Preview

Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy»

Расширенный поиск

Проектирование семейных ценностей обучающейся молодежи Крайнего Севера

https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-5-19

Аннотация

В данной статье отражены результаты проектно-исследовательской деятельности, направленные на раскрытие определений основ семейных ценностей молодежи, проживающих в условиях Крайнего Севера. В работе отмечается проектно-исследовательская деятельность, содействующая укреплению семейных ценностей. Целью данной статьи является отражение проектно-исследовательской деятельности с обучающейся молодежью в определении основ семейных ценностей. В Северо-Восточном федеральном университете организация научно-исследовательской работы со студентами всегда является стратегически важным процессом в рамках Федерального государственного образовательного стандарта. В новых реалиях студенту предоставляется масса возможностей реализоваться и раскрыть свои потенциальные возможности не только в узком профессиональном направлении, но и в углублении в различные междисциплинарные сферы жизнедеятельности. В последние годы по результатам Росстата по Республике Саха (Якутия), наблюдается снижение количества браков и повышение количества разводов: если в 2015 г. было зафиксировано 7668 бракосочетаний и 4087 разводов, то на 2023 г. пришлось 4935 бракосочетаний и 4036 разводов. Исходя из этих данных, можем увидеть, что по Крайнему Северу надвигается проблема, связанная с семейными ценностями, которая требует профилактики; для решения данной проблемы нужно понять и определить, какие семейные ценности у современной молодежи. Метод проективно-исследовательской деятельности позволяет в рамках проекта обучающихся подробно рассмотреть определение «семейные ценности», учитывая климатические, социально-культурные особенности, с которыми сталкивается молодежь, проживая на Крайнем Севере. В качестве контингента исследования выбрали обучающуюся молодежь, так как именно им предстоит образовать новую ячейку – молодую семью среди обучающейся молодежи. Мы считаем важным сформировать семейные ценности у обучающейся молодежи, поскольку она укрепляет фундамент образования социальных институтов, что является основой государства.

Об авторах

Ю. Т. Антонова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Россия

Антонова  Юлия Тихоновна – к. пед. н., доцент кафедры психологии и социальных наук института психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия



М. Г. Тимофеева
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Россия

Тимофеева Мария Григорьевна – ассистент кафедры психологии и социальных наук института психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия



М. А. Харарбахова
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск
Россия

Харабахова Матрена Аркадьевна – ассистент кафедры психологии и социальных наук института психологии, Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия



Список литературы

1. Харичев, А. Д. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации) / А. Д. Харичев, А. Ю. Шутов, А. В. По- лосин, Е. Н. Соколова // Журнал политических исследований. 2022. №. 3. – С. 9-19. – DOI: https://doi. org/10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19 (дата обращения: 21.10.2023).

2. Сорокин, А. Н. Компетенции научно-образовательного центра: определение, перечень и структура / А. Н. Сорокин, Е. И. Яковлева, И. Ф. Фильченкова, Ю. С. Ширяева, Т. Ф. Краснопевцева // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, No1. – С. 4.

3. Болдовская, Т.Е. Научная социализация студента при подготовке к предметной олимпиаде / Т. Е. Болдовская, М. В. Девятерикова, И. И. Раскина // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 476. – С. 176-183.

4. Белова С.Н., Строгович Ю.Н., Аристархов О.А. Традиционные семейные ценности и суррогатное материнство: неразрешимые проблемы совместного сосуществования // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 2022. № 47(4). С. 747–755.

5. Хахина, Н. В. Семейные ценности, как фактор воспитания подростка / Н. В. Хахина // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2013. №4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-tsennosti-kak-faktor-vospitaniya-podrostka (дата обращения: 22.10.2023).

6. Артюхин, О. А. Мировоззренческие компоненты модели «пентабазиса» в современной политике России / О. А. Артюхин, Л. Л. Иванова, А. Т. Батов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrencheskie- komponenty-modeli-pentabazisa-v-sovremennoy-politike-rossii (дата обращения: 21.10.2023).

7. Summers JA, Poston DJ, Turnbull AP, Marquis J, Hoffman L, Mannan H, Wang M. Conceptualizing and measuring family quality of life. J Intellect Disabil Res. 2005 Oct;49(Pt 10):777-83. doi: 10.1111/j.1365- 2788.2005.00751.x.

8. Sutherland, D. Family-systems interventions for families of people with an intellectual disability or who are autistic: a systematic review / D. Sutherland, S. Flynn, O. Kurzeja, J. Griffin, R. Hastings // Journal of Intellectual Disability Research. 2023 V.67. – P. 1003–1028. https://doi.org/10.1111/jir.13068 (дата обращения 25.10.2023).

9. Бахтигулова, Л. Б. Задачи и основы семейного воспитания, его характерные черты и проблемы / Л. Б. Бахтигулова / Лесной вестник / Forestry bulletin / МГУЛ. – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мытищин- ский филиал Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана», 2003. – № 4. – С . 184-192.

10. Zulfiya Boltaeva, ORGANIZATION OF STUDENTS’ RESEARCH ACTIVITY AS A WAY TO BECOME COMPETITIVE SPECIALISTS // American Journal of Research 3-4, March-April 2023. https:// journalofresearch.us/wp-content/uploads/2023/03/133-136.pdf (дата обращения 21.09.2024)Серия «ВЕСтнИКА СВФУ» № 3 (35) 2024

11. Ачисова, Н. И. Исследовательская деятельность дошкольников / Н. И. Ачисова // Глобус. 2020. №6 (52). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnikov (дата обращения: 17.04.2023)

12. Менш, П. В. Исследовательская деятельность / П. В. Менш // ВМ. 2014. №1 (9). – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost (дата обращения: 17.04.2023)

13. Богоявленская, Д. Б. О природе исследовательской деятельности / Д. Б. Богоявленская // Исследователь/Researcher. 2020. №4 (32). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-prirode-issledovatelskoy- deyatelnosti (дата обращения: 17.04.2023)

14. Дьякова, И. Н. Исследовательская деятельность учащихся по ботанике / И. Н. Дьякова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2015. №4. – URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-uchaschihsya-po-botanike (дата обращения: 17.04.2023)

15. Рассказова, Ж. В. Исследовательская деятельность учащихся в условиях общеобразовательной школы: функция и виды / Ж. В. Рассказова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-uchaschihsya- v-usloviyah-obscheobrazovatelnoy-shkoly-funktsiya-i-vidy (дата обращения: 17.04.2023)

16. Черепанов, М. С. Ценности и принципы исследовательской деятельности учащихся. Опыт осмысления с точки зрения компетентностного подхода / М. С. Черепанов // Пермский педагогический журнал. 2010. №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-i-printsipy-issledovatelskoy- deyatelnosti-uchaschihsya-opyt-osmysleniya-s-tochki-zreniya-ompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 17.04.2023)

17. Мерцалова, О. Д. Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников / О. Д. Мерцалова // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya- deytelnost-kak-sredstvo-razvutiya-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 21.09.24)

18. Батраченко, Е .А. К вопросу структуры и организации исследовательской деятельности в системе высшего образования / Е. А. Батраченко, Г. В. Козлова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2021. № 4. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-struktury-i-organizatsii-issledovatelskoy- deyatelnosti-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 17.04.2023)

19. Тимошенко, А. И. Исследовательская деятельность как фактор формирования исследовательской компетентности обучающихся / А. И. Тимошенко // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №2 (18). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-kak- faktor-formirovaniya-issledovatelskoy-kompetentnosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 17.04.2023)

20. Попова, Н. Г. Ресурсы развития научно-публикационных компетенций российских исследователей / Н. Г. Попова, Е. И. Хабирова // Образование и наука. 2023;25(8):80-114. – URL : https://doi. org/10.17853/1994-5639-2023-8-80-114

21. Hawke LD, Relihan J, Miller J, McCann E, Rong J, Darnay K, Docherty S, Chaim G, Henderson JL. Engaging youth in research planning, design and execution: Practical recommendations for researchers. Health Expect. 2018 Dec;21(6):944-949. doi: 10.1111/hex.12795. Epub 2018 Jun 1. PMID: 29858526; PMCID: PMC6250868.

22. Турлакова, О. Е. Умения внутрикомандного взаимодействия студентов в проектной деятельности / О. Е. Турлакова // Ценности и смыслы. 2022. №6 (82). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ umeniya-vnutrikomandnogo-vzaimodeystviya-studentov-v-proektnoy-deyatelnosti (дата обращения: 14.11.2023).

23. Puzanova Zh. V., Filippov V. M., Larina T. I., Simonova M. A. FAMILY ATTITUDES OF UNIVERSITY STUDENTS IN TERMS OF EXTREMISM RISKS // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/family-attitudes-of-university-students-in-terms-of- extremism-risks (дата обращения: 21.09.2024).

24. Говорухин, Г. Э. Семья как ценность и семейные ценности в российском обществе (социологическое исследование семейных ценностей студентов КНАГТУ) / Г. Э. Говорухин, И. С. Андросова // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. – 2015. – Т. 2, № 3(23). – С. 71-81. – EDN UHBJAR.

25. Донина, О. И. Социальные аспекты формирования семейных ценностей молодежи в условиях трансформации современного общества / О. И. Донина, О. В. Шабанова, А. А. Салихова. – Улья- новск : Ульяновский государственный университет, 2021. – 170 с. – ISBN 978-5-88866-834-4. – EDN JUEURH.

26. Слепцов, В. П. Семейные ценности в воспитании детей народов Севера / В. П. Слепцов // Наука и современность. 2014. №34. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-tsennosti-v- vospitanii-detey-narodov-severa (дата обращения: 21.09.2024).

27. Беляева, А. Б. Традиционные семейные ценности / А. Б. Беляева // Вестник ТГУ. 2008. №11. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/traditsionnye-semeynye-tsennosti (дата обращения: 21.09.2024).

28. Сергеева, Б. В. Реализация деятельностного подхода на уроках в начальной школе / Б. В. Сергеева, М. В. Дзюба // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25811 (дата обращения: 22.10.2023).

29. Sutherland, D. Family-systems interventions for families of people with an intellectual disability or who are autistic: a systematic review / D. Sutherland, S. Flynn, O. Kurzeja, J. Griffin, R. Hastings // Journal of Intellectual Disability Research. 2023 V.67. – P. 1003–1028. https://doi.org/10.1111/jir.13068 (дата обращения 25.10.2023).

30. Журнал политических исследований. 2022. № 3. – Текст: электронный. – URL: https://znanium. com/catalog/product/1913776 – C. 1-119. (дата обращения 21.09.2024).

31. Чупрова, Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза / Л. В. Чупрова // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). – Т. 2. – Санкт-Петербург : Реноме, 2012. – С. 380-383. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1914/ (дата обращения: 06.03.2023).

32. Артюхин, О. А. Мировоззренческие компоненты модели «пентабазиса» в современной политике России / О. А. Артюхин, Л. Л. Иванова, А. Т. Батов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mirovozzrencheskie- komponenty-modeli-pentabazisa-v-sovremennoy-politike-rossii (дата обращения: 21.10.2023).

33. Ачисова, Н. И. Исследовательская деятельность дошкольников / Н. И. Ачисова // Глобус. 2020. №6 (52). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-doshkolnikov (дата обращения: 17.04.2023)

34. Шумакова, Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н. Б. Шумакова. – Москва : Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – С. 336.


Рецензия

Для цитирования:


Антонова Ю.Т., Тимофеева М.Г., Харарбахова М.А. Проектирование семейных ценностей обучающейся молодежи Крайнего Севера. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2024;(3):6-20. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-5-19

For citation:


Antonova Yu.T., Timofeeva M.G., Khararbakhova M.A. Designing family values of young students in the Far North. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2024;(3):6-20. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2024-3-5-19

Просмотров: 193


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2587-5604 (Online)