К вопросу обучения русскому языку в Казахстане
https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-48-55
Аннотация
Язык играет решающую роль в жизни общества. В статье рассмотрены вопросы современной методики в практике преподавания русского языка в образовательной сфере Казахстана. Описывается статус русского языка в современном Казахстане и связанные с ним вопросы методики преподавания. С введением в суверенном Казахстане трехъязычной (казахский, русский и английский) политики, русский язык приобрел статус языка межнационального общения. Рассматривается роль русского языка в Казахстане, в том числе, в учебном процессе в системе высшего образования. Исследование описывает изменение роли русского языка в казахстанском контенте. Проведен обзор ранее опубликованных работ, посвященных этой проблеме. Краткий обзор научных изысканий по лингводидактике свидетельствует о наличии методологических проблем, связанных с обучением русскому языку. Авторами описаны некоторые принципы обучения русскому языку в образовательной среде. Определяется феномен художественного текста как один из вариантов межкультурной коммуникации в процессе обучения русскому языку. Междисциплинарное исследование заявленной проблематики возможно благодаря обращению к библиографической базе научных работ, посвященных практической методике обучения русскому языку. Научная новизна работы видится в формировании обновленной методики обучения русскому языку в современном полиэтническом Казахстане, а также в научно-практической рефлексии на языковые реформы в стране.
Об авторах
К. Р. НургалиКазахстан
Нургали Кадиша Рустембековна – д. филол. н., профессор, заведующий кафедрой русской филологии
Астана
Ж. С. Бейсенова
Казахстан
Бейсенова Жайнагуль Сабитовна – д. филол. н., профессор кафедры русской филологии
Астана
Список литературы
1. Митрофанова, О. Д. Методика преподавания русского языка как иностранного / О. Д. Митрофанова, В. Г. Костомаров. – Москва : 1990. – 272 с.
2. Хавронина, С. А. Новые методические решения актуальных вопросов языковой подготовки / С. А Хавронина, О. Д. Митрофанова // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 г.). – Санкт-Петербург : МАПРЯЛ, 2015. – С. 717–722.
3. Нарушевич, А. Г. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений / А. Г. Нарушевич / Курс лекций для Педагогического университета. – URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200702303 (дата обращения 29.10.2023).
4. Кротова, Т. А. Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (Гранада, Испания, 13-20 сентября 2015 г.) / Т. А. Кротова. – Санкт-Петербург : МАПРЯЛ, 2015. – С. 580-610.
5. Крючкова, Л. С. Русский язык как иностранный / Л. С. Крючкова, Н. В. Мощинская. – Москва : Флинта-Наука, 2009. – 474 с.
6. Карлинский, А. Е. Диалингвальный анализ и его применение при обучении второму языку / А. Е. Карлинский // Лингвистические основы преподавания языка. – Москва : Наука, 1983. – С. 103- 113.
7. Педагогическая академия РК имени Ы. Алтынсарина. – URL : https://uba.edu.kz/ru (дата обращения 29.10.2023).
8. Букейханова, Р. К. Профессиональный русский язык для технических вузов / Р. К. Букейханова, Н. С. Саньярова. – Алматы : СаFa, 2017. – 287 с.
9. Тажимуратова, А. Е. Инновационные методы обучения и нормы русского языка в Казахстане / А. Е. Тажимуратова // Современные наукоемкие технологии. – 2012. – № 7. – С. 51-53. – URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=30736 (дата обращения: 02.09.2023).
10. Туксаитова, Р. Функционирование русского языка в мультикультурном пространстве Казахстана: государственная политика и общественные настроения / Р. Туксаитова // Quaestio Rossica. – 2016. – Т. 4. – № 4. – С. 94-106. – DOI : https://doi.org/10.15826/qr.2016.4.193 (дата обращения: 02.09.2023).
11. Имамбек, Н. К. Polylinguality and Transcultural Practices. – ISSN 2618-897X (print), ISSN 2618- 8988 (online). – 2023. – Vol. 20. – No. 1. – 77-87 р.
12. Центр казахского языка и культуры. – URL : https://linguanet.ru/sotrudnichestvo/tsentry-yazykovi-kultur-pri-mglu/tsentr-kazakhskogo-yazyka-i-kultury (дата обращения: 29.10.2023).
13. Типовые учебные программы цикла общеобразовательных дисциплин. Русский язык. – Алматы : Казак университеты, 2014. – 124 с.
14. Barthes Roland. Elements of Semiology. – URL : http://www.marxists.org/reference/subject/philosophy/works/fr/barthes.htmBarthesRoland) (дата обращения 29.10.2023).
15. Коменский, Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. – Санкт-Петербург : Типография А. М. Котомина, 1875. – Приложение к журналу «Наша Начальная Школа» за 1875 год.
16. Елизарова, Г. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению / Г. В. Елизарова // Дис. ... д-ра пед. наук : Санкт-Петербург, 2001. – 371 c. – URL : http://www.dslib.net/teoria-vospitania/formirovanie-mezhkulturnoj-kompetencii-studentov-vprocesse-obuchenija-inojazychnomu.html (дата обращения 29.10.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Нургали К.Р., Бейсенова Ж.С. К вопросу обучения русскому языку в Казахстане. Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Vestnik of North-Eastern Federal University. Серия «Педагогика. Психология. Философия». Pedagogics. Psychology. Philosophy». 2023;(4):48-55. https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-48-55
For citation:
Nurgali K.R., Beisenova Zh.S. On the issue of teaching Russian in Kazakhsta. Vestnik of North-Eastern Federal University. Pedagogics. Psychology. Philosophy. 2023;(4):48-55. (In Russ.) https://doi.org/10.25587/2587-5604-2023-4-48-55