О наставничестве в высшем образовании
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-56-64
Аннотация
Наиболее положительно зарекомендовавшим себя в образовательной практике прошлых лет в современном менеджменте как форма повышения профессионализма и технология эффективного управления является наставничество. Воспитательный потенциал наставничества основан на личностно-ориентированном подходе к развивающемуся человеку, субъект-субъектных отношениях с ним. Благодаря наставнической деятельности происходит приращение личной профессиональной компетентности студента и молодого специалиста посредством интериоризации позитивного опыта, эталонов мастерства и ценностей профессионализма. В статье охарактеризованы модели наставничества, реализующиеся в современном контексте. Представлен проект «Наставничество», разработанный профессором ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» А. В. Мордовской. Рассмотрена практика реализации программ наставничества в российских вузах.
Об авторе
С. В. ПанинаРоссия
Панина Светлана Викторовна – к. пед. н., доцент кафедры педагогики Педагогического института
Якутск
Список литературы
1. Наставничество в системе образования России. Практическое пособие для кураторов в образовательных организациях / Под ред. Н. Ю. Синягиной, Т. Ю. Райфшнайдер. – Москва : Рыбаков Фонд, 2016. – 153 с.
2. Исаев, Е. А. Наставничество как ресурс становления культуры профессиональной самоорганизации будущего учителя / Е.А. Исаев // Педагогика. Вопросы теории и практики. – 2023. – Т. 8. В. 5. – С. 555-560.
3. Кочемасова, Л. А. Научное наставничество в образовательной практике студента педагогического вуза / Л. А. Кочемасова // Вестник Самарского государственного технического университета. – 2021. – Т. 18. – № 1. – С. 29-46. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.1.3
4. Блинов, В. И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4-18.
5. Фролова, С. В. Наставничество и менторинг: анализ понятий / С. В. Фролова, Н. Д. Базарнова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61–2. – С. 213-216.
6. Мамаева, И. А. Двумерная модель наставничества в негуманитарном вузе / И. А. Мамаева // Агроинженерия. – 2020. – № 5 (99). – С. 71-77.
7. Гринько, Е. Н. Наставничество в формировании студента медицинского вуза / Е. Н. Гринько, А. С. Омельченко // Тихоокеанский медицинский журнал. – 2019. – №1. – С. 84-88.
8. Мордовская, А. В. Педагогическое сопровождение профессионального развития будущего педагога / А. В. Мордовская // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 6. – С. 40-46.
9. Официальный сайт ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова». – URL : https://www.s-vfu.ru/ (дата обращения 17.09.2023).
10. Гиндес, Е. Г., Троян И.А., Кравченко Л.А. Наставничество в высшем образовании: концепция, модель и перспективы развития / Е. Г. Гиндес, И. А. Троян, Л. А. Кравченко // Высшее образование в России. – 2023. – Т. 32. – № 8-9. – С. 110-129. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvov-vysshem-obrazovanii-kontseptsiya-model-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения 03.11.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Панина С.В. О наставничестве в высшем образовании. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(4):56-64. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-56-64
For citation:
Panina S.V. About mentoring in higher education. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(4):56-64. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-56-64