AD. Real-time interactive simulation and visualization of organic molecules. Journal of Chemical Education. 2020;97(11): 4189-4195. Available from: doi: 10.1021/acs.jchemed.9b01161.

7. Роберт, И. В. Перспективы использования иммерсивных образовательных технологий / И. В. Роберт // Педагогическая информатика. – 2020. – № 3. – С. 141-159.

8. Гриншкун, В. В. Технологии виртуальной реальности: пути их внедрения в процесс обучения студентов клиническим дисциплинам в медицинском вузе / В. В. Гриншкун, К. С. Итинсон // Цифровая трансформация образования: современное состояние и перспективы : Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Курск, 14 декабря 2022 г. / Под редакцией В.А. Липатова, Л.В. Снегиревой, А.В. Рышковой. – Курск: Курский государственный медицинский университет, 2022. – С. 68-70.

9. Mukasheva M, Kornilov I, Beisembayev G, et al. Contextual structure as an approach to the study of virtual reality learning environment. Cogent Education. 2023;10(1). Available from: doi: 10.1080/2331186X.2023.2165788.

10. Заславская, О. Ю. Анализ подходов к трансформации образования в условиях развития иммерсивных и других цифровых технологий / О. Ю. Заславская // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. – 2020. – № 3(53). – С. 16-20. – DOI: 10.25688/2072-9014.2020.53.3.02.

11. Корнилов, Ю. В. К вопросу о терминологии и классификации иммерсивных технологий в образовании / Ю. В. Корнилов, А. А. Попов // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 68-2. – С. 171-174.

12. Рекомендации и правила поведения при возникновении пожара в общеобразовательном учреждении (школе). Mchs.gov.ru : [сайт]. – URL: https://39.mchs.gov.ru/deyatelnost/deyatelnost/pozharyv-obshcheobrazovatelnyh-uchrezhdeniyah-shkolah (дата обращения: 04.06.2024).

13. Правила поведения в случае нападения на школу. Sch1250s.mskobr.ru : [сайт]. – URL: https://sch1250s.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/630e020510492.pdf (дата обращения: 04.06.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Корнилов Ю.В., Угаров Л.О. Применение иммерсивных технологий для обучения студентов действиям в чрезвычайных ситуациях в образовательных учреждениях. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(4):74-81. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-74-81

For citation:


Kornilov I.V., Ugarov L.O. The use of immersive technologies in emergency response training for students in educational institutions. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(4):74-81. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-74-81

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)