Применение технологий искусственного интеллекта при обучении китайских студентов русскому языку
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-68-73
Аннотация
Актуальность исследования связана с необходимостью совершенствования методики обучения русскому языку китайских студентов в связи с расширением торговых контактов между Россией и Китаем и современными тенденциями в образовании. Новизна работы состоит в отсутствии исследований по применению искусственного интеллекта в процессе обучения китайских студентов русскому языку. Цель работы − рассмотреть теоретические основы обучения китайских студентов русскому языку с применением технологий искусственного интеллекта, такие как описание общедидактических и частнодидактических принципов обучения, оценка культурных и технических барьеров в педагогическом процессе, указание на специфику применения чат-ботов в преподавании русского языка и важность корректных формулировок запросов к чат-боту (промптов). Представлены результаты опроса китайских студентов Института иностранных языков Чанчуньского политехнического университета, в результате которого обнаружены факторы, способствующие повышению мотивации к обучению иностранных языков вообще и русского языка в частности и определена роль современных методов обучения, в частности использования чат-ботов. Указана проблема использования чат-ботов, способных осуществлять поддержку педагогического эксперимента на русском и китайском языках, которая состоит в первую очередь в отсутствии таких чатботов, которые можно использовать для осуществления качественной письменной и устной коммуникации в процессе обучения китайских студентов русскому языку. Определена специфика модели обучения китайских студентов русскому языку, основанной на полимодальном и межкультурном подходах. Отмечено, что основополагающие правила формулирования промптов, рассмотренные в публикациях и на сайтах, являются общедидактическими. Из частнодидактических принципов формулирования промптов предлагается считать принцип совершенствования языковой компетенции китайских студентов в области русского языка. Выявлено, что наиболее проблематичным в использовании метода промпт-инжиниринга в преподавании русского языка китайским студентам является формулирование промптов с учетом специфики лексического и культурологического материала.
Об авторах
О. Н. ИванищеваРоссия
ИВАНИЩЕВА Ольга Николаевна – д-р филол. н., профессор кафедры филологии, межкультурной коммуникации и журналистики института гуманитарных и социальных наук
г. Мурманск
М. Лян
Китай
ЛЯН Мэнцзе − к. филол. н., преподаватель русского языка института иностранных языков
г. Чанчунь
Список литературы
1. Троцюк, С. Н. Нейросети как педагогический инструмент в обучении русскому языку как иностранному / С. Н. Троцюк // Бархударовские чтения. − 2024. − Т.1. − С. 118−122.
2. Ive, J. Leveraging the potential of synthetic text for AL in mental healthcare / J. Ive // Frontiers in Digital Health. − 2022. − № 4. https://doi.org/10.3389/FDGTH.2022 1010202/BIBTEX
3. Muktadir, G. M. A Brief History of Prompt: Leveraging Language Models. (Through Advanced Prompting) / G. M. Muktadir. 2023. arXiv:2310.04438
4. Sahoo, P. et al. A Systematic Survey of Prompt Engineering in Large Language Models: Techniques and Applications / P. Sahoo et al. 2024. arXiv:2402.07927v1
5. White, J. et al. A Prompt Pattern Catalog to Enhance Prompt Engineering with ChatGPT / J. White et al. 2023. arXiv:2302.11382
6. Schulhoff, S. et al. The Prompt Report: A Systematic Survey of Prompting Techniques. 2024 / S. Schulhoff et al. arXiv:2406.06608v3
Рецензия
Для цитирования:
Иванищева О.Н., Лян М. Применение технологий искусственного интеллекта при обучении китайских студентов русскому языку. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(4):68-73. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-68-73
For citation:
Ivanishcheva O.N., Liang M. Application of Artificial Intelligence Technologies in Teaching Russian Language to Chinese Students. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(4):68-73. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-4-68-73