Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Роль и место кинофильма при обучении русскому языку как иностранному в условиях отсутствия языковой среды (из опыта работы с китайскими студентами на материале короткометражного фильма И. Мельникова «Ванька»)

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-50-60

Аннотация

Сближение дипломатических отношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики обусловило увеличение спроса на специалистов широкого профиля, способных осуществлять межкультурную коммуникацию на русском языке. В китайских вузах увеличивается набор учащихся на специальности, где ведется обучение на русском языке. В контексте сохраняющегося традиционного подхода обучения иностранному языку, в том числе русскому, и наметившейся тенденции к коммуникативной направленности обучения, особенно в языковых вузах страны, делают актуальным поиск новых методов и способов обучения межкультурному общению на русском языке, особенно в условиях отсутствия языковой среды. Авторы данной статьи рассматривают применение в практике обучения русскому языку как иностранному такого мультимедийного средства, как кинофильмы на русском языке, определяют преимущества использования аутентичных видеофильмов с китайскими студентами языковых и технических специальностей. Представлен результат практического опыта применения аутентичного современного короткометражного фильма «Ванька» (2020) российского режиссера Игоря Мельникова в китайской аудитории. Представлены и описаны различные типы заданий на всех этапах работы с киноматериалом. Делается вывод о том, что кинофильмы обладают рядом преимуществ при решении конкретных учебных задач, являются целесообразным материалом для формирования и развития коммуникативной, лингвострановедческой компетенций. Методически грамотно организованная работа с кинофильмом способствует достижению педагогического эффекта, сохранению интереса китайских учащихся к русскому языку.

Об авторах

Т. В. Самосенкова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
Россия

Самосенкова Татьяна Владимировна – д-р пед. наук, проф., Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия



Н. А. Ларионенко
Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, г. Белгород
Россия

Ларионенко Наталья Александровна – аспирант Института межкультурной коммуникации и международных отношений, старший преподаватель кафедры русского языка и межкультурной коммуникации, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, г. Белгород, Россия



Список литературы

1. Бродзели, А. О. Использование видеоматериалов на уроках РКИ: лингвометодический аспект / А. О. Бродзели // Университетские чтения, 2019. Материалы научно-методических чтений ПГУ. Часть VI. – 2019. – С. 44-49 .

2. Воробьева, Г. В. Язык кино в обучении иностранцев русской речи / Г. В. Воробьева, Л. А. Батурина // Высшее образование России . – 2012. – № 6. – С. 165-167 .

3. Арапова, О. Г. Коротко о главном. Смотрим короткометражные фильмы: пособие для студентов, изучающих русский язык как иностранный / О. Г. Арапова, А. В. Анисимова. – 2 изд. – Москва : Русский язык. Курсы, 2019. – 120 с.

4. Гельфрейх, П. Стоп-кадр! Смотрим и обсуждаем: пособие по развитию разговорной речи на основе роликов юмористического киножурнала «Ералаш» / П. Гельфрейх, М. Низник. – Санкт- Петербург : Златоуст, 2022. – 240 с.

5. Эрлих, Я. В. Эпизоды. Видеокурс для развития речи: учеб. пособие. / Я. В. Эрлих. – Москва : Русский язык. Курсы, 2020. – 192 с.

6. Гончарова, А. В. К вопросу о перспективах использования видеоматериала на уроках русского языка как иностранного / А. В. Гончарова , Л. А. Артюхова // Актуальные проблемы изучения языка, литературы и журналистики: достижения, перспективы, инновации: Материалы международной научно-практической конференции. – Абакан, 18-19 ноября 2020. – 2020. – С. 52 – 54 .

7. Мэн Линся. Обучение русскому языку как иностранному в вузах Китая: проблемы и пути их решения (из опыта работы преподавателей Муданцзянского педагогического университета [Текст] / Мэн Линся // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2016. – № 7 (172). – С. 70 – 74 .

8. Гао Фэнлань. Особенности обучения русскому языку в китайских вузах / Гао Фэнлань // Педагогическое образование России . – 2016. – № 12. – С. 41- 45.

9. Храмченко, Т. А. Обучение русскому языку как иностранному с использованием современных аутентичных фильмов короткометражного формата / Т. А. Храмченко // Технологии обучения русскому языку как иностранному и диагностика речевого развития: Материалы XXI международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию УО БГМУ и 60-летию обучения иностранных граждан в Беларуси, г. Минск, 21 октября 2021 . – 2022. – С. 482-487 .

10. Бегийович, О. С. Кино в обучении иностранным языкам / О. С. Бегийович // Вестник Южно- Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика». – 2009. – № 8. – С. 75-77.

11. Ревина, Е. В. Использование аутентичных видеоматериалов в процессе обучения иностранному языку / Е. В. Ревина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки . – 2015. – № . – С. 98 – 103.

12. Самчик, Н. Н. Применение аутентичных видеоматериалов на занятиях по русскому языку как иностранному: практический аспект / Н. Н. Самчик // Азимут научных исследований: педагогика и психология . – 2019. – № 3 (28). – С. 244 – 246.


Рецензия

Для цитирования:


Самосенкова Т.В., Ларионенко Н.А. Роль и место кинофильма при обучении русскому языку как иностранному в условиях отсутствия языковой среды (из опыта работы с китайскими студентами на материале короткометражного фильма И. Мельникова «Ванька»). Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(3):51-61. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-50-60

For citation:


Samosenkova T.V., Larionenko N.A. The role and place of films in teaching Russian as a foreign language in the absence of a language environment: the case of working with Chinese students using the material of Melnikov’s short film “Vanka”. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(3):51-61. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-50-60

Просмотров: 78


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)